Денис
Денис
Head of Back-end developer
26.09.2022

Биллинговые системы: как работает диджитал в телеком-бизнесе

Денис
Денис
Head of Back-end developer
26.09.2022
26.09.2022
6906
0

Люди по всему миру ежедневно отправляют десятки тысяч смс, совершают миллионы звонков, делают сотни миллионов запросов в Google через мобильные сети. Эти процессы нуждаются в обслуживании. За этот сервис отвечают компании-провайдеры, поставщики телекоммуникационных услуг. И для тарификации телеком-сервиса каждому провайдеру необходима биллинговая система. Это особый софт для расчета, который собирает первичные данные о поставке телеком-услуг и структурирует их для дальнейшей обработки. Давайте разберем, что такое биллинг система, как она работает и где применяется.

Что такое биллинговые системы?

Каждый раз, когда вы совершаете телефонный звонок, что-то ищете в сети, или просто смотрите ТВ, где-то на другой стороне провода работает система биллинга. Она собирает полученную информацию о трафике и сопоставляет ее с тарифами на услуги. Это процесс, при котором каждое ваше действие оценивается финансово. Причем в оплату может перейти практически любое действие пользователя: длительность применения услуги, потребляемый трафик, время оказания услуг.

Биллинговая система – это программное обеспечение, которое собирает данные от пользователей, структурирует их и обсчитывает в рамках тарифа. Если пользователь, как потребитель услуг, потребует от компании отчет, благодаря биллингу его будет легко сформировать. Но это далеко не главная задача системы. Без нее телекоммуникационный бизнес просто не сможет существовать.

Биллинговая система работает по принципу базы данных. В нее поступает вся необходимая информация. Это может быть длительность звонка, или регион, в который пользователь звонит. Если речь о предоставлении интернет-услуг, то количество потребляемого трафика и так далее. В систему попадает огромное количество информации, после чего она структурируется и обрабатывается.

Далее в дело включается тарификатор. Он оценивает собранные данные и “переводит информацию в деньги”, то есть формирует стоимость услуг на основе заданных параметров. Кроме того, на формирование цены влияют скидки, бонусы, акции. Чтобы компания удерживала интерес клиентов, тарификация должна быть гибкой. Системы биллинга отвечают за то, чтобы делать расчеты с учетом множества факторов и подстраиваться под потребности бизнеса.

После формирования счета система выставляет его пользователю по принципу предоплаты или постоплаты. В обоих случаях проводятся настройки взаимодействия с клиентом. В случае с предоплатой необходимо контролировать состояние счета, блокировать предоставление услуг, если счет не пополнен, оповещать пользователей и выполнять множество других задач. В этом тоже помогают биллинг системы.

Терминология

Чтобы лучше понять, как устроены биллинговые системы, необходимо разбираться в основных терминах их разработки. 

Есть автоматизированная система расчетов, или информационная биллинговая система. Главные их характеристики - доступность и гибкость. Если инструмент способен подстраиваться под изменения, индивидуально настраиваться, то он будет эффективной и сможет решать бизнес задачи. В идеале такая система должна быть модульной. В таком случае система биллинга собирается как бы из отдельных блоков и формирует из них единый механизм. Если нужно перестроить работу, то переделывать нужно будет только определенный модуль, а не всю систему. Это помогает быстро подстраиваться под реалии бизнеса.

Вот еще несколько терминов, которые нужно знать при разработке системы биллинга:

  • Масштабируемость по нагрузке. Когда база клиентов начнет расти, должна быть возможность расширения аппаратной части системы биллинга. Это позволит масштабировать продукт быстро и безопасно.
  • Надежность поставщика продукта. Изучайте предыдущий опыт разработчиков, чтобы убедиться, что их продукт соответствует стандартам безопасности и пользуется спросом на рынке.
  • Мультиязычность. Если вы планируете работать в разных регионах, учитывайте возможность использования разных языков.
  • Мультивалютность. Наличие этой функции дает биллинг системе принимать оплату в разной валюте с учетом текущего курса.
  • Отложенный биллинг. Это когда расчеты делаются после оказания услуги, например, после звонков.
  • Горячий биллинг. Составление счета происходит при пользовании услугой, например, при использовании платного трафика интернета.
  • Постинг биллинга. Процесс, при котором происходит фиксация данных и предоставляется в удобном виде пользователям. Например, баланс счета или распечатка расходов.

Эти термины позволят вам лучше понять принципы работы системы биллинга и подобрать программное обеспечение. Учитывайте возможности продукта при выборе и убедитесь, что они соответствуют требованиям вашего бизнеса.

Что может, что должна и за что отвечает биллинговая система?

Основная задача системы биллинга – автоматизировать процесс составления счетов или оплаты для клиента. К примеру, после звонка абонент может узнать состояние своего баланса, или у него автоматически подсчитывается остаток задолженности, списываются средства за предоставление услуг. За все это отвечает биллинговая система.

Процесс автоматизации начинается с момента заключения договора с клиентом. Далее формируются счета, система автоматически делает все расчеты согласно услугам компании. Гибкость настроек позволяет предлагать индивидуальные условия для каждого клиента, сегментировать базу и корректно выдать результаты расчета.

Подсистемы позволяют расширить возможности биллинга и вывести клиентов на самообслуживание. Например, приложение для проверки баланса, сервис для изменения услуг. У вашего интернет-провайдера наверняка подключен сайт, на котором вы можете сменить  тариф, посмотреть баланс, пополнить его, заморозить. Все это функции биллинг системы, именно за это она и отвечает.

Структура и функции биллинговых систем

Саму систему стоит воспринимать, как софт. Это программное обеспечение, которое позволяет автоматически выставлять счета за услуги. В этом софте реализовано множество процессов. Как правило, биллинг система состоит из нескольких подсистем. с разными задачами. Подсистемы и модули независимы друг от друга, но при этом связаны в единую цепь, которая обеспечивает работу биллинг системы. Давайте разберем ее внутреннее устройство.

Подсистема предварительной обработки данных

Это блок, который проводит анализ предварительной информации и определяет класс услуги. Например, направление вызова, его источник, условия роуминга и прочее. Система использует декодер, который собирает все данные. Одна из самых сложных составляющих этой системы – работа с роумингом. Потому что для классификации звонка нужно учитывать информацию от разных коммутаторов.

В модуле предварительной обработки формируются таблицы, в которые заносятся записи о соединениях между операторами. Это позволяет удобно выставлять счета по принципу «один клиент – один баланс – один счет».

Подсистема оперативного управления биллингом

Важная система, которая позволяет управлять персональной информацией клиента и обеспечивать услуги. Например, блокировка счета, выставление и снятие ограничений, автоматический расчет по новым тарифам, услуги изменения тарификации. 

Принцип работы очень прост: клиент обращается с просьбой изменить тарификацию. Если это услуга интернета, то, например, перейти на более высокую скорость. Оператор требует номер договора или номер телефона для идентификации, после чего в автоматическом режиме включает функцию.

Подсистема оповещения клиентов

Биллинговая система обеспечивает коммуникацию с клиентом через систему оповещений. При любых изменениях клиент получает уведомление в удобном формате. Это может быть смс-уведомление, push-нотификация, звонок от робота или менеджера, рассылка по электронной почте. Информация берется из базы данных.

Деление на подсистемы условное. Их может быть больше, в зависимости от потребностей бизнеса. За счет гибкости биллинг системы сегодня могут обретать самый разнообразный функционал.

Стандарты биллинга

При роуминге используется сразу несколько операторов, которые взаимодействуют между собой. Чтобы это взаимодействие было наиболее эффективным и корректным, вводятся стандарты системы биллинга. Сегодня существует 3 основных стандарта:

ANSI 124 – это стандарт, который был утвержден в 1998 году компанией ANSI. В дальнейшем он был усовершенствован с учетом современных бизнес-процессов, передача сообщений начала работать по новому стандарту NSDP-B&S.

Биллинговый стандарт CIBER также был утвержден в 1998 году. Он применяется для сотовой связи. Комитет, обеспечивающий этот стандарт, объединяет разработчиков систем биллинга, а также телекоммуникационных операторов.

В Европе разработан свой собственный стандарт ТАР, который появился еще в 1992 году. В дальнейшем он усовершенствовался, появилась версия ТАР 2, а ее спецификация NAGTAP2 и TD.27 начали активно использоваться в США.

Выбирая систему, необходимо учесть ее соответствие стандартам. В большинстве случаев проблем не возникает, но лучше убедиться, что биллинговая система, которую вы выбираете, соответствует одному из вышеперечисленных стандартов.

Биллинг в различных сферах деятельности

Чаще всего биллинг системы используются в услугах мобильных операторов.  Но функции этого софта полезны и в других направлениях и сферах деятельности. Современный бизнес не может обходиться без телеком-услуг, интернета и связи. Всех их объединяет биллинг.

Кроме того, в энергогенерирующей промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве также используется система биллинга для расчета тарифов и выставления счетов потребителям. Когда вы получаете квитанцию на оплату за коммунальные услуги, знайте, что она сформирована как раз благодаря подобной системе.

Страховые компании также активно используют системы биллинга. ПО помогает управлять различными подписками на услуги страховки, а также учитывает медицинские полисы. Это помогает провести взаиморасчет с медицинскими учреждениями в страховых случаях.

Биллинг активно используется любыми компаниями, которые предоставляют услуги по системе тарификации. Удобное выставление счетов с возможностью персональных скидок и предложений обеспечивает клиентам удобный сервис. Пользователи получают своевременные счета в удобном виде, а поставщик услуг – выплаты.

Выводы

Биллинговая система – это сложное, многоступенчатое программное обеспечение, которое помогает наладить взаимодействие компании и клиента. Его основная задача – формировать счета и выставлять их клиентам в удобной форме. Она интегрируется с софтом компании, включая CRM, ERP и другими системами.

Хотите внедрить системы биллинга в свой бизнес? Позвоните нам в WEZOM и получите подробную консультацию. Мы поможем провести настройки, персонализировать возможности и запустить биллинг в ваш бизнес. Расширяйте возможности своей компании, улучшайте взаимодействие с клиентом и выставляйте счета удобно и просто.

Как вам статья?
Давайте обсудим Ваш проект
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
wezom logo
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях
Этот сайт использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя. Продолжая просматривать сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie.