Казалось бы, мы живем в эпоху метаверса, блокчейна и искусственного интеллекта - зачем теперь вообще говорить о таких привычных и простых инструментах, как сайты? Но, как показывает практика, чем проще инструмент – тем он эффективнее. За 20 лет в этом плане мало что изменилось – корпоративные сайты идеально решают ряд задач бизнеса, представляют компанию на максимально широкую аудиторию сети. Более того, 20 лет назад компьютеры с доступом к сети стояли в квартирах и были доступны не всем, а сегодня лежат в кармане у каждого. Следовательно, присутствие компании в сети важно как никогда. Поговорим о корпоративных сайтах: что это такое, какими они бывают, какими они должны быть в 2024 году.
Что такое корпоративный сайт
В самых общих чертах, корпоративный сайт – это основная веб-площадка отдельно взятой компании, отдельно взятого бренда. Такие сайты представляют компанию - ее деятельность, историю, миссию, ценности. Вместе с тем они предоставляют посетителям всю необходимую информацию, которая может заинтересовать потенциальных клиентов и партнеров: география работы, филиалы, контакты, условия сотрудничества, наличие сертификатов и наград, отзывы клиентов и прочее. На корпоративном сайте может размещаться каталог продукции или прайс-лист на услуги. Такие площадки обязательно содержат чат поддержки или формы обратной связи для контакта с менеджерами.
Впрочем, ограничений в функционале для таких площадок очень мало. Поскольку все бизнесы в чем-то уникальны, каждый их сайт, как правило, имеет собственные уникальные черты, структуру и возможности. Небольшим компаниям хватает корпоративного сайта-визитки на несколько страниц, а мощные бизнесы в это время нуждаются в огромных веб-платформах со впечатляющим функционалом. Никогда нельзя забывать, что для многих потенциальных партнеров именно сайт создаст первое впечатление о компании. Следовательно, он должен быть качественным, современным и информативным. Сегодня недостаточно заполнить несколько страниц сведениями о компании, современный корпоративный сайт должен эстетически воплощать дух и идеи компании, врезаться в память, быть частью узнаваемого корпоративного имиджа.
Зачем компании корпоративный сайт и какие функции он обычно выполняет
Итак, сегодня создание корпоративного сайта – это базовый стандарт для любого бизнеса в любой отрасли. Без этого инструмента просто не обойтись. Какие задачи он решает? Назовем их.
Формирование и повышение имиджа компании
Ясное дело, имидж бизнеса – это комплексное понятие, на формирование которого влияет множество факторов: от харизмы руководителей до рекламы и HR-политики компании. Впрочем, без соответствующей презентации в сети построить позитивный корпоративный имидж практически невозможно. Для множества людей именно сайт будет первой точкой контакта с брендом, абсолютное большинство пользователей "гуглит" интересные им компании, прежде чем что-то у них купить.
Каким требованиям должен соответствовать корпоративный сайт, чтобы работать на имидж компании? Перечислим их:
Высокие позиции в поиске. Если нагуглить сайт бренда трудно, то рядовые пользователи воспринимают это как "тревожный звоночек" касательно надежности бренда;
Современный UI/UX. Стильный дизайн и современный интерфейс работает среди прочего и на доверие к компании. Кто будет серьезно воспринимать бренд, ведущий свои дела через устаревший и, очевидно, дешевый сайт?
Полезность. Если сайт не содержит ничего лишнего, при этом легко и удобно предоставляет посетителям практически всю необходимую информацию, то это тоже работает на имидж, способствует продажам и привлечению новых партнеров.
Запоминаемость. В идеале бренд должен запечатлеться в памяти пользователя, единожды посетившего его сайт. Умение сделать страницу запоминающейся, не теряя при этом эстетики и ощущения стиля – настоящее искусство.
Расширение клиентской и партнерской базы
Но не стоит забывать, что корпоративный В2В сайт – это, прежде всего, инструмент для решения практических задач бизнеса. Эффективная корпоративная площадка работает как магнит для аудитории и расширяет клиентскую/партнёрскую базу бизнеса.
Какие инструменты для этого используются? Автоматизированные чат-боты, которые могут отвечать на вопросы пользователей, лид-формы для обратной связи, блок с актуальными контактами для связи с менеджерами, интерактивные баннеры – все это помогает компаниям собирать лиды для дальнейшей работы и в конце концов привлекать новых партнеров, продавать больше. Эффект от этих инструментов можно усилить, если сайт интегрирован с CRM-системой и мощными средствами аналитики.
Предоставление ЦА полной информации о компании
Выше мы говорили, что успешный корпоративный сайт должен быть полезен пользователю. Это означает, что он должен предоставить посетителю всю исчерпывающую информацию о компании. Прежде всего, это касается полезной и практической информации: условий сотрудничества, услуг, географии филиалов, стоимости услуг. Многие компании, особенно в В2В секторе, размещают на сайтах актуальные прайс-листы и постоянно их обновляют.
Еще одна отличная возможность – создание для клиентов личного кабинета, где можно хранить архив операций и получать персональную актуальную информацию.
С другой стороны, корпоративный сайт должен давать нечто большее, чем практические сведения. Он также должен служить транслятором ценностей и миссии компании, презентовать ее историю, атмосферу и стиль работы. Это работает на доверие к бренду.
Возможность продажи товаров и услуг
Конечно, не все корпоративные порталы превращаются в полноценные онлайн-магазины и маркетплейсы. Все зависит от специфики бизнеса компании и ее стратегии развития через диджитал. Есть и такие случаи, когда компании-импортеры постепенно превращают свой бизнес в eCommerce, а их корпоративные веб-порталы постепенно развиваются как онлайн-магазины. Однако даже без этого любой корпоративный сайт может выступать в качестве канала продаж или приема заказов - для этого по меньшей мере существуют контакты и формы обратной связи.
Привлечение новых сотрудников
Каждая компания должна продвигать себя среди прочего и на конкурентном поле HR, чтобы привлекать лучших специалистов и удержать уже имеющихся ценных сотрудников. Как этого добиться? Многие корпоративные сайты имеют в своей логике отдельные HR-блоки, где презентуются корпоративные ценности и преимущества работы в компании. Не секрет, что развитый HR-бренд существенно оживляет поиск и найм необходимого персонала.
В то же время, на корпоративных ресурсах размещаются и соответствующие контакты для рекрутинга - пусть каждый посетитель имеет возможность разместить на сайте свое резюме, которое сохранится в базе HR-отдела.
Виды корпоративных сайтов
Таким образом, корпоративные сайты могут выполнять для бизнеса множество функций. Можно ли ввиду этого определить какие-то их типичные разновидности? Обычно выделяют три основных вида корпоративных веб-площадок.
Корпоративный сайт-визитка
Считается, что сайты-визитки исторически стали первой разновидностью корпоративных сайтов, ведь получили распространение еще в эпоху web 1.0. Ключевая функция сайта-визитки заключается в информировании пользователей: он содержит общую информацию о компании, ее продуктах и услугах. Естественно, визитка должна предоставлять пользователям контакты для связи.
Сайты-визитки имеют простейшую логику и иерархию вложенности, обычно их объем не превышает десятка страниц. Впрочем, на таком сайте можно разместить лендинг, портфолио, прайс-листы, отзывы клиентов. Для небольших бизнесов такого функционала вполне достаточно.
Корпоративный сайт-каталог
Это уже относительно сложная площадка, объединяющая возможности “визитки” с возможностями подробной презентации продукции. В структуру сайта-каталога входят десятки, а иногда даже сотни страниц, посвященных описанию товаров и услуг. Страницы продукции обычно содержат фото или даже видео. Впрочем, в каталоге нет возможностей напрямую оформить заказ на приобретение товара, в ряде случаев на сайте даже не указываются цены (например, если компания работает по контрактам в B2B).
Корпоративный сайт-каталог – это ступенька к созданию полноценного онлайн-магазина или маркетплейса, которая может существенно расширить клиентскую и партнерскую базу для бизнеса. Она привлекает ЦА и служит и как дополнительный канал коммуникации, и как онлайн-витрина.
Корпоративный инфопортал
Такие площадки особенно актуальны для компаний, занимающихся предоставлением определенного сервиса. Инфопортал может предоставлять все возможности “визитки”, но он нацелен не столько на продажи, сколько на информирование, или даже на досуг целевой аудитории. Зачем это бизнесу? Таким образом компания выстраивает собственный имидж, транслирует собственные ценности, формирует собственную лояльную аудиторию, которая в дальнейшем и будет платить за сервис и услуги компании. Известны кейсы превращения корпоративных инфопорталов в настоящие самодостаточные медиа и развлекательные ресурсы.
Что важно для современных сайтов организации
Структура сайта
Речь идет о логике веб-ресурса, способе организации страниц и разделов, их иерархии. Удачная структура сайта является залогом удачного UX: пользователи нуждаются в возможностях удобного доступа к контенту. В то же время, от структуры зависит и легкость SEO-продвижения сайта. Удачная организация страниц повышает шансы ресурса прорваться в топ поиска.
Оформление сайта компании
Подробного внимания требует и дизайн корпоративного сайта. Современные пользователи привыкли к стильным и удобным интерфейсам от Apple и Google, поэтому ожидают высоких стандартов от любого диджитал-продукта. В то же время, визуал сайта должен соответствовать корпоративному стилю компании, развивать его идеи онлайн.
Функционал сайта
Уже на раннем этапе разработки следует определиться с целью и стратегией развития сайта - какой функционал должен быть в нем на старте, какие возможности можно будет добавить в будущем. Некоторым бизнесам хватит возможностей онлайн-визитки, тогда как другим нужен функционал каталога, личные кабинеты и прочее.
Необходимый объем информации
В вопросе контента страниц корпоративного сайта следует искать золотую середину: информация должна быть исчерпывающей, но не избыточной. В идеале пользователь должен легко находить ответы на любые свои вопросы благодаря удачной структуре разделов, а для специфических вопросов стоит создать блок FAQ. Следует сказать и о том, что информация должна быть изложена органическим, "человеческим" языком, избегать двузначных формулировок.
Адаптация к мобильным устройствам
Будьте готовы к тому, что большинство заходов на ваш сайт будет происходить именно с мобильных гаджетов - поэтому ресурс должен быть структурирован и оптимизирован соответствующим образом. Не зря в последние годы в веб-дизайне стал актуальным принцип Mobile First, то есть проектирование сайта прежде всего под интерфейс смартфонов и планшетов.
Высокая скорость загрузки сайта
Как известно, если веб-страница не загружается в течение 3 секунд, то 60% пользователей просто уходят "гуглить" нужную им информацию на любой другой странице. Кроме того, скорость влияет на позиции сайта в поиске. Самые быстрые имеют больше шансов выйти в топ.
Надежный хостинг
Следует убедиться, что ваш сайт будет работать стабильно и быстро при любых условиях, выдерживать стрессовые нагрузки, сможет положиться на оперативную техническую поддержку в режиме 24/7. Стоит ли говорить, что использовать для корпоративных нужд бесплатные и сомнительные хостинги – плохая идея?
Мультиязычность
Наличие нескольких языковых версий сайта – это объективная потребность практически для любого современного бизнеса. С одной стороны, это вопрос удобства пользователей и уважения к ним. С другой – чем больше языков поддерживает ваш сайт, тем проще вам будет продвигаться на иностранных рынках.
Примеры корпоративных сайтов больших и малых компаний
Как такие ресурсы могут выглядеть на практике? Рассмотрим несколько примеров корпоративных сайтов: как среди корпораций-гигантов, так и среди среднего бизнеса.
McDonalds
Украинский сайт McDonalds – хрестоматийный пример сайта-каталога. На вкладке “Меню” можно найти все позиции, предлагаемые в ресторанах сети: все с фото, подробным описанием и показателями калорийности. В то же время, сделать заказ на сайте невозможно, для заказов онлайн компания полагается на другие инструменты.
Вместе с тем на корпоративном сайте можно найти карту ресторанов, блок для соискателей работы, а также разделы, посвященные ценностям и стратегии компании.
GRATA
Корпоративный портал, разработанный командой WEZOM для международной юридической компании. Представляет собой пример мощного информационного ресурса, помогающего компании наладить связь с клиентами на международном рынке. Пользователям доступна удобная система справочников (по регионам, юридическим отраслям, командам специалистов и прочее) и персонализированный контент. Сайт имеет удобную лид-форму и интерактивную карту, позволяющую найти контакты глобальной сети офисов GRATA в несколько кликов.
WEZOM
Сайт, который вы читаете прямо сейчас – это тоже корпоративный портал, отличный пример сайта международной IT-компании. Наша команда приложила немало усилий, чтобы сделать его стильным, быстрым и максимально полезным для посетителей. На своем ресурсе мы собрали все ключевые сведения о продуктах, которые мы создаем; о технологиях, с которыми работаем. Немало внимания уделяется презентации нашего портфолио и кейсов разработки. Кроме того, мы ведем корпоративный блог, посвященный вебу и IT.
Выводы
Нужны ли корпоративные сайты в 2024 году? Да, безусловно. Ни одна страница в соцсетях не заменит бизнесу возможности такого ресурса. Каким должен быть сайт компании? Информативным, быстрым, стильным, современным, функциональным. Вопросы разработки корпоративных сайтов не теряют актуальности. Такие ресурсы работают на имидж компании, помогают привлекать клиентов и, в конце концов, зарабатывать больше.