Сегодня малые частные клиники и крупные государственные больницы столкнулись с одними и теми же проблемами ограниченности ресурсов. Как использовать оборудование и время специалистов наилучшим образом? Как в условиях пандемии обеспечить качество и доступность медицины?
Сильным подспорьем тут могут стать технологии. В IT уже сформировался комплекс инструментов для диджитализации здравоохранения. Эти технологии часто называют eHealth или HealthTech. В контексте работы с данными используется и более узкое понятие “Медицинские информационные системы” (Health information system, или HIS).
Что такое медицинская информационная система
Так называют цифровые решения, созданные для управления данными в сфере здравоохранения. В это понятие входят очень разные продукты: от сравнительно простого административного софта, до средств анализа медицинских баз данных на основе ИИ.
Такие инструменты позволяют собирать, хранить, управлять и передавать медицинскую информацию. С их помощью можно вести менеджмент больниц, или даже глобально поддерживать государственную политику здравоохранения.
К слову, украинское правительство хорошо осознало потенциал таких технологий для быстрой и дешевой трансформации столь кризисной отрасли. Еще в 2018 году была запущена национальная цифровая система Helsi, в прошлом году легализована онлайн-продажа и доставка лекарств, а летом этого года запущены электронные больничные. Все указывает на стремление создать цифровую экосистему здравоохранения национального уровня.
Как работает медицинская информационная система
В целом такие системы подобны ПО для диджитализации на предприятиях. Они дают возможность интегрировать базы данных, сокращают или устраняют бумажный документооборот, автоматизируют рутинные задачи, дают сильные инструменты аналитики. Но из-за значимости и конфиденциальности данных на такой софт налагаются особые требования.
Мы привыкли использовать понятия “данные” и “информация” как синонимы, но это не совсем корректно, тем более - для медицины. Здесь “данные” - это сырые факты и цифры, лишенные какого-либо контекста. В то же время, “информация” - это знание, которое можно применять в практике. Информация добывается из сырых данных - для этого их нужно обработать и структурировать. К примеру, значения из excel-таблиц “120/80”, “01/12”, “Иван Петров” - это данные. Но если обработать их, можно получить информацию: “1 декабря артериальное давление Ивана Петрова составляло 120/80”. Обработанная информация уже может использоваться медиками.
Ядром медицинской информационной системы является электронная медицинская карта, которая содержит полный комплекс медицинской информации о клиенте: истории болезни, анамнез, курсы лечения. Преимущества такого инструмента над бумажным аналогом пояснения не требуют - такая карта не потеряется в регистратуре, доступна из “облака” в любой больнице.
Параллельно системы решают проблемы разрозненности и дублирования информации. Для этого формируется единая база данных - Главный индекс пациентов (MPI). Каждому пациенту в системе дается цифровой идентификатор, которым отмечаются все связанные с ним записи. MPI используются для уменьшения количества повторяющихся данных и неточностей, которые могли бы привести как к недоразумениям, так и к серьезным проблемам в лечении.
Точность информации играет решающую роль, любое искажение тут может иметь далеко идущие последствия для здоровья и благополучия людей. “Цифра” помогает классифицировать и кодировать информацию: отказ от записей по лекарствам и диагнозам в произвольного текста сводит вероятность ошибок к минимуму.
Разновидности медицинских информационных систем
Такие продукты могут быть очень разными, как по функциям, так и по назначению. Рассмотрим тут лишь основные из них.
- Софт для управления медицинской практикой. Такое ПО помогает больницам и клиникам обеспечить ежедневную работу и упростить администрирование: составление расписания и графиков приема, ведение бухгалтерии, автоматическое формирование документов.
- Порталы для пациентов. Удобные инструменты, которые дают пациентам доступ к их персональным медицинским данным, таким как назначения лекарств и результатам анализов. Более продвинутые порталы дают пациентам возможность коммуникации со своими терапевтами и возможность записаться к врачу. Типичный пример - кабинет пользователя в системе Helsi.
- Удаленный мониторинг (RPM). Известный также как телемедицина, удаленный мониторинг позволяет врачам получать медицинские данные пациентов с помощью сенсоров. Так можно контролировать уровень глюкозы в крови, артериальное давление или уровень сатурации. Мониторинг позволят в реальном времени зафиксировать ситуацию, требующую немедленного вмешательства. Полученные данные могут хорошо послужить и в медицинских исследованиях.
- Поддержка принятия решений (CDS). Подобные инструменты анализируют данные из различных клинических и административных систем, чтобы помочь поставщикам медуслуг принимать более обоснованные медицинские решения. Эти данные могут помочь в постановке диагноза или прогнозировании медицинских событий, например, взаимодействия лекарств.
Есть и более специфическое ПО: радиологические и лабораторные информационные системы, софт для управления аптекой и медицинской логистикой, и т. д.
Чаще всего различные инструменты используются комплексно. И все чаще поставщики медуслуг нуждаются в кастомных разработках, которые могут закрыть все потребности отдельно взятой больницы.
Польза от медицинских информационных систем
Реформировать здравоохранение очень непросто, но IT предоставляет для этого дешевые и эффективные инструменты. Медицина уходит в “цифру”, потому что диджитал дает ей целый ряд новых возможностей
- Мониторинг и аналитика. Здравоохранение постоянно производит данные. HIS помогает собирать, компилировать и анализировать их, чтобы повысить доступность, качество и комфорт медпомощи.
- Совместная помощь. Пациентам часто нужна помощь от нескольких поставщиков медуслуг. IT предоставляет самые удобные средства для такой помощи, такие как общие медицинские карты и объединенных базы данных.
- Снижение издержек. Использование “цифры” для обмена данными гораздо точнее, быстрее и дешевле работы с бумагами. Средства удаленного мониторинга могут снизить острую потребность в медицинском персонале. Все это помогает использовать ресурсы здравоохранения гораздо эффективнее.
- Менеджмента здоровья населения. HIS позволяет собирать большие массивы данных о пациентах и анализировать их, обнаруживая потенциально опасные тенденции. Это работает и в обратную сторону. Системы принятия медицинских решений могут использовать Big data, чтобы ставить диагноз отдельно взятому пациенту.
Как правильно использовать IT в медицине
Безопасность - это главная причина беспокойства в использовании HIS, цифровая инфраструктура здравоохранения может стать желанной целью для киберпреступников. По всему миру сегодня активно идет работа над защитой медицинских систем - как на законодательном, так и на технологическом уровне.
Любая такая система должна соответствовать высоким стандартам конфиденциальности данных - обладать встроенными средствами шифрования, защищенным контролем доступа и развитыми системами аудита.
Как показывает практика, внедрение технологий в любой сфере так или иначе наталкивается на инертность и сопротивление. В медицине принятие решений сверху вниз редко приводит к успеху, важно привлекать к диджитализации медиков на местах. Привлекайте специалистов к принятию решений о том, как можно использовать информационные системы здравоохранения и какие технологии будут для них наиболее полезными.
Ранее мы рассказывали о том, как IT изменит фармацевтику и традиционные сети аптек. Потенциал передовых IT технологий в медицине практически безграничен. ИИ и машинное обучение могут вывести анализ медицинских данных на новый уровень, предиктивная аналитика способна спасать жизни. Средства интернета вещей однажды могут привести к появлению “поликлиник без врачей”, где пациент сможет получить базовую помощь без прямого контакта со специалистом.
Прямо сейчас здравоохранение нуждается в “цифре” как никогда. И если вы ищете технологии, которые позволят вам диджитализировать клинику - не тяните, обращайтесь к нашим экспертам за консультацией. Звоните, пишите, оставляйте заявку на сайте.