При выборе дорогой вещи мы руководствуемся здравым смыслом – предложения подешевле от непонятных продавцов вызывают недоверие. На рынке разработки сложных IT-продуктов здравый смысл тоже очень помогает. Нужно помнить, что заманчивые предложения часто скрывают проблемы с качеством, бесконечные доработки, срывы сроков и разбухание бюджета.
Для нас очень важно всего этого избежать, подобные проблемы вредят бизнесу клиента и портят репутацию. WEZOM пришла к тому, чтобы делать коммерческое предложение для заказчика максимально прозрачным. Проговорить нужно буквально все – учесть масштабы и сложность проекта, возможные проблемы, форс-мажорные обстоятельства и перспективу доработок.
Мы используем две классические модели работы с клиентами: Fix Price и Time & Material. Поговорим о них подробнее.
В чем суть Time & Material
Подход T&M предполагает оплату за рабочее время исполнителя, а не за готовый продукт. Заказчик платит деньги за потраченные на проекте человеко-часы.
У такого подхода есть свои плюсы. Он помогает исполнителю направлять процесс разработки в нужное русло, в постоянном контакте с клиентом. Заказчику при этом выгодно предотвратить раздувание проекта.
T&M отлично сочетается с принципами agile-разработки, в которой упор делается на динамичность и прозрачность процессов. Мы используем в работе agile-метод SCRUM: делаем ставку на небольшие опытные команды специалистов, которые работают короткими спринтами по 10-12 дней. В таком режиме можно регулярно отчитываться о новых фичах перед заказчиком, показывать результаты.
При разработке сложных и уникальных продуктов T&M вообще не имеет альтернатив. Как показала практика, в 98% случаев такой проект будет включать в себя сотни часов доработок, а сама концепция продукта в ходе работы может невероятно сильно измениться.
Главная проблема T&M - неопределенность. С одной стороны, разработка – нелинейный процесс, в котором все часто идет не по плану. С другой стороны, когда нет предельно четких границ завершения проекта, его доведение до технического совершенства начинает затягиваться. Так возникает ситуация, когда «у самурая нет цели, есть только путь».
Еще один чувствительный вопрос T&M – вопрос доверия. При работе с новым подрядчиком у любого исполнителя возникает вопрос – а не станет ли разработчик тянуть время, чтобы получить больше денег? Чтобы снимать подобные вопросы, мы стараемся дать клиенту как можно больше средств контроля над разработкой: регулярно отчитываемся по каждому этапу работ.
В чем суть Fixed Price
При таком подходе заказчик и клиент уже на подготовительном этапе просчитывают стоимость проекта и время на его реализацию. Уже на старте работ известен и дедлайн, и цена.
Провести такую оценку непросто, особенно когда речь идет о необычных проектах и кастомных решениях. Но профессионализм менеджеров еще не гарантирует, что все оценки будут верны.
Это жесткая модель сотрудничества, после начала работ внести изменения в утвержденный план будет непросто. На деле заказчику и разработчику часто приходится идти на компромиссы друг с другом.
В ходе разработки может, к примеру, выяснится, что заказчик не может сейчас отказаться от старого бэкэнда системы, и команде придется приспособить под него уже утвержденный дизайн нового приложения. В таких случаях жесткий план уже не работает, доработки никак не избежать. Случается и так, что ситуация на рынке заказчика резко меняется, и он хочет полностью пересмотреть главную идею продукта.
Но у Fix Price есть свои плюсы. В типовых проектах, где риски минимальны, заказчик получает более твердые гарантии по ценнику и срокам. Условный сайт-визитку выгоднее заказывать именно по фиксированной стоимости.
Когда лучше выбрать фиксированную стоимость
Подход Fix Price хорошо показывает себя в проектах небольшого масштаба, где вероятность форс-мажора минимальна.
Приходится учитывать и то, что не всякий заказчик готов сотрудничать по схеме T&M. Исторически этот подход не любят государственные структуры и некоторые менеджеры старой школы. В таких случаях Fix Price может стать лучшим решением для старта и постепенного выстраивания доверительных отношений.
Почему выбирают Time & Material
В эпоху agile-разработки подход Fix Price теряет популярность. Это связано с тем, что бизнес предъявляет к IT-продуктам все более высокие требования. Сложность разработки растет, оценить ее мерками фиксированной стоимости просто невозможно.
Как пример - в нашем в нашем кейсе с разработкой нового интернет-магазина для сети STVOL разнообразные доработки суммарно отняли около 400 часов. Большинство препятствий, с которыми столкнулась команда, были нетипичными и тяжело поддавались прогнозированию.
В проектах с высокими рисками очень важно обеспечить полную прозрачность работы. T&M помогает удобно вести финансовую отчетность, фиксировать этапы разработки, оперативно вносить в план новые фичи и регулярно показывать результаты заказчику.
В конце концов, с T&M клиенту проще всего получить минимально ценный продукт (MVP) и быстро использовать его на практике. Типичный сценарий нашей работы – запуск сайта с базовым функционалом, а затем дальнейшая разработка под него необходимых бизнесу инструментов.
Так что же выгоднее?
Каждый наш проект уникален, у каждого нашего клиента уникальные запросы и специфика бизнеса. Это значит, что универсального для всех решения нет.
Из нашей практики - бизнес теперь гораздо чаще предпочитает вкладываться в уникальные и технологически сложные продукты. В этом случае лучше всего себя проявляет подход T&M.
В любом случае, для нас важен не сам формат сотрудничества, а ценности, на которых оно построено – ответственность, профессионализм, забота о клиенте. Без этого всего за разработку лучше вовсе не браться.