Продажи онлайн стали популярными еще до пандемии COVID-19, но теперь это просто обязательная составляющая для выживания бизнеса во многих сферах. Переход в онлайн не просто помогает бизнесу жить в таких тяжелых ограничениях, но и создает все условия для развития, роста и масштабирования. Так у вашей компании откроется новое дыхание, вы перестанете зависеть от обстоятельств и даже сможете использовать их в свою пользу. Что же такое онлайн ритейл, почему он популярен и чего от него ждать? Давайте разбираться.
Что такое онлайн-ритейл?
Онлайн ритейл - это способ ведения торговли через сеть, который не обязательно предполагает наличие физического магазина или центра обслуживания клиентов. Тем не менее, он отлично дополняет наличие физического магазина, создавая для вашего предприятия дополнительные каналы продаж, помогает расширять границы и целевую аудиторию.
Онлайн ритейлер - это такой же предприниматель, компания, или целая корпорация, как и все, которых вы знаете в офлайн мире. Но его нацеленность другая - он работает через интернет.
Разница между онлайн и офлайн ритейлом
По сути, мир (онлайн или офлайн), в котором вы взаимодействуете с клиентом, предопределяет особенности вашей работы и ведения бизнеса. Продажи “вживую” и онлайн существенно отличаются.
Разница доходов
В первую очередь отличаются доходы у онлайн и офлайн ритейлеров. Конечно, эта разница будет отличаться в зависимости от ниши предприятия, но перевес в любом случае будет у онлайн ритейлеров. На то есть целый ряд причин.
Во-первых, географический охват выше. Когда вы выходите в онлайн, вы не ограничиваетесь одним микрорайоном, одним городом или даже одной областью. Многие даже выходят за пределы одной страны. Ведь вам не нужно тратить усилия и ресурсы на открытие точек в каждом новом месте, где вы хотите завоевать рынок. Достаточно создать правильный ресурс и грамотно его продвигать, чтобы клиенты знали о вас, и им было удобно с вами работать. Но нужно наладить доставку во все регионы, с которыми вы хотите работать. Это можно сделать посредством существующих сервисов, или организовать свой автопарк. Звучит амбициозно, но часто это выгодное решение, особенно с учетом возможностей оптимизации и автоматизации управления логистикой.
Во-вторых, вы можете обслуживать значительно больше клиентов за то же время. Цифровые инструменты позволяют молниеносно обрабатывать заказы даже без участия крупного штата. Кроме обработки заказов, автоматизация добралась до каждого процесса в компании, что позволяет вам выполнять свою работу с минимальной тратой времени и ресурсов.
В-третьих, с помощью онлайна вы экономите. А сокращение расходов также ведет к увеличению прибыли. Вам не нужно содержать магазины в каждом месте, где есть ваша целевая аудитория, вам не нужно нанимать персонал для обслуживания каждой из ваших точек, оптимизация процессов сокращает множество сопутствующих издержек на каждом шагу.
Разнообразие подхода к покупателю
Еще один параметр отличия онлайна от офлайна - это подход к покупателям. Сравните сами. Вариант первый: чтобы сделать покупку, вам нужно добраться до торговой точки (которая не всегда находится у дома). В магазине вас ждет определенное размещение товаров, среди которых нужно выбрать подходящий, а также общение с персоналом, который (все мы люди) не всегда бывает в хорошем настроении и не всегда может помочь. Вы не застрахованы от того, что нужного вам товара не окажется в наличии. А после совершения покупки вам самостоятельно придется везти вашу покупку домой. А ведь покупка иногда бывает больше вас самих.
Вариант второй: сидя дома на диване, в офисе, или даже в машине стоя в пробке, вы заходите в интернет-магазин, находите там нужный вам товар, со всеми нужными характеристиками, заказываете его и оплачиваете любым удобным способом.
Продавец сам доставит покупку вам домой. К тому же в таком варианте пользователь получает возможность делать покупки круглосуточно, когда вспомнил о них, или когда у него есть на это время. Более того, выход в онлайн не ограничивает вас одним лишь интернет магазином, вы можете взаимодействовать со своими пользователями через множество каналов.
Современные тренды в сфере онлайн-ритейла
Чтобы преуспеть в онлайн-ритейле и пользоваться его преимуществами, нужно идти в ногу со временем. Давайте взглянем на тренды, которые сегодня пользуются популярностью у продавцов и покупателей.
- Покупки в соцсетях. Мы уже упоминали о том, что каналов взаимодействия может быть много, это не только интернет-магазин. И это как раз такой пример. Соцсети - место, где пользователи проводят большую часть времени онлайн, а также один из обязательных каналов продвижения. Можно повести пользователей соцсетей на сайт, а можно позволить им совершать покупки еще проще и быстрее, никуда не переходя и не задумываясь.
- Тотальная автоматизация. Чем больше функций и действий у вас автоматизировано, тем легче и быстрее вы справляетесь со своими задачами. Диджитал улучшает опыт пользователей, помогает снизить нагрузку на персонал, обработать больше заказов.
- Augmented Retail: дополненная реальность. Одна из передовых технологий, которая может изменить логику продаж. Дополненная реальность позволяет пользователям буквально примерить все, что они хотели бы купить, и сделать правильный выбор. За счет этого повышается заинтересованность пользователей, уменьшается количество возвратов и растет имидж вашей компании.
- Эпоха мобайла. Да, время смартфонов наступило давно, и альтернативы им пока не существует. Смартфоны дарят пользователям свободу: возможность покупать где угодно, когда угодно и что угодно. Тот, кто поддерживает эту свободу, получает конкурентное преимущество. Если у вас нет приложения, а сайт не адаптирован под мобильные устройства, велика вероятность, что выберут не вас. Давая своим клиентам эту возможность, вы не только удерживаете их, но и расширяете свою аудиторию, повышаете удовлетворенность и лояльность.
Будущее онлайн-ритейлинга
Онлайн ритейл уже изменил мир и продолжает набирать обороты. Внедрение все новых и новых технологий, глубокая диджитализация, увеличение количества возможностей и предложений - все это с каждым днем трансформирует привычное представление о покупках и продажах.
К 2022 году 22% от всего оборота ритейла будут приходиться на онлайн. Более того, эта цифра в прогнозах уже увеличивалась, исходя из того, насколько темпы роста онлайн ритейла опередили предыдущие прогнозы. Не исключено, что эта оценка тоже окажется заниженной.
Если же говорить о возможностях будущего, то стоит отметить следующие:
- виртуальная и дополненная реальность, которые делают опыт пользователей осязаемым и живым;
- Big data - технологии, которые позволяют не просто собирать информацию, но и грамотно ее обрабатывать и анализировать, чтобы на основе этих данных строить прогнозы и подстраиваться под рынок и ситуацию;
- визуальный поиск, который позволит найти какую-то вещь значительно легче и быстрее, а значит сократит путь пользователя до покупки;
- голосовые помощники, это как персональный консультант, который всегда с тобой, в твоем смартфоне.
Если вы еще сомневаетесь, нужно ли вам выходить в онлайн, эти аргументы могут дать почву для новых размышлений. Взвесьте все, и приходите к нам за разработкой индивидуального программного решения под ваши потребности - мы разрабатываем сайты, мобильные приложения, цифровые платформы и экосистемы для бизнеса. Чтобы узнать подробности, достаточно оставить заявку на сайте. Наш менеджер перезвонит вам - проконсультирует, ответит на все вопросы.