Помните времена, когда возможность онлайн-шопинга на смартфоне казалась чудом из будущего? А теперь представьте себя онлайн-шоппинг без смартфона: ваш холодильник сможет заказать молоко с доставкой, когда оно будет заканчиваться. Это не фантастика, а возможности, которые предлагает Интернет вещей (IoT). Пора поговорить об IoT решениях в электронной коммерции. Разберем преимущества и примеры внедрения этих технологий в онлайн-продажи.
Что такое Интернет вещей (IoT)?
На самом деле мы сталкиваемся с Интернетом вещей каждый день: это наши смарт-часы, умные колонки, роботы-пылесосы, умные холодильники, компоненты смарт-дома и т.д. В самом широком смысле IoT – это любая бытовая техника, транспортные средства и физические устройства, имеющие относительно сложную электронную начинку и подключение к сети. Такие устройства собирают различные данные об окружающей среде и своей работе. Более того, они выходят в сеть, чтобы обмениваться данными с другими устройствами и предоставлять людям возможности удаленного контроля.
Сфера Интернета вещей охватывает отрасли электроники, связи и компьютерной инженерии. В реализации этих технологий активно используются облачные сервисы и периферийные вычисления, машинное обучение, сети 5G и т.д. Сегодня системы IoT формируют целую "сеть в сети" вне общедоступного Интернета, обмениваясь терабайтами данных.
Область применения IoT охватывает широкий круг индустрий: от бытовой техники и потребительской электроники до современного промышленного, логистического, сельскохозяйственного оборудования. К примеру, разумные системы полива могут орошать поля автоматически, ориентируясь на запрограммированный график, прогноз погоды и показатели сенсоров. Компоненты IoT на промышленной линии позволяют отслеживать состояние оборудования и проводить превентивное техобслуживание. Сенсоры IoT и метки RFID на складах помогают отслеживать движение товарных запасов и отгрузки.
Разумеется, развитие Интернета вещей не могло не задеть электронной коммерции: голосовые ассистенты, метки RFID для отслеживания движения товаров, роботизированные точки выдачи заказов, доставка дронами – это лишь некоторые возможности IoT для онлайн-продаж. Далее мы обсудим их поподробнее.
Распространенность IoT в электронной коммерции
Чтобы представить ситуацию с распространением IOT в электронной коммерции, достаточно взглянуть на несколько цифр.
-
На сегодня во всем мире насчитывается более 15 млрд устройств IoT, подключенных к сети. Их количество стремительно растет и к 2030 году должно увеличиться по меньшей мере вдвое.
-
За минувшее десятилетие количество устройств IoT в мире уже превысило количество устройств без доступа к сети. Эксперты ожидают, что к 2030 году 75% всех устройств будут относиться к IoT.
-
По оценкам GVS, в 2022 году глобальный рынок решений IoT для ритейла превысил отметку в $42 млрд. Ожидается, что до 2030 года этот рынок будет расти с сумасшедшим среднегодовым темпом роста – 28%. Ритейлеры будут активно инвестировать в свои решения для eCommerce и механизмы самообслуживания покупателей.
-
По прогнозам McKinsey, сфера IoT глобально имеет потенциал для создания дополнительной экономической стоимости в $4-11 трлн уже к 2025 году.
На сегодня темпы внедрения решений IoT в eCommerce и ритейле существенно отстают от ситуации в других отраслях, таких как производство, логистика, здравоохранение, урбанистика, транспорт и т.д. Для сравнения: глобальный рынок решений IoT для промышленности сейчас оценивается более чем в $200 млрд – примерно в 5 раз больше, чем рынок Интернета вещей для ритейла.
Однако это говорит только о нераскрытом потенциале. Объемы инвестиций в решения IoT для eCommerce будут только расти, ведь эта технология будет использоваться буквально всюду. Интернет вещей для электронной коммерции предоставит ритейлерам множество преимуществ: сокращение расходов, автоматизация операций, укрепление цепочек поставок, улучшение уровня сервиса и т.д. Эта технология откроет новые возможности для построения прочных связей между потребителями, продавцами и производителями.
Примеры применения IoT в электронной коммерции
Чтобы по достоинству оценить преимущества IoT в электронной коммерции, следует начать с разбора практических примеров и сценариев использования технологии. Как работает Интернет вещей в современном eCommerce?
Эффективный менеджмент склада
Современный eCommerce начинается с хорошо налаженной складской логистики. Средства IoT и RFID-метки давно помогают ритейлерам упростить управление запасами на складе, избавляя сотрудников от необходимости проверять запасы вручную. Как результат, скорость комплектации и отгрузки существенно ускоряется.
Кроме того, системы интернета вещей помогают контролировать надлежащие условия и безопасность работы склада, вести учет рабочих часов сотрудников. К примеру, они могут автоматически в системе состава с помощью GPS. Подобную систему мы реализовали для логистического оператора в одном из наших недавних кейсов.
Прозрачность перевозок
Средства IoT позволяют бизнесу контролировать онлайн-заказы потребителей от оформления до момента доставки. Метки GPS и RFID в сочетании с облачными сервисами позволяют сделать всю цепочку снабжения прозрачной, отслеживая не только каждое транспортное средство, но и каждую отдельную единицу продукции в реальном времени.
Теперь ритейлеры могут контролировать условия перевозки, мгновенно реагировать на любые проблемы, предоставлять актуальную информацию потребителям, гарантировать качество и скорость доставки. К примеру, лидер в построении фармацевтических цепочек поставок Controlant построил с помощью IoT систему мониторинга транспортировки грузов. Подключенные к сети сенсоры размещены в каждом контейнере, поддоне и грузовике. Они передают данные в режиме реального времени и позволяют обеспечить безопасность транспортировки.
Улучшение взаимодействия производителя и потребителя
Благодаря IoT производители товаров длительного использования могут построить долгосрочные связи со своими пользователями, чтобы лучше понимать их потребности и предоставлять наилучший сервис. Как пример, подписка Instant Ink от HP позволяет подключенным к сети принтерам самостоятельно сигнализировать поставщику об нехватке чернил и заказывать новые картриджи.
Производители могут создавать с помощью IoT новые бизнес-модели, такие как предиктивное обслуживание, удаленный мониторинг и разблокирование отдельных функций устройств. Пример такой модели уже подала BMW, которая ввела отдельную подписку на функцию обогрева сидений в своих авто.
Персонализация на основе данных
Интернет вещей позволяет совмещать обезличенные пользовательские данные с данными компании, чтобы предоставлять каждому клиенту персонализированный сервис. К примеру, данные фитнес-трекера о физической активности пользователя могут помочь ритейлеру с формированием персональных рекомендаций по спортивному снаряжению для него. Смарт-холодильники аналогичным образом помогут учесть предпочтения и потребности семьи, чтобы сформировать актуальные уведомления, релевантную рекламу и персонализированные предложения.Samsung совсем недавно представила холодильник из ИИ, который может генерировать рецепты на основе диеты и предпочтений владельца. Приложения IoT для интернет-магазина в итоге позволяют приспосабливаться под любое поведение и решения пользователей.
IoT-ориентированные платформы для eCommerce
10 лет назад интернет-магазины были вынуждены срочно менять свои подходы и стратегии в связи с массовым распространением смартфонов и наступлением эпохи мобильного шопинга. Но уже сегодня им приходится учитывать не только смартфоны и планшеты, но и стремительное распространение устройств IoT. Теперь покупатели могут совершать покупки с помощью смарт-колонок, часов, наушников, телевизоров и других гаджетов.
Современные платформы eCommerce приходится адаптировать под новые форматы и размеры экранов, оптимизировать под голосовой поиск и т.д. Как показало исследование PwC, 40% миллениалов уже используют голосовых ассистентов для шопинга, и количество таких пользователей со временем будет только расти. Такие гиганты, как Amazon, Shopify и eBay, давно оптимизировали свои платформы под голосовой поиск.
Автоматизация шопинга
Интернет вещей уже сегодня позволяет полностью автоматизировать рутинные закупки, упростив их буквально до одного клика. В частности, Amazon развивает платформу Dash, позволяющую использовать для шопинга программируемые кнопки и сканеры штрих-кодов. К примеру, пользователь может назначить на программируемую кнопку-брелок Dash Button заказ стирального порошка. Более того, Amazon намерена заключить сделки с производителями бытовой техники и встроить такие кнопки повторного заказа непосредственно в стиральные и посудомоечные машины.
Но и это не все, ведь машины могут производить закупки совершенно без участия человека. По прогнозам Gartner, к 2028 году в сети будут действовать до 15 млн разнообразных ботов, способных выполнять роль покупателя. Samsung, LG и Amazon работают над проектами смарт-холодильников, которые могут отслеживать наличие продуктов и автоматически заказывать их.
Все эти примеры указывают на то, что перечислять преимущества IoT в электронной коммерции можно очень долго. Ниже мы рассмотрим некоторые из них подробно.
Откройте возможности с разработкой IoT решений с нашей командой профессионалов.
Важнейшие преимущества IoT для роста доходности в eCommerce
Интернет вещей открывает для онлайн-коммерции новые каналы продаж, новые формы взаимодействия с покупателями, а также новые бизнес-модели. Рассмотрим преимущества IoT решений в электронной коммерции, которые позволяют бизнесу зарабатывать больше.
Мониторинг и оптимальное использование активов
С помощью IoT онлайн-ритейлер может контролировать в реальном времени состояние, месторасположение и работоспособность своих активов. Речь идет о таких активах как склады, транспорт, оборудование, персонал и сама продукция, которую необходимо быстро и экономно доставить потребителям. Контроль цепочки поставок в eCommerce с помощью IoT позволяет сократить расходы, минимизировать риски и повысить финансовую эффективность логистики.
Автоматизация и оптимизация менеджмента
Средства Интернета вещей могут сыграть огромную роль в организации внутренних процессов компании. Автоматизированный контроль рабочего времени персонала офисов и складов, телематические системы мониторинга на грузовиках, цифровая верификация отгрузки и доставки заказов – вот лишь некоторые преимущества IoT для менеджмента eCommerce. Такие решения позволяют сократить организационные расходы, свести к минимуму риски человеческого фактора и гарантировать покупателям качественный сервис.
Повышение лояльности покупателей
Как известно, удержание имеющихся клиентов в eCommerce стоит втрое дешевле, чем привлечение новых. Интернет вещей помогает укреплять лояльность и удовлетворенность покупателей, предоставляя им более персонализированный и удобный сервис. Приложения IoT позволяют собирать максимум информации о поведении, потребностях и предпочтениях потребителей, чтобы предоставлять персонализированные услуги и предложения. Как итог, бизнес тратит меньше на удержание и привлечение потребителей, тогда как уже существующие пользователи склонны тратить больше.
Минимизация возвратов и упрощение поддержки
Средства IoT позволяют построить прочную связь между поставщиком продукции и ее конечным потребителем – с момента приобретения и до дальнейшей технической/гарантийной поддержки. Благодаря Интернету вещи ритейлеры гораздо реже сталкиваются с возвратами продукции, поэтому могут сэкономить на обратной логистике. Более того, подключение продукта к сети позволит производителю мониторить его техническое состояние. Представьте, что производитель смарт-ТВ может дистанционно обнаружить его неисправность и назначить ремонт заранее.
Новые перспективы для бизнеса
Интернет вещей открывает для онлайн-ритейлеров целый ряд новых возможностей: создание новых продуктов и услуг, внедрение инноваций, поиск новых бизнес-моделей, новых сегментов рынка, новой аудитории и т.д. Инструменты IoT позволяют расширить модель традиционного eCommerce новыми инструментами типа голосового поиска и ИИ, наладить стабильные и полностью автоматизированные каналы продаж, ввести дополнительные сервисы, доступные по подписке.
Это только базовые преимущества IoT для интернет магазина, которые можно реализовать прямо сейчас. Но кто знает, как будет развиваться Интернет вещей в ближайшие годы, сочетаясь с инструментами ИИ и новыми иммерсивными технологиями? Какие новые пути увеличение доходности они откроют?
Разработка решений для Интернета вещей с WEZOM
Наша команда уже почти четверть века разрабатывает цифровые платформы для компаний в сфере производства, логистики, автоперевозок, eCommerce и т.д. У нас есть огромный опыт внедрения в рабочую среду бизнеса средств ioT и беспроводных технологий, разработки IoT-приложений и ПО любой сложности. Наши сильные стороны – индивидуальный подход к каждому проекту, гарантия качества и упор на безопасность продуктов для корпоративного использования.
И если вам нужна платформа для GPS-трекинга или средство IoT-мониторинга операций, мы готовы помочь. Вы можете обсудить свою проблему или идею для бизнеса с нашими специалистами. Обращайтесь за консультацией прямо сейчас.
Выводы
Интернет вещей захватывает мир прямо сейчас: на планете насчитывается уже более 15 млрд устройств IoT, а к 2030 году их количество удвоится. Системы и платформы IoT открывают для онлайн коммерции огромные преимущества: мониторинг активов, автоматизация операций, новые возможности для сервиса и технической поддержки, создание новых услуг и бизнес-моделей и т.д.
Нет никаких сомнений в том, что в ближайшие годы рынок Интернета для eCommerce будет расти невероятными темпами. Внедрение средств IoT станет для онлайн-ритейлеров одним из важнейших факторов конкурентоспособности, наряду с внедрением средств ИИ. Но для получения этих преимуществ онлайн-магазины потребуют особой экспертизы и специалистов, или партнерства с опытными IT-командами.
FAQ
Какие функции выполняет IoT в электронной коммерции?
Интернет вещей помогает онлайн-ритейлерам в управлении складом и перевозками, в налаживании внутренних процессов и операций, в построении персонализированного маркетинга, в создании новых стабильных каналов продаж, автоматизации закупок и т.д.
Как распространено использование IoT в электронной коммерции?
Решения IoT внедряются в сфере eCommerce медленнее, чем в таких сферах, как производство или транспорт. Но в ближайшие годы рынок IoT для ритейла будет расти взрывными темпами, как и вся отрасль Интернета вещей. Такие гиганты онлайн-коммерции, как Amazon, Shopify и eBay, уже сегодня внедрили элементы IoT в свои процессы.
Почему IoT решения важны для бизнеса электронной коммерции?
В ближайшем будущем Интернет вещей станет одной из самых важных технологий для eCommerce. Его возможности в оптимизации логистики, автоматизации процессов, улучшения сервиса и упрощения пользовательской поддержки будут решающими для конкурентоспособности любого онлайн-магазина.