Автомобили с турбонаддувом давно перестали быть экзотикой на наших дорогах. Но при этом провести качественный ремонт турбокомпрессора и сегодня может далеко не каждый автосервис - тут нужны особые специалисты и оборудование, не говоря уж о качественных комплектующих. Восстановление автомобильных турбин - это специфический и сложный сегмент рынка автосервиса.
Шесть лет назад на эту проблему обратил внимание преподаватель конфликтологии в университете Шевченко Александр Визенталь. Ученый оказался в сложной ситуации - зарплаты на кафедре не хватало на то, чтобы прокормить семью. Так человек без опыта в коммерции задумал запустить собственный бизнес буквально с нуля. Вместе с партнером они изначально вложили в свой стартап полторы тысячи гривен.
“Случилось так, что у нас на кафедре зарплаты были в районе 6-7 тысяч гривен, и я физически не мог прокормить своих детей. Поэтому я подумал, чем бы я мог заниматься вне университета, как бы я мог зарабатывать. У нас не было ничего. Вообще, от слова “ноль”. Я взял в долг 10 или 15 долларов, запустил сайт. Мы начали его крутить в рекламе, нашли подрядчиков для ремонта” - Александр Визенталь, Founder at TurboSTO.
Так была основана turboSTO - первая в Украине профильная сеть мастерских по ремонту турбин и топливных насосов высокого давления. Вопреки всему бизнес собрал под одной крышей лучших специалистов и быстро “взлетел”. Сегодня у компании 12 станций по всей стране (в том числе - в Киеве, Харькове, Одессе, Львове). В мастерских еженедельно проводят порядка 2500 ремонтов в неделю, а оборот бизнеса исчисляется сотнями миллионов гривень.
Собственники давно стремились вывести бизнес на новый уровень - выйти на своего конечного потребителя, минуя оптовиков, а в перспективе и предложить новые сервисы. Как показала практика, только так можно гарантировать быстрый и качественный ремонт, исключая из процесса посредников и монополистов.
Но для воплощения этих планов бизнес остро нуждался в сильной онлайн-платформе, поэтому обратился за помощью к WEZOM. Команда столкнулась с непростой задачей - поставить технически сложную сферу ремонта турбокомпрессоров на рельсы eСommerce. Решением стала концепция B2C-магазина Zalem, в котором покупатель может подобрать комплектующие для ремонта своего авто в два клика.
В turboSTO очень гордятся своими специалистами
Суть проекта
Работа над Zalem - именно тот случай, когда проект прошел все стадии: от нестройного набора идей, до релиза готового продукта. Изначально у клиента не было готовой концепции, в 2020 году он пришел в офис WEZOM с двумя листами формата А4, где были изложены его мысли о возможностях продающего сайта.
Первоначальный замысел был “дешевым и сердитым” - использовать для создания интернет-магазина коробочную платформу, но с кастомным дизайном. Со временем стало очевидно, что проект превращается в разработку индивидуального решения. Этого требовала особая специфика бизнеса.
Цель проекта в конечном итоге озвучили так: создать B2C/B2B онлайн-магазин запчастей для ремонта автомобильных турбин и автотоваров, сделав акцент на потребительском сегменте.
На пути к этой цели команда решила ряд задач:
- создать интернет-магазин с кастомным дизайном;
- реализовать в нем сложный каталог запчастей, расходников и комплектующих;
- добавить возможности “умного” поиска по сайту.
Как выбирали технологии
Подбор технологий для такого проекта был для команды несложным. За основу для магазина была взята готовая платформа Locotrade на php-фреймворке Laravell. Использовалась стандартная верстка в html/css. Для поиска по сайту использовался движок Elasticsearch.
Стек технологий в итоге выглядит так:
- PHP
- Laravell
- html/css
- Elasticsearch
Как мы построили работу
Как организовать ход разработки, когда scope работ нужно постоянно обновлять?
Можно сказать, что проект подчинялся принципу Time & Material, но с оговорками. В основном стоимость доработок согласовывалась заранее.
После базового развертывания магазина на Lokotrade команда сфокусировалась на доработках дизайна и реализации новых фич - новые идеи постоянно возникали как у клиента, так и у команды. Готовой формулы успеха у разработчиков не было, правильные решения искали и проверяли по ходу развития проекта, творческим путем.
Как мы общались с клиентом
Коммуникацию мы построили почти так же, как при традиционной работе спринтами, но по каждой отдельной задаче. У клиента всегда был доступ к свежим данным по статусу работ, затраченным часам и загруженности специалистов. Для этого мы вели общие документы и электронные таблицы.
Но что более важно, мы регулярно сверяли карту разработки со взглядами и ожиданиями клиента, добывали от него фидбек по каждому значимому решению. Без этого сделать хороший продукт очень сложно.
“Я принимал участие во всем. В разработке, в дизайне, в каких-то сложных решениях, о которых мне раньше ничего не было известно. И я не знал правильно мы принимаем решения, или нет. Опять-таки, спасибо профессионалам, которые сидят в команде WEZOM. Они нам подсказывали, как правильно поступить, мы действительно им доверяли. И как показало время, они действительно были правы”, - рассказал Александр Визенталь, Founder at TurboSTO.
К слову, это совершенно не помешало команде вписываться в дедлайны. Сроки задавались конкретно под каждый пакет фич и доработок, запаздываний по задачам практически не было.
Сложности каталога
Чем дальше продвигалась разработка, тем больше менялась суть проекта. Оказалось, что коробочное решение не может закрыть всех потребностей бизнеса по продаже запчастей для автомобильных турбин. Платформу магазина пришлось существенно переработать. Команда полностью меняла каталог и дизайн, добавляла новый функционал.
Структура каталога стала одной из главных технических сложностей всего проекта. Комплектующие для автомобильных турбин оказались слишком специфическим товаром, для успеха магазина каталог нуждался в сложной системе фильтров с массой переменных. Построить такую структуру на коробочной платформе было непросто.
Чтобы решить задачу, команда фактически создала “каталог в каталоге”. Для товаров из обычных категорий загрузка данных проходила по одной схеме, в то время как для автозапчастей был создан отдельный специальный файл с четко прописанной структурой. Через него формировались товарные позиции и зависимости фильтров в каталоге. Так разработчики вышли за ограничения платформы.
Что мы сделали?
Уникальная система фильтров и поиска по каталогу. Подбор деталей для ремонта упрощен настолько, насколько это вообще возможно. Пользователю достаточно вбить на сайте марку, год выпуска и мощность своего автомобиля, и система подберет для него подходящие комплектующие. Но подбором нужных запчастей все не ограничивается - клиент может тут же заказать ремонт узла, или вовсе приехать на своем автомобиле в сервис, где ему быстро проведут ремонт или замену.
Интеграция Elasticsearch. На сайте используется популярный движок для продвинутого поиска по каталогу, команда дополнительно доработала его под нужды клиента. Пользователю достаточно вбить в окно поиска лишь три буквы, чтобы получить перечень релевантных результатов. Поиск также понимает ситуацию, при которой посетитель вбивает в форму английский текст кириллическими буквами.
Новая админка. Админка сайта создана на Laravell, отличается скоростью, простотой и высокой автоматизацией. Продажи требуют минимального человеческого участия, сотрудники не испытывают сложностей с изучением функционала. А если все-таки иногда испытывают, то могут положиться на нашу поддержку.
“У WEZOM невероятно крутая поддержка, как в “Монобанке”. Когда бы ты не написал, отвечают мгновенно, и это очень круто!”, - Александр Визенталь Founder at TurboSTO.
Интеграция 1С,CRM, почтовых сервисов, чат-ботов. Интернет-магазин в полной мере использует потенциал и возможности инструментов, которыми привык пользоваться клиент. Благодаря этому интеграция нового продукта в процессы компании прошла без проволочек, а персоналу почти не пришлось тратить силы и время на освоение новой платформы.
Итоги разработки
Видеоотзыв:
Проект, который начался как редизайн сайта, перерос в разработку отдельного, фактически индивидуального решения.
Но результат того стоил - новая платформа достигла цели, смогла изменить вектор бизнеса клиента. Если раньше около 65% клиентов компании приходили из B2B-сектора, то после запуска Zalem их доля в продажах начала падать. На сегодня до 70% покупателей - это конечные потребители.
“Продавая нашу запчасть, мы даем на нее гарантию, она качественная, мы это точно знаем. Но мы не уверены, что она сработает в руках какого-то “гаражника”. Поэтому и был создан этот проект”, - пояснил Александр Визенталь Founder at TurboSTO.
Новый интернет магазин позволил бизнесу улучшить качество и скорость обслуживания клиентов, сделать его более рентабельным. Теперь клиент может заказать запчасть и тут же подать заявку на ремонт. А на следующий день приехать в сервис компании и закрыть свою проблему за два часа. И все это за три клика на сайте!
Но планы основателей TurboSTO устремлены гораздо дальше: создать полноценный автомаркет, где автомобилисты смогут найти любые запчасти, получить любые услуги. Более того, они мечтают изменить автомобильную культуру страны: пошатнуть традиции бестолкового и опасного “гаражного” ремонта, выстроить систему послегарантийного обслуживания автомобилей. И WEZOM готов помочь с этим - выстроить диджитал инфраструктуру для автосервиса будущего.