click fraud detection
0 800 755 007
(Бесплатно по Украине)

Онбординг в мобильных приложениях

929

Когда пользователь впервые запускает мобильное приложение, прежде чем начать пользоваться всеми привилегиями, необходимо ознакомиться со всем разнообразием функций и возможностей, а также с тем, как вообще управлять этим приложением. Некоторым это дается легко, а некоторые не могут обойтись без помощи. Эта помощь - онбординг в приложении. Насколько он необходим, что дает и какие вообще существуют варианты и техники онбординга - давайте разберемся вместе. 

Как понять, нужен ли вашему приложению онбординг?

нужен ли вашему приложению онбординг

Прежде чем делать какие-либо выводы, давайте выясним, что такое онбординг вообще. Onboarding - это процесс ознакомления пользователя с приложением, его функциями, возможностями, управлением, а также кастомизации приложения и его функций, и так далее. При этом проводится онбординг приложения в двух случаях: когда пользователь впервые вошел в приложение и ему нужно объяснить, что и как делать, и когда вышли какие-то обновления, которые существенно изменили привычный внешний вид, цепочку действий, или просто добавили новый функционал. И в том, и в другом случае пользователь знакомится с приложением заново. 

И хотя на данном этапе вам может казаться, что процесс онбординга полезен и всецело необходим, на самом деле это не всегда так. Давайте взглянем на его плюсы и минусы. К положительным чертам онбординга можно отнести: 

  • детальное объяснение способа взаимодействия с приложением пользователю;
  • разъяснение нестандартных иконок, действий, функций; 
  • возможность кастомизации приложения; 
  • уверенность в том, что необходимые данные сразу будут заполнены; 
  • подчеркивание преимуществ приложения и вовлечение пользователей. 

Тем не менее, есть и отрицательные: 

  • этот процесс занимает время пользователя и вынуждает совершать дополнительные действия; 
  • многие пользователи предпочитают разбираться в приложении самостоятельно; 
  • это дополнительные затраты, как финансовые, так и временные, при разработке; 
  • есть случаи, когда злоупотребив онбордингом, компании наоборот отталкивают пользователей.

Как видите, необходимо тщательно подходить к вопросу ознакомления пользователей с приложением, точно взвешивая необходим ли он вообще, и, если да, то к какой технике прибегнуть. Не обязательно то, что работает у других, окажется таким же успешным и эффективным у вас, поэтому лучше выбирать кастомный онбординг. 

Когда онбординг необходим в мобильных приложениях? 

Разработать онбординг или нет - зависит от особенностей вашего бизнеса, вашего приложения и вашей аудитории. Так, например, если для корректного выполнения функций приложения необходима определенная информация, которую пользователь может забыть ввести, можно направить его с помощью определенных техник онбординга, так все необходимые шаги будут выполнены сразу же и пользователь сможет приступить к работе с приложением без ограничений. 

Касательно самого приложения: если ваше приложение имеет достаточно простую структуру и выполняет всего одну функцию, естественно, что у вас нет необходимости внедрять дополнительные подсказки в интерфейсе. Если же функционал сложен, а достижение целевого действия требует множества шагов, или вы решили прибегнуть к довольно необычным приемам в дизайне, которые могут не быть понятыми интуитивно, онбординг поможет вашим пользователям ознакомиться. Также, если приложение требует определенной кастомизации, настройка требует определенных действий, ввода информации и совершения выбора, тогда тоже лучше прибегнуть к онбордингу, чтобы пользователю не пришлось самому искать где и как это сделать. 

И последний важный фактор - аудитория. Если ваши пользователи в основном достаточно продвинуты, предпочитают совершать действия самостоятельно и быстро, онбординг будет их лишь отвлекать. Если же ваше приложение рассчитано на широкую аудиторию, и при этом не так легко разобраться в множестве функций - не лишним будет помочь тем категориям, которые не слишком знакомы с цифровыми технологиями, удобно разобраться в вашем приложении. Но также важно предусмотреть возможность пропустить онбординг для тех, кому он не нужен (за исключением тех случаев, когда он необходим для корректного функционирования приложения). 

Способы онбординга

Способы онбординга

Когда речь заходит о кампании по онбордингу, и вы уже точно знаете, что он вам необходим, важно тщательно подходить к ее выбору, учитывая все вышеперечисленные факторы.  Давайте рассмотрим различные техники онбординга и их особенности. 

Преимущества ориентированные на выгоду

Этот способ онбординга быстро и эффективно знакомит пользователя с преимуществами вашего приложения. Ваша задача - продемонстрировать максимальную пользу и выгоду для аудитории от использования вашего инструмента. 

Здесь очень важно выбрать только ключевые преимущества, которые выделяют вас из огромного количества других приложений, и которые мгновенно докажут пользователям, что ваше приложение того стоит. При этом не стоит распыляться на мелочи, рассказывая о несущественных деталях или тех возможностях, которые не являются уникальными, так вы рискуете утомить пользователя, и он даже не дойдет до конца онбординга. Концентрируясь на самых важных и существенных аспектах также важно не перехвалить себя, ведь это тоже может испортить впечатление пользователей, к тому же, есть риск, что реальность не оправдает ожидания, и вы сделаете так только хуже себе и своему бизнесу. 

Если правильно провести такой вид онбординга, ваши пользователи еще в самом начале знакомства с приложением уже четко будут знать, какие задачи им удастся решить с его помощью, а значит и будут осознавать всю ценность вашего приложения. А это существенно поднимает уровень вовлеченности и удержания. 

Портрет потребителя

Используйте портреты разных сегментов вашей целевой аудитории, чтобы создать кастомный онбординг для каждого из них. Дело в том, что когда ваше приложение рассчитано на широкую аудиторию, а его функционал максимально разнообразный, универсальный онбординг для всех может оказаться не лучшей идеей. Конечно, вы все еще можете выбрать его для экономии средств. Но давайте рассмотрим альтернативный вариант. 

Используя персонализированный онбординг для разных групп пользователей, вы автоматически сосредотачиваете их внимание на том функционале, который будет им нужен, сокращая таким образом время на то, чтобы разобраться с приложением. Также это хороший способ усовершенствовать предыдущую технику онбординга: вы получаете возможность рассказать пользователям о тех преимуществах, которые применимы конкретно к ним, а не только об общих плюсах приложения, которые могут прозвучать совсем неубедительно. 

Чтобы разработать кастомный онбординг, вам достаточно детально определить свою целевую аудиторию, а также разбить ее на максимально конкретизированные сегменты. Далее, при открытии приложения пользователь выбирает сегмент, к которому относится, и в приложении автоматически запускается релевантный сценарий онбординга.  

Простота первого запуска

Когда пользователь скачивает приложение, он делает это не просто так: всегда есть определенные причины и потребности, которые им движут, не важно будь то поиск развлечений, или необходимость выполнить определенную задачу. Ваша цель - сделать так, чтобы при первом же запуске пользователь максимально быстро и просто смог выполнить эту задачу, достигнуть чего-то и получить результат. 

Дело в том, что психологически успех действует на нашу нервную систему так, что нам хочется еще и еще. То есть активируется некоторое состояние азарта в пользователе. И если вы покажете, что достигать успеха в вашем приложении легко - вы дадите пользователю то чувство победителя, которое определенно вызывает зависимость. 

Применение такой техники онбординга поможет с первого же открытия вовлечь пользователей, а если продумать систему достижений на всем пути использования приложения, уровень удержания взлетит до небес. 

Руководства, инструкции

Главная причина, по которой пользователи могут отказываться от использования приложения - это если им не удалось достичь своей цели. Часто такое бывает из-за того, что пользователь не смог разобраться в работе приложения и сделать все необходимые шаги. Чтобы этого избежать, в сложных приложениях применяют эту технику онбординга. 

Вам буквально необходимо создать инструкцию по достижению цели. Показать пользователю, как достичь того самого заветного первого успеха. При этом сделать это можно множеством способов. Например, вы можете сразу после открытия показать пользователям инструктаж по использованию функционала приложения, или наоборот, использовать интерактивные подсказки, которые появляются, когда пользователь впервые выполняет какое-то действие. Выбирать способ инструктажа необходимо исходя из особенностей вашего приложения и целевой аудитории. 

Но помните, что всегда нужно оставлять место для самостоятельного исследования, ведь пользователей это тоже интересует и вовлекает. Поэтому, создавая инструкции, сосредоточьтесь на самых важных или самых сложных действиях, но не стоит объяснять буквально весь функционал и каждую кнопку. 

Упростите процесс регистрации

Регистрация важна для кастомизации, сохранения настроек в случае установки приложения на другое устройство, синхронизации приложения и веб сайта, а также для работы с пользователями через имейл. С одной стороны, это весьма полезная и удобная функция для пользователей, но с другой - некоторые не хотят оставлять свои данные во всех приложениях подряд, или просто считают регистрацию нудной тратой времени. В ваших же интересах сделать так, чтобы пользователи легко ее прошли и вовлекались еще больше. 

Есть три варианта, когда можно добавить форму регистрации. Первый вариант - выводить форму регистрации в самом начале, сразу после открытия приложения. Тогда пользователь сразу вынужден выполнить определенные действия, и только после этого ему откроется функционал приложения. Этот вариант все еще популярен, но мы не советуем так поступать, потому что при не слишком высоком уровне мотивации или при определенных сомнениях этот шаг может оттолкнуть пользователей, и они не продолжат работу с приложением. Второй вариант - осуществлять регистрацию после ознакомления с приложением либо после достижения первого успеха. Когда пользователь уже понял, какая польза от вашего приложения, и даже получил ее, он более склонен совершить подписку. И третий вариант - позволить пользователю подписаться в любой удобный для него момент, не вынуждая делать это в начале, но периодически напоминая о такой опции. 

Какой бы вариант вы не выбрали, всегда учитывайте, что чем короче форма регистрации, тем охотнее ее заполнят ваши пользователи. Запрашивайте только самую необходимую информацию. Хорошей идеей будет при регистрации запросить, например, только имейл, а далее предложить пользователю ввести все остальные данные в личном кабинете. При этом заполнение полной анкеты можно провести в любой удобный для пользователя момент, или не проводить вообще.

Рush-уведомления

Push-уведомления - прекрасный способ общения с пользователями. Используйте их для напоминания о незавершенных действиях, или возможностях, которые принесут вашей аудитории дополнительную пользу. Так, например, вы можете использовать уведомления чтобы напоминать пользователям зарегистрироваться, если им нравится приложение, или завершить регистрацию заполнением полной анкеты в личном кабинете. Также вы можете напоминать об акциях, или специальных возможностях определенного дня, о лучшем времени для совершения каких-то действий и так далее. Хорошей идеей будет также позволить пользователю настраивать напоминания в приложении, которые будут связаны с деятельностью в приложении и приходить в Push-уведомлениях.

Еmail-сообщения

В первое время знакомства пользователей с приложением хорошей идеей будет также присылать им письма с инструкциями и напоминаниями. Некоторая информация из онбординга может усвоиться не сразу, и вы можете ее напомнить. Также вы можете рассказывать о новых дополнительных функциях, о которых не было речи в первоначальном онбординге, но пользователь проявляет к ним интерес. Письма также могут содержать напоминания о визите в приложение, завершении какого-то действия, и даже подсказывать как достичь следующего успеха. 

Благодаря такому подходу вовлеченность ваших пользователей возрастет. А периодически напоминая им о пользе приложения, к которому они еще не успели привыкнуть, вы увеличите уровень удержания пользователей в разы. 

Выводы

Онбординг в мобильных приложениях

Онбординг в мобильных приложениях - важная часть пользовательского опыта, и весьма полезная функция, если ею не злоупотреблять. Рекомендуем тщательно подходить к вопросу того, нужно ли его внедрять конкретно вам, изучив при этом свою целевую аудиторию, а также взвесив все особенности бизнеса, приложения и самих пользователей. Важно не спугнуть, а увлечь ваших пользователей в интересное путешествие облегчения с вашим приложением. 

Чтобы справиться с этой задачей, важно выбрать правильные техники онбординга, которые подойдут именно вам. Выбор довольно велик, и у каждой свои особенности, но правильно подобрав одну или несколько техник вы получите желаемый (или даже лучше) эффект. 

Вовлеченность и удержание пользователей - показатели на которые можно и нужно влиять. И при правильном использовании онбординг - хороший способ достичь высоких результатов. При разработке приложений для своих клиентов, мы в Wezom всегда тщательно проводим анализ и подбираем необходимые техники онбординга (если он вообще окажется необходимым). 

Если у вас остались какие-то вопросы, или вы хотите обсудить разработку в Wezom - оставьте заявку на сайте, наш менеджер перезвонит вам в ближайшее время и проконсультирует вас.

У вас остались вопросы?

Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.

3/5
Полезность
Проголосовали 1
Как вам статья?
Давайте обсудим Ваш проект
Давайте начнем
беседу!
КОММЕНТАРИИ0
Возможно
Быстрый доступ к информации и перенасыщенность аудитории контентом побуждают бренды повышать конкурентоспособность своих коммерческих страниц…
Алина Ткаченко
Алина Ткаченко
Автоматизация отдела снабжения позволит вам всегда поддерживать наличие необходимых товаров и ресурсов, чтобы работа вашей…
Wezom
Wezom
Instagram на данный момент — шестая по популярности соцсеть в мире. Он уступает только Facebook,…
Екатерина Шведа
Екатерина Шведа
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА РАССЫЛКУ АЙТЫЖБЛОГ
Хотите получать 
интересные статьи?