На фоне кошмаров 2022 года волна хайпа вокруг NFT и крипты немного улеглась, но это не значит, что рынок замер. Напротив, там происходит много интересного, появляются новые концепции и новые технологии. Самым любопытным новым трендом в минувшие месяцы стал взлет проектов Move-2-Earn (M2E). Это новая идея реализации блокчейна: участники фиксируют через трекер свои пробежки и прогулки, получая токены криптовалюты за пройденную дистанцию. Проекты вроде STEPN, MetaGym и Genopets успешно “хайпанули”, объединив блокчейн с логикой трекинга и геймификации спорта. В экспертной среде появилось понятие “фитнес-финансов” (FitnessFi), по аналогии с игровыми финансами GameFi.
Реакция общества на M2E оказалась предсказуемой. Оптимисты заявили о новой вехе в развитии блокчейна, скептики разоблачили очередную финансовую пирамиду (не забываем, что для бега в M2E-приложении нужно купить NFT-кроссовки). Мне же стало интересно другое: это не первая попытка объединения технологий трекинга и блокчейна. И то, и другое успешно используется в логистике для прозрачности и безопасности доставки грузов. А что будет, если использовать логику M2E в перевозках?
Тут вместо спортсмена-бегуна у нас условно будет отдельный грузовик, или даже отдельный курьер, а вместо NFT-кроссовок - некий сертификат доставки на блокчейне. Звучит вычурно, но теоретически так можно построить вокруг цепочки поставок финансово самодостаточную экосистему, в которой не останется места бюрократии, посредникам и коррупции.
Move-2-Earn vs Play-to-Earn
Строго говоря, модель Move-2-Earn возникла как разновидность концепции “зарабатывай играя” (Play-to-earn, P2E), в которой через блокчейн монетизируется процесс компьютерной игры. В типичном P2E-проекте игроки покупают за реальные деньги игровые NFT и проводят время за геймплеем, формируя вокруг игры экономику. Усилия и вложения игроков приобретают финансовую ценность, что позволяет им не только тратить, но и зарабатывать.
Самая популярная на сегодня подобная игра, Axie Infinity, посвящена сражениям мультяшных монстров, “аксов”. Геймплей тут построен вокруг коллекционирования NFT, а экономика опирается на собственный токен SLP, который можно конвертировать в реальные деньги. В минувшие два года игра быстро развивалась, а в странах с низкими доходами населения даже породила особый криптобизнес, где держатели NFT нанимали игроков на фул-тайм. К концу прошлого года ежедневный онлайн Axie Infinity приблизился к отметке в 3 миллиона человек - внушительный результат для любой онлайн-игры. Однако это же и стало проблемой для дальнейшего роста - на фоне притока игроков прошлой осенью стоимость токена SLP рухнула.
В целом концепцию Play-to-earn часто критикуют за нивелирование слова “Play”. То есть игра, в которой человек зарабатывает деньги, со временем превращается в обычную работу. И это проблема, ведь мы все еще говорим об игре. В отличие от реальной работы, она не приносит экономике никакой дополнительной ценности, кроме досуга.
Так, консалтинговая компания Naavik проанализировала причины экономического кризиса в Axie Infinity. Согласно их выводам, суть проблемы состоит в том, что игроки начали терять интерес к игровому процессу. Когда они получали достаточно ресурсов для покрытия текущих нужд, то переставали тратить игровую валюту и начинали выводить все доступные им реальные деньги. А быстрый приток новых игроков только усугубил инфляцию на местном рынке NFT-персонажей.
В Move-2-Earn все должно быть иначе, ведь бег или прогулку невозможно рассматривать как работу. Как максимум, это обязательство, которого мы придерживаемся перед самими собой даже через “не могу”. Вокруг бега не построить рынок труда - вряд ли кто-то додумается нанимать бегунов-марафонцев для фарминга игровой валюты. Кроме того, пройденные километры - это лимитированный “ресурс”, ограниченный временем и физической формой среднего человека. Все это потенциально делает модель M2E более стабильной и предсказуемой для построения мультиверс-экономики.
Как может выглядеть Move-2-Earn в логистике
Чем модель “движения за крипту” может быть интересной перевозчикам? Все дело в том, что транспортные операторы очень заинтересованы в диджитализации цепочек поставок на блокчейне. Ведь это не только криптовалюта и NFT, сегодня технологию активно используют логистические гиганты вроде Maersk и Walmart.
К примеру, в 2018 году Maersk в сотрудничестве с IBM запустил блокчейн-систему TradeLens для оцифровки морских поставок. Платформа позволяет операторам безошибочно отслеживать статус доставки грузов в режиме реального времени, без проволочек обмениваться таможенной информацией и документацией. На сегодня TradeLens уже обрела глобальный статус, через нее проходит едва ли не половина всех контейнерных перевозок мира. В свою очередь, американский ритейлер Walmart построил на блокчейне и смарт-контрактах систему расчетов со сторонними грузовыми перевозчиками. Это освободило менеджмент Walmart от сложной и медленной бюрократической волокиты.
Логика Move-2-Earn теоретически позволяет зайти еще дальше - устранить из логистических процессов расчеты между контрагентами. Представьте себе цепочку поставок, где перевозчик получает вознаграждение не от своих непосредственных клиентов/партнеров, а от платформы на блокчейне, по факту пройденной дистанции, соблюдения сроков, состояния груза и всех необходимых KPI. Такая модель устранила бы человеческий фактор и все предпосылки для коррупции, обеспечила бы полную прозрачность цепочки поставок, снизила бы издержки. Основанием для участия перевозчиков в такой системе стали бы не “NFT-кроссовки”, а некая блокчейн-лицензия, дающая возможность работать в системе.
Очевидно, что назвать такую систему финансовой пирамидой было бы гораздо сложнее, чем сегодняшние приложения для “бега за крипту”. Ведь инвесторами тут будут выступать не обыватели, которым интересно приобщиться к хайпу и получить легкие деньги, а участники логистической цепочки. Последним обычно нужен не хайп, а конкретные инструменты и конкретные результаты.
Игра в перевозку
Помимо прочего, геймификация отношений с водителями и курьерами решает проблемы трудовой дисциплины. Собственник любой транспортной компании подтвердит вам - на практике многих водителей очень сложно приучить к соблюдению стандартов и нормативов перевозки грузов. Это создает реальные риски для бизнеса, как финансовые, так и репутационные. Но если реализовать ключевые правила как элементы некой “игры”, в которой будет работать материальная составляющая, то проблема решается без жестких мер.
Подобный подход мы реализовали в одном из наших проектов с приложением для водителей грузовиков. В системе есть специальный конструктор, где бухгалтеры, юристы и диспетчеры компании могут открывать “миссии” для водителей. Например, “помой свою машину на протяжении трех дней”, или “пройди ТО за неделю”. Там же присутствует и система достижений (Achievements) - как в компьютерных играх, или как в Монобанке (к примеру, “загрузи в систему 10 документов Bill of lading”). За выполнение миссий и ачивок водителям начисляют фирменные токены, которые можно обменять на небольшие премии, фирменный мерч и прочие корпоративные “плюшки”. Предусмотрена и соревновательная рейтинговая система.
Словом, рабочий процесс дальнобойщика с новым приложением стал еще больше походить на игру в Euro Truck Simulator 2. Как показала практика, игровые механики сделали правила понятными и доступными для водителей, а также дали внятные стимулы для их соблюдения. А если включить в эту систему токены на блокчейне и DeFi, получается та самая модель Play-2-Earn, или Move-2-Earn.
Когда в логистику придет Move-2-Earn?
С одной стороны, все это звучит слишком футуристично - на сегодня нет ни подходов, ни прикладных средств для массового внедрения DeFi в грузоперевозки. С другой, мы видим острый глобальный логистический кризис, запрос рынка на инновации, быстрый рост блокчейн-технологий и соответствующий хайп.
Говорить о какой-то масштабной модели грузовых перевозок на логике M2E пока не приходится, если только подобную идею сегодня не рассматривают в каком-нибудь Amazon. Но вот рождение логистических Move-2-Earn стартапов в ближайшие годы практически неизбежно - ведь речь идет лишь о разработке подходящих инструментов на уже существующей базе.
Потребуется время на то, чтобы общественное мнение перестало воспринимать блокчейн как какую-то цифровую игру в наперстки, обитель спекулянтов. На деле это абсолютно рабочий инструмент, который в правильных руках не усложняет, а упрощает бизнес-процессы. Как минимум, игровую M2E-модель можно использовать в городской курьерской доставке, e-commerce, автоперевозках, для решения проблем последней мили. Конечная модель DeFi-перевозок вероятно будет намного сложнее сегодняшних приложений для монетизации бега. Но сама технология дает важные преимущества, все дело в идее, которая позволит эти преимущества раскрыть.
Наш опыт работы разработки проектов в сфере логистики показал, что это очень сложный рынок, где каждая компания проектирует свои собственные, уникальные бизнес-процессы, изобретает свой собственный велосипед. И все чаще эти изобретения требуют очень высокой экспертизы в передовых технологических трендах. Убежден, что в ближайшие годы индустрия совершит грандиозную миграцию в “цифру”, и участникам рынка стоит очень внимательно следить за техно-хайпом. Ведь любой тренд может “выстрелить” и кардинально поменять правила игры, как в свое время Uber поменял древние правила на рынке частного извоза. Сейчас, когда рынок меняется, смелость и любопытство вознаграждаются, как никогда.
Сергей Гузенко, CEO at WEZOM