click fraud detection
0 800 755 007
(Бесплатно по Украине)

Магазин без витрин: что такое dark store и в чем его сила

1180

Признаемся честно, мы не любим супермаркеты. Очереди на кассах в вечерний час-пик, угрюмые охранники, возня с корзинами и пакетами - все это раздражает и отнимает время. В мире диджитала и коронавируса формат супермаркета теряет актуальность, бизнес давно ищет ему замену.

Такой заменой может стать модель dark store - магазин без витрин, касс и покупателей. Фактически - это и не магазин, а компактный склад в городской черте. Заказы поступают в даркстор через цифровую платформу, их оперативно комплектуют и доставляют покупателям.  В отличие от традиционного склада, товары тут не хранятся в паллетах, а заблаговременно выкладываются на полки для быстрой сборки заказа.

Dark store – это розничный цифровой магазин-склад

В таком “складозине” нет торгового зала, весь ассортимент доступен покупателям через смартфон. В двух словах такой формат можно описать как “онлайн-магазин на максималках”. Он работает по схеме привычного электронного ритейла, но заточен под товары повседневного спроса (FMCG). Заказы в этом сегменте нужно комплектовать и доставлять максимально быстро, за 15-20 минут.

Формат darkstore в 2009 году изобрел британский ритейлер Tesco, но на протяжении многих лет масштабы таких магазинов были не слишком большими. Пандемия все изменила, теперь покупка продуктов онлайн стала во всем мире обыденностью. Летом этого года первые продуктовые дарксторы открылись в Киеве (Glovo, Bazar), а крупные розничные сети так или иначе внедряют подобную практику в своих магазинах.

Как работает dark store

Как работает dark store

С точки зрения покупателя все просто - открываем сайт или приложение, наполняем корзину, оплачиваем заказ онлайн, ждем курьера или прогуливаемся до ближайшего даркстора пешком, забирая заказ самостоятельно.

С точки зрения продавца все требует тщательной организации склада, продвинутой инфраструктуры и хорошо обученного персонала. Товар на складе промаркирован и разложен исходя из срока годности, спроса или удобства комплектации. Сборщики обычно используют сканеры штрих-кодов и специальные приложения. Такое приложение может выстроить товары в максимально удобном для сбора порядке, при котором сотруднику не придется “наматывать круги” по складу.

Этот подход помогает справиться с ошибками и путаницей, на комплектацию одного заказа уходит не более 15 минут. Обработка и отгрузка заказов автоматизируется и превращается в “конвейер”, очереди уходят в прошлое.

Работа курьеров также строится через мобильное приложение. Система может контролировать нагрузку на персонал, прогнозировать пиковые часы и привлекать на них больше сотрудников. Все это происходит без человеческого участия - готовому к работе курьеру достаточно “отметиться” в системе и взять заказы в работу.

Логистика дарксторов близка к логистике обычных магазинов, но лучше автоматизирована. Это могут быть небольшие пространства в спальных районах, которые обслуживают свою зону ответственности.

Само собой, даркстор построен на цифровой экосистеме из нескольких синхронизированных платформ. Информация в ней обновляется в режиме реального времени.

Преимущества dark store

Преимущества dark store

Цифровой магазин превосходит традиционный во многих аспектах: он работает быстрее, не боится пандемии, может активно использовать диджитал инструменты аналитики и маркетинга.

Для многих покупателей заказ продуктов онлайн уже стал привычным делом: больше не нужно идти в супермаркет, искать в торговом зале нужные продукты, сравнивать цены и искать свободную кассу. Раньше шопинг мог легко отнять час-полтора, а теперь легко укладывается в 20 минут.

Такая модель привлекает и ритейлеров. Дарксторы могут дать бизнесу ряд преимуществ:

  • снижение рисков локдауна;
  • экономия на торговых площадях;
  • возможность обеспечить наилучшие условия хранения товара (особенно, скоропортящегося);
  • Исключение возможности кражи товаров в торговом зале;
  • Новые возможности для аналитики и работы с клиентами.

По мере изменения привычек покупателей ритейлеры смогут уменьшать торговые залы и отводить все больше квадратных метров под склад. Небольшой даркстор не нуждается в привлекательном для покупателя помещении - можно будет арендовать непрезентабельный, но дешевый склад. Традиционные расходы на витрины-холодильники, кассовые аппараты, дизайн торгового зала также могут уйти в прошлое.

Технологии Dark Store

Дарксторы могут быть успешными только при наличии развитой цифровой экосистемы. Как минимум, они должны включать в себя ряд базовых элементов:

  • гибкая WMS-система для организации бесперебойной работы склада;
  • CRM для работы с клиентами и мониторинга работы сотрудников,
  • платформа для покупателей (чаще всего сайт или приложение)
  • платформа для менеджеров

Технологии даркстора должны давать покупателю возможность сделать заказ через любой канал связи, помогать сборщикам комплектовать заказы, обеспечивать курьерам оптимальную загрузку и маршруты, отслеживать статус доставки в режиме реального времени (как в нашем кейсе с сервисом доставки IKURA). Диджитализация склада помогает вести учет остатков товара и автоматически формировать заказы поставщикам.

Очень полезными для Dark Store становятся алгоритмы ИИ. Они могут прогнозировать количество заказов и периоды пиковой нагрузки на магазин в режиме реального времени, привлекать при необходимости дополнительных сотрудников и курьеров.

И главное - все эти инструменты должны опираться на единую базу данных, которая обновляется в режиме реального времени. Даже небольшая ошибка или заминка может обернуться для даркстора ощутимыми убытками.

будущее dark store

Будущее dark store

Мир уже изменился, пандемия и диджитал сильно повлияли на наши обыденные привычки. Онлайн-торговля во всех сферах будет только расти, а традиционный ритейл будет по возможности подстраиваться под новые тренды.

В ближайшие годы мы увидим, еще больше стартапов, нацеленных на дарк- и клаудсторы. Крупные розничные сети также будут ориентироваться на онлайн, строить собственную модель с элементами dark store на базе уже существующих магазинов. Преимущества получат сервисы с собственными технологиями управления складом и курьерской службы.

Сама модель dark store также будет стремительно развиваться. “Цифра” позволит ритейлерам собирать и обрабатывать огромные массивы данных о пользователях, прогнозировать спрос, формировать индивидуальные предложения под каждого клиента. Большие перемены ждут сферу доставки, продавцы возьмутся за краудсорсинг и эксперименты с дронами.

У вас остались вопросы?

Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.

0/5
Полезность
Проголосовали 0
Как вам статья?
Давайте обсудим Ваш проект
Давайте начнем
беседу!
КОММЕНТАРИИ0
Возможно
Перевозка грузов – сложный процесс, включающий логистику, организацию, сбор документов и прочие шаги для успешного…
Wezom
Wezom
В кейсе рассказывается, как за счет грамотной настройки рекламы PPC нам удалось за 3 месяца…
Алина Ткаченко
Алина Ткаченко
Электронная коммерция у всех на слуху, и с каждым годом интерес к ней становится все…
Wezom
Wezom
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА РАССЫЛКУ АЙТЫЖБЛОГ
Хотите получать 
интересные статьи?