Электронная коммерция стремительно развивается, но этот рост идет не безоблачно. Часто логистика оказывается не готова к новым требованиям и технологиям e-commerce. Путь от кнопки «заказать» до передачи товара покупателю - это сложный механизм, от эффективности работы которого зависит успешность магазина. Ключевую роль играет организация складского учета и доставки, инновации в этих областях сейчас возникают регулярно. Давайте попробуем взглянуть на проблемы и перспективы электронной коммерции в Украине.
Почему есть проблемы логистики в e-commerce?
Логистика - это вопрос баланса между экономией денег, загрузкой персонала и комфортом клиентов. Если у компании мало заказов, она может обойтись без склада: обрабатывать заявки, отправлять товар и принимать возвраты можно и своими силами. Но в масштабах даже среднего интернет-магазина такая работа с товаром быстро развалится, логистику приходится воспринимать всерьез.
Предположим, у вас от 100 заказов в день. Самостоятельно справиться с ними невозможно. Необходимо собрать посылку, проверить ее, упаковать, организовать доставку. Даже просто разместить весь товар без склада невозможно, небольшие компании обычно берут его в аренду.
Аренда склада - это отдельный квест. Для розничных онлайн-продаж предпочтительно найти склад в черте города, иначе расходы на доставку повысятся. Но хороший склад в крупных городах стоит больших денег, а варианты подешевле потребуют инвестиций в необходимое оборудование, а иногда и ремонта. Не стоит также забывать о расходах на стеллажи и персонал.
Как выйти из этого тупика? Есть несколько путей:
- Инвестировать самостоятельно и контролировать все логистические процессы. Позволить себе это могут лишь крупные игроки рынка, у которых есть деньги на собственные склады.
- Воспользоваться услугами ответственного хранения. Существуют операторы, которые имеют собственные склады, технику, персонал. Они могут взять большую часть логистических процессов на себя.
Число интернет-магазинов быстро растет, а вместе с ним выросла и новая область логистического бизнеса – fulfillment. Такие операторы не только предлагают небольшим компаниям собственный склад, но также берут на себя комплектацию товаров, упаковку, даже работу с заказами.
В целом fulfillment-комплекс работает так:
- Товар магазина отгружается на склад, выделяется персональное место.
- При заказе менеджеры склада получают данные, самостоятельно собирают заказ, упаковывают, отправляют его от имени магазина.
- Организовывают доставку груза до адресата.
- В случае возврата работают с возражениями, оформляют документацию.
Такой подход позволяет компании решить практически все логистические проблемы, хоть и на условиях оператора. На сегодня почти все логистические операторы расширяют свои функции и так или иначе движутся к fulfillment-модели.
Как лучше организовать процесс логистики?
Если у компании уже есть свой собственный склад, нанят персонал, закуплено оборудование, то услуги логистических партнеров ей скорее всего не понадобятся. Для всех остальных игроков e-commerce такое партнерство окажется выгодным.
Перспективы e-commerce на сегодня заключаются в росте числа компаний-посредников, которые готовы брать на себя организацию доставки груза от магазина до конечного потребителя. Интернет-магазины будут избавлены от забот о сезонности и волатильности на транспортном рынке, покупатели в итоге смогут быстрее получать заказы.
Логистический оператор возьмет на себя организацию цепочки поставок от склада до двери покупателя.
Порог входа в e-commerce снизится. Даже малые магазины получат шанс занять определенную нишу, если смогут наладить бизнес-процессы и обратить на себя внимание клиентов. Однако и конкуренция в онлайн-продажах станет жестче.
Как отмечает основатель компании Wezom Сергей Гузенко, "уберизация" в ближайшие годы коснется всего. Бизнес в целом уходит в онлайн, и преимущество получит тот, раньше других научится работать с диджитал-инструментами.