Цифровизация и диджитализация - очень шумные тренды. Никому уже не нужно объяснять, что оцифровка бизнеса - необходимость в наше время, и многие компании быстро двигаются в этом направлении. Но важно не просто создать сайт, а грамотно диджитализировать все процессы, чтобы получить максимальный результат. Как сделать это правильно? И что должно получиться в итоге? Давайте искать ответы.
Что такое оцифровка бизнеса?
Оцифровка бизнеса - это перенос в цифровую среду каждого отдельного бизнес процесса или всех процессов сразу. При этом с момента оцифровки процессы не только выполняются в автоматическом или полуавтоматическом режиме, но также проходят значительно быстрее и точнее. Появляется возможность интегрировать определенные процессы или ресурсы так, чтобы передача информации в компании производилась мгновенно, полностью автоматически.
Разумеется, это упрощенный взгляд на проблему. Сейчас мы не будем углубляться в вопрос о том, как оцифровать бизнес. Давайте для начала определимся, зачем это нужно.
Основные преимущества цифровизации
Если весь мир ринулся создавать себе диджитал инструменты, то вопрос “зачем оцифровывать бизнес” - скорее риторический. Как минимум, без этого вы начнете отставать от конкурентов. Но есть и более фундаментальные причины ухода в “цифру”.
Зачем нужна оцифровка бизнес-процессов
Когда ваш бизнес существует только на бумаге, управлять им сложно, долго и ресурсозатратно. Да, такая модель бизнеса тоже способна приносить собственнику доход, но рентабельность всех бизнес-процессов будет низкой.
Тут мы рассмотрим два примера. Первый: принимая заказ от клиента вы вручную собираете всю информацию о нем, далее также с помощью сотрудников обрабатываете его заказ, собираете его, выписываете сопутствующую документацию, повторно многократно вводя одни и те же данные, и затем теряете контакт с этим клиентом до тех пор, пока он снова не обратится в вашу компанию. Насколько эффективна такая цепочка? Каковы шансы, что клиент вернется к вам снова? Окупятся ли ваши трудовые вложения?
Перейдем ко второму примеру: клиент самостоятельно заполняет все необходимые данные о себе и о заказе на вашем ресурсе. Заказ обрабатывается, и для его сборки поступает только необходимая и структурированная информация. Вся сопутствующая документация заполняется автоматически, с минимальным человеческим участием, а после выполнения заказа вы получаете обратную связь клиента. Наконец, его данные остаются у вас в базе для повторных контактов.
Повышенная эффективность, точность и качество обслуживания - вот, что отличает первый вариант от второго, и что делает цифровизацию необходимой любому бизнесу.
Преимущества оцифровки в бизнес-секторе
Как вы уже поняли, оцифровка - это позитивная трансформация для любого бизнеса. Но давайте не будем голословными и перейдем от общих фраз к деталям. Благодаря оцифровке вы:
- автоматизируете часть процессов, что избавляет вас от необходимости выполнять их вручную и соответствующих затрат;
- сокращаете время выполнения заказов, таким образом обеспечивая себе высокую репутацию и удовлетворенных клиентов;
- сокращаете финансовые расходы, связанные с выполнением определенных операций, за счет сокращения времени обработки, рутинной нагрузки на персонал, а также за счет снижения процента ошибок при выполнении заказа;
- оптимизируете свои бизнес-процессы. Ведь диджитализация направлена не просто на то, чтобы вместо вас всю работу выполнял компьютер. Сначала все ваши процессы совершенствуются, и лишь потом оцифровываются;
- повысите эффективность вашего бизнеса. То есть сможете за то же время и при тех же трудозатратах обслуживать значительно большее количество клиентов;
- повысите качество обслуживания клиентов и сделаете их более удовлетворенными. Обратная связь поможет вам совершенствовать свои услуги и товары;
- обеспечите возможности и перспективы для роста и развития вашего предприятия, а также для дальнейшего масштабирования бизнеса;
- получите конкурентное преимущество;
- увеличите количество клиентов;
- выведете свой бизнес на новый уровень.
Как оцифровка бизнес-процессов помогает в продажах
Обсуждая преимущества оцифровки бизнеса мы говорили о том, что клиентов у вас также становится больше. Но с чем это связано? Давайте разбираться.
- Упрощение процессов для клиента. Многие предпочитают самообслуживание вместо длительных личных бесед с представителями компании, для некоторых важна доступность и в нерабочие часы или возможность совершать необходимые действия из любой точки планеты. Все эти возможности вашим клиентам дает наличие у вашего бизнеса электронных инструментов.
- Расширение границ целевой аудитории. В цифровом мире бизнес не ограничивается одним городом, а значит географические границы для вашего предприятия растворяются. Вы можете привлекать и обслуживать клиентов из других городов, регионов и даже стран.
- Возможность продвижения по разным каналам. Когда вы выходите в онлайн, для вас открываются новые маркетинговые возможности, которые позволяют вам охватывать еще больший диапазон целевой аудитории и прорабатывать ее максимально эффективно. Будьте на слуху у ваших пользователей, и когда вы будете им нужны, они непременно вспомнят о вас.
- Повышение качества воронки продаж и работы с клиентами. Оцифровка дает мощные инструменты в этой области: внедрение системы управления отношениями с клиентами, чтобы взаимодействие с вами оставило хорошее впечатление еще на ранних этапах. В итоге ваши потенциальные клиенты будут более склонны делать покупки у вас, и процент конверсий вырастет. Так можно в двух словах ответить на вопрос, как CRM влияет на продажи.
- Реальная возможность обслужить всех привлеченных клиентов. Если вы будете привлекать, условно, 100 клиентов в день, а качественно обслужить сможете только 10, вы постепенно будете терять привлеченных клиентов из-за плохого обслуживания, длительного ожидания или недостатка товаров, например. Поэтому важно вовремя соотносить ваши возможности и востребованность услуг.
Все это в комплексе позволит вам получить еще больше клиентов, а значит и повысить прибыль вашего предприятия.
Как запустить процесс оцифровки?
Мы рассмотрели вопросы о сущности и преимуществах диджитализации. Остался один, самый главный - как оцифровать бизнес. Ведь это очень амбициозная затея, которая при неправильном подходе может обернуться потерей ценного времени и “слитым” бюджетом. Чтобы избежать ошибок, следует заранее продумать свой путь в “цифру”, предусмотреть ключевые шаги и возможные трудности.
Цифровизация бизнеса: пошагово
Шаг 0. Поиск партнеров. В первую очередь вам необходимо найти компанию, которая поможет с оцифровкой бизнеса. Ведь большинство задач требуют серьезной экспертизы, долговременного сотрудничества и ответственности. Фрилансеры тут не помогут. Изучите все варианты, выберите несколько, побеседуйте с менеджерами, а затем делайте свой выбор. Помните, вы выбираете не того, кто сделает сайт, а того, кто оцифрует ваши бизнес процессы. Результат должен приносить максимальную пользу.
Шаг 1. Анализ предприятия. В первую очередь компетентный подрядчик захочет узнать о вашем бизнесе все. Не пугайтесь, предоставьте разработчикам информацию. Детальный анализ важен для определения целевой аудитории, изучения конкурентов, а также определения сильных и слабых сторон вашего предприятия. Только так можно понять, в какую сторону должна двигаться разработка.
Шаг 2. Постановка целей и задач. Когда анализ текущей ситуации готов, необходимо поставить цели, которых вы хотите достичь с помощью диджитала. Цели предопределят и задачи, которые необходимо решить. Этот этап очень важен, поскольку определяет характер продукта и ход его разработки. В дальнейшем все это поможет вам оценить итоговые результаты и понять, достигнута ли цель, выполнены ли задачи. Без целей судить об успехе оцифровки невозможно.
Шаг 3. Анализ и подготовка технического задания. Определившись с ключевыми моментами, можно перейти к подробному описанию продукта. Компании нужно полностью знать весь функционал, требования к внешнему виду и все ваши ожидания от разработки. Техническое задание составляется по определенным правилам и стандартам, чтобы разработчикам было удобно воплощать его в жизнь. Но если вы не можете сделать этого сами, не беда - подрядчик должен вам помочь. Мы в компании WEZOM всегда помогаем нашим клиентам с составлением правильного и достаточно детализированного ТЗ.
Шаг 4. Разработка. Этот шаг - на совести разработчика, и состоит из множества промежуточных этапов. Но ваше участие в разработке также необходимо. Заказчик должен быть вовлечен в принятие решений и развитие продукта еще до релиза. Самый простой пример: мы всегда предоставляем своим клиентам несколько вариантов дизайна, и в таком случае ваша задача как клиента - выбрать понравившийся макет, или предложить правки к нему. По ходу разработки заказчик должен быть готов принимать и более сложные решения по продукту.
Шаг 5. Трансформация процессов. Недостаточно просто разработать инструмент, необходимо перестроить процессы в компании так, чтобы этот инструмент приносил максимальную пользу. Диджитал вносит в рабочий процесс огромные коррективы. Скорее всего вам придется обучать своих сотрудников пользоваться новым продуктом и вести дела по-новому.
Шаг 6. Маркетинговое продвижение. Выводя ваш ресурс на рынок, важно правильно настроить рекламную кампанию и обеспечить привлечение клиентов. Даже если ваша клиентская база и была достаточно обширна до оцифровки, необходимо презентовать новый ресурс клиентам. Это важно не только для них, но и для вас.
Шаг 7. Дальнейшее развитие. Важно не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться. В этом поможет регулярный анализ текущей ситуации в вашей компании, а также сбор и обработка отзывов от клиентов. Часто там содержатся дельные предложения и замечания.
С помощью этих нехитрых шагов вы сможете поднять свой бизнес на несколько уровней выше, а также обеспечить себе перспективы дальнейшего роста. Ведь только постоянное развитие сможет обеспечить вам достойную репутацию, конкурентное преимущество и довольных клиентов. А в совокупности все это принесет вашему бизнесу и новые доходы.
Обращаясь к нам, в компанию WEZOM, для оцифровки вашего бизнеса, вы получаете не только разработку инструмента. Наша сила - в экспертах, которые помогут вам пройти этот путь с первого шага и до конца. Оставьте заявку на сайте, или свяжитесь с нами любым другим удобным для вас способом для получения консультации. Наш менеджер перезвонит вам и ответит на все вопросы.