В наше время бизнес рано или поздно сталкивается с жизненной необходимостью ухода в онлайн, так он перестает быть привязанным к месту и времени, становясь доступным из любой точки мира в любое время суток. Чаще всего выбор падает на создание интернет-магазина, или универсального маркетплейса онлайн-торговли. Предприниматели поручают его разработку отдельным фрилансерам, веб-студиям или профильным компаниям. Но очень часто выходит так, что в финале получается совсем не то, на что рассчитывал клиент. Это происходит из-за того, что стороны изначально не обозначили все цели и задачи будущего ресурса. Чтобы такого не случалось, при разработке используется метод Impact Mapping, составляется карта влияния.
Impact mapping: что же это такое?
Несмотря на грозное название, на самом деле Impact mapping - это маркетинговый инструмент, использующий методику создания ментальной карты или же карты влияния (mind map). Данный подход позволяет разработчикам определиться со следующими моментами:
- установить конкретные и значимые цели продукта;
- выбрать способы достижения целей;
- выяснить аспекты, влияющие на достижение или же недостижение этих целей.
Иначе говоря, импакт маппинг помогает избежать недопонимания между клиентом и разработчиками. Его использование позволяет превратить часто пространственный рассказ об “интернет-магазине мечты” в конкретное техническое задание. Благодаря применению Impact mapping исключается риск неточностей в ТЗ, ведь в карте влияния прописываются не какие-то абстрактные пожелания, а четкие бизнес-показатели и пути их реализации. Но обо всем по порядку.
Для чего применяется Impact Mapping?
Для понимания, что такое Impact Mapping, стоит сказать, что это метод, выделяющийся среди прочих подходов, который позволяет избежать самых распространенных проблем, возникающих как на стадии планирования, так и на стадии непосредственно разработки. Для понимания универсальности Impact Mapping, стоит упомянуть некоторые из проблем, которые помогает решить данный метод:
Расползание границ проекта. Метод Impact Mapping - это четкое обозначение связи между конкретным функционалом, который планируется включить в данный продукт, и достижением бизнес-целей, что позволяет оперативно отследить момент, когда основная цель уже достигнута и разработку надо остановить. Также она дает ясное представление о том, какое именно влияние предстоит реализовать с помощью того или иного запланированного функционала.
Ошибочные решения. Ввиду того, что подход Impact Mapping увязывает функциональность проекта с достижением конкретных целей, максимально упрощается выявление решений, ориентированных на какие-то другие задачи, отличные от заявленных в начале разработки. Функционал, позволяющий реализовать одно и то же задание, на Impact Mapping группируется вместе, что дает возможность избежать слишком сложных технических решений. Подобный подход позволяет эффективнее сравнивать альтернативные решения задачи, что помогает разработчикам выявлять более простые, не слишком затратные и быстро реализуемые варианты. Таким образом использование Impact Maps позволяет отказываться от использования более сложных решений, или хотя бы позволяют разработчикам повременить с их применением до тех пор, пока не станет очевидным, что данная задача не может быть решена других, более простым способом.
Излишняя функциональность. Кроме того, Impact Mapping - это возможность быстро определять функциональные возможности, на включении которых в разрабатываемый продукт по тем или иным субъективным причинам могут настаивать те или иные участники проекта. Метод импакт маппинг помогает определить, отвечает ли такой функционал заявленным целям разработки. Если результат отрицательный, то это позволяет либо вообще отказаться от его внедрения, либо как минимум более не затягивать с решением о ее необходимости.
Неверные исходные предположения. При разработке продукта очень важно с самого начала заявить об исходных предположениях. Иначе, когда во время разработки ситуация на рынке аналогичных продуктов серьезно поменяется, разработчикам будет очень непросто понять, какие из решений, планируемых к реализации в будущем продукте, уже потеряли свою актуальность. Использование Impact Maps наоборот, с самого начала требует четко формулировать все исходные гипотезы, чтобы они были постоянно на виду, и разработчики могли все время мониторить их.
Избежание случайных приоритетов. Без четкого бизнес-контекста нельзя быть полностью уверенными, что работа ведется над самыми значительными аспектами проекта. Использование Impact Mapping позволяет увязывать внедряемый в продукт функционал с желаемыми переменами в поведении пользователей, чтобы заинтересованные стороны лучше осознали выгоды, которые получают в результате использования продукта. Такой подход мотивирует пользователей верно расставлять приоритеты. Это позволяет разработчикам принимать решения на основе четкого понимания запросов целевой аудитории.
Как составить карту влияния: четыре ключевых вопроса impact mapping
Упрощенно impact maps можно сравнить с автодорожной картой: так же, как автомобильная карта показывает главные и второстепенные дороги, данный подход фиксирует, что за продукт мы стремимся создать и каким способом он облегчит жизнь его будущим пользователям.
Создание карты влияния не занимает много времени. Обычно, весь процесс составления составляет всего несколько часов, а не дни, как было бы при решении этих задач традиционными методами.
Использование метода импакт маппинг позволяет наглядно продемонстрировать, как будет влиять любая из функций на общую успешность проекта, отвечая на вопросы “зачем?”, “как?”, “кто?” и “что?”. Давайте рассмотрим каждый из этапов импакт маппинг по отдельности, что он означает и для чего нужен.
1. Цель
При создании продукта в первую очередь надо определиться с целью разработки, с тем самым вопросом “зачем?”. При этом речь идет о самой бизнес-цели проекта, этот сегмент не описывает сам продукт, стадии его разработки или же границы проекта. Задача данного этапа карты влияния - это объяснить, в чем бизнес-ценность данного продукта и чем он может быть полезен. Это помогает разработчикам лучше соотносить свою работу с финальным результатом, лучше формулировать требования к функционалу и находить оптимальные решения в дизайне.
Результативность постановки цели проекта определяется прописанным вместе с клиентом набором ключевых показателей, согласно которым можно будет в дальнейшем оценивать эффективность финального продукта. Например, это может быть желаемый рост прибыли для коммерческих продуктов, увеличение конверсии аудитории и прочее.
2. Действующие лица
Вслед за целью, определяются и действующие лица, то есть дается ответ на вопрос “кто?”. Иначе говоря, на данном этапе команде предстоит решить вопрос “на чье поведение мы собираемся воздействовать?”. Impact mapping - это возможность точнее расставить приоритеты в работе, переводя внимание с функционала софта на людей, которым оно потребуется.
На этом этапе создатели продукта определяются с будущей целевой аудиторией, стремясь спрогнозировать, кто окажется полезным в достижении намеченной цели, а кто может в этом помешать. Этих людей и учитывают как действующих лиц будущего проекта. В дальнейшем разработчикам придется учитывать их мнение, предугадывать их поведение и ориентироваться на их вкусы.
На этом этапе важна конкретика, потому действующие лица учитываются в следующем порядке:
- целевые пользователи;
- пользователи, которые могут иметь отношение к продукту ввиду занимаемой должности или социальной роли;
- отдельные группы пользователей.
3. Влияния
После выяснения цели и действующих лиц, настает черед проанализировать действия, которые понадобятся для модификации поведения действующих лиц. Потребуется приблизить их к реализации бизнес-цели проекта, определенной еще на этапе “цель”. Для этого нужно выяснить, какие влияния будут лучше всего помогать продвижению цели и какие риски при этом могут угрожать.
На этом этапе конкретными терминами прописывается, чего именно ожидает заказчик от действующих лиц, и чем их поведение в будущем будет отличаться от возможного в данный момент. Если мы хотим, чтобы целевая аудитория не только пользовалась разработанным продуктом, но и рекомендовала его знакомым, то это будет решаться как раз на данном этапе. Именно здесь решают, что надо для этого сделать и как минимизировать шанс негативного отзыва.
4. Функционал
Это последний сегмент, отвечающий на вопрос “что?”. На данном этапе разработчики определяют, что именно они должны сделать, чтобы добиться необходимых влияний на выбранную целевую аудиторию. Для этого они сопоставляют имеющиеся функциональные возможности проекта с ожидаемыми результатами от его внедрения. Это дает возможность четко определить, в какой потенциально доступный функционал можно вкладывать имеющиеся в наличии ресурсы, а в какой - нет. Такой подход позволяет своевременно отказаться от осуществления тех частей проекта, которые в реальности не будут ощутимо влиять на достижение поставленных целей.
Ценность импакт маппинга для интернет-магазина
Создание интернет-магазина имеет свою специфику - даже с наличием конкретных требований заказчика, готовых прототипов и команды разработки очень сложно гарантировать успех проекта. Ведь разработчики ограничены четким выполнением положений полученного ТЗ и не могут высказывать свое мнение касательно возможных корректив и оптимизации сайта. Для создания успешного интернет-магазина, разработчики должны понимать реальные цели бизнеса, выявить которые можно только благодаря совместному созданию карты влияния.
Пользу использования Impact Mapping для онлайн-торговли сложно переоценить - она помогает выявить короткий путь достижения оптимального результата. Поэтому благодаря составлению карты влияния клиент может не только контролировать процесс создания сайта и оценивать промежуточные итоги, но и существенно сэкономить время и средства, необходимые на разработку продукта.
Как создать?
Карта влияния может иметь разные форматы и быть как электронным документом, так и печатной версией проекта и даже нарисованной на офисной доске схемой. При этом самым и наглядным вариантом остается электронная версия impact maps. Обычно для составления подобного проекта используют специальные сервисы, позволяющие создавать приватные карты, загружать их в облачный диск и хранить неограниченное количество времени. Некоторые сервисы даже предлагают интеграции и дальнейшую доработку карт влияния, но обычно такие услуги считаются дополнительными и предоставляются на платной основе. Среди самых популярных программ для составления Impact mapping стоит упомянуть:
UXPressia - сервис позволяет четко прописывать бизнес-цели, в структурированном виде показывает действующих лиц и их влияния. Для ознакомления с программой можно воспользоваться ее бесплатной версией, которую можно протестировать на одной карте влияния с одним действующим лицом. Платная версия поддерживает неограниченное количество проектов, позволяет делиться ими с другими пользователями, а также экспортировать их в png и pdf форматы. Также может похвастаться клиентской поддержкой. Из “минусов” стоит упомянуть сильно ограниченный функционал бесплатной версии, по которой сложно сделать выводы о пользе и удобстве полной версии продукта.
SpecLog - программа, созданная командой разработчиков Techtalk. Для создания impact maps с помощью этого сервиса понадобится установка программного обеспечения на компьютер пользователя. Сервис может похвастаться возможностью связывать сделанные на нем карты влияния со story maps и беклогом продукта. Программа предлагает 30-дневный пробный период, а также различные тарифные планы и спецпредложения из расчета на любого пользователя и сервера.
MindMup - позволяет создавать различные диаграммы связей и схем. Отличительная черта сервиса - простота в исполнении, синхронизация данных и экспорт созданных карт влияния в формате pdf. Программа позволяет загружать файлы, картинки, текстовые заметки, изменять шрифт и цвет текста. Существует в двух версиях - платной и ознакомительной. Бесплатная версия ограничивает создаваемые карты влияния по размеру, времени их хранения на облаке и выкладывает в общий доступ. Платный вариант сервиса дает возможность создавать приватные карты большого объема и хранить их без ограничения по времени.
Выводы
Используя Impact Mapping, некоторые клиенты воспринимают его панацеей практически от всех проблем своего бизнеса, забывая о других составляющих успеха онлайн-бизнеса: конверсии, точности попадания в целевую аудиторию, рентабельности, качества продукции и заполнения самого сайта. Карта влияния показывает максимальный успех, если бизнес не “проседает” и по этим вопросам. Кроме того, карта влияния не терпит поспешности в составлении, поэтому ей потребуется уделить определенное время и внимание, не полагаясь на авось. Чтобы не допустить ошибок при составлении и выполнении impact maps, вам потребуется команда профессионалов. Потому независимо от специфики проекта и выбранного сервиса для создания карты влияния, советуем не рисковать с привлечением к проекту аутсорсеров, а сразу обратиться к опытной команде разработчиков с кейсами в этой сфере деятельности.