Четыре ценных возможности интернета вещей в ритейле

Wezom
Wezom
Команда IT-компании
5.0
16.12.2021
3309
0

Интернет вещей (Internet of Things, IoT) - один из самых модных на сегодня терминов в IT. О нем очень часто говорят в промышленности, логистике и медицине. Кажется, что границ применения у этой технологии нет: с помощью средств IoT cегодня можно своими руками построить простейшую охранную систему для гаража, а можно и реализовать цифровую трансформацию огромного заводского производства. 

Разумеется, интернет вещей очень заинтересовал игроков розничной торговли. Прямо сейчас ритейлеры ищут новые технологии, которые помогут им в конкуренции с e-commerce и онлайн-сервисами. Все ждут, что инструменты IoT могут устроить в ритейле маленькую революцию.

что такое интернет вещей

Что такое интернет вещей

Не так давно мы подробно рассказывали в нашем блоге о сути и принципах работы IoT. Так что сейчас коснемся этой темы лишь в двух словах. 

Интернет вещей представляет собой массив подключенных к сети устройств, которые могут обмениваться между собой информацией. Например, ваш смартфон выгружает данные о ваших пользовательских привычках через установленные приложения, а затем на основе анализа этих данных вам выводится контекстная реклама. Хорошим примером интернета вещей также можно считать системы умного дома, когда ваше жилье автоматически регулирует уровень температуры, влажности, освещенности помещений и самостоятельно влияет на другие показатели. Интернет вещей в промышленности - это сенсоры и цифровое оборудование, которое собирает и передает данные в реальном времени. С помощью IoT можно следить за темпами производства и состоянием станков, например.

В 2020 году IoT начал расти еще стремительнее в связи с пандемией. По данным Fortune Business Insights, глобальный объем рынка интернета вещей перевалил за 308 миллиардов долларов. Прогнозируется, что с 2021 до 2028 года среднегодовой темп роста рынка IoT будет превышать 25%.

Различные компании по всему миру активно инвестируют в технологии, связанные с интернетом вещей. Исследование Fortune показало, что две трети лиц, принимающих решения в компаниях, уже заняты внедрением технологий IoT или планируют заняться этим в ближайший год. Более половины опрошенных заявляют, что их компании инвестируют в IoT с расчетом получить новые источники дохода, или усилить поступления от старых.

Возможности IoT в ритейле

Возможности IoT в ритейле

Почему же ритейлу стоит обратиться к интернету вещей и какие возможности открывает технология? Отметим тут четыре направления, с которыми может помочь IoT:

  • Улучшить работу склада и доставки. Разберем на простом примере: ваше производство направляет готовый продукт на один или несколько перегруженных складов, где они сталкиваются с риском “зависнуть” или выпасть из поля зрения кладовщиков. Такое случается часто, потому что процессам на складе не хватает прозрачности. Технологии IoT позволяют сделать каждый товар видимым в системе склада за счет простейшего чипа или радиометки. Это поможет автоматизировать движение продукта на всех уровнях логистической цепочки. Это значит, что склады будут использоваться более рационально, а доставка потребует меньше времени и ресурсов.
  • Минимизировать убытки от форс-мажора и человеческого фактора. При настройке прозрачной системы наличия/отсутствия товаров, списать продукт, как “потерявшийся” будет намного сложнее. Кроме того, интернет вещей может защитить вас от убытков от непредвиденных ситуаций: сенсоры вовремя сообщат вам о поломке холодильников на складе, например. 
  • Отслеживать спрос. В сочетании с базами данных и инструментами предиктивной аналитики средства IoT помогут анализировать общую ситуацию на рынке и давать информацию по спросу на товарные позиции в реальном времени. Это позволяет прогнозировать спрос и сосредоточиться на самых перспективных рыночных нишах,  
  • Создавать бесконтактные торговые залы и дарксторы. Эти две новинки в мире ритейла быстро набирают популярность. В бесконтактных торговых залах нет продавцов: человек ходит между стеллажами и собирает покупки, предварительно зарегистрировавшись в приложении магазина. Система автоматически определяет, что же купил посетитель, либо считывает QR-коды на каждом товаре. Как результат, с привязанной к приложению карты списывается нужная сумма за покупки. Дарксторы же наоборот представляют собой склады-магазины, в которых нет покупателей. Заказы поступают в даркстор через приложение, сотрудники пакуют их и отправляют курьерской доставкой. В обоих моделях можно эффективно применять IoT: присвоить каждому товару радиометку для автоматизации учета, например. 
  • Наладить умную доставку. Например, вы сможете следить за тем, где в конкретный момент времени находится ваш грузовик с товарами. Также можно будет регулировать скорость автомобиля, контролировать, пристегнут ли водитель и проверять, сколько часов в пути он находится. Кроме того, некоторые ритейлеры идут по пути Amazon и тестируют доставку с помощью дронов. Задавая координаты и указанное покупателем желаемое время получения товара, служба доставки обеспечивает самую быструю и безопасную продажу товаров потребителям. 
  • Улучшить обслуживание торгового оборудования и предотвращать его поломки. С помощью датчиков и сенсоров, а также специального софта, вы сможете отслеживать исправность рабочей техники, своевременно обновлять ПО и вовремя выявлять проблемы. Это экономит средства, время и нервы, которые могли бы уйти на ремонт поломанной техники и устранение последствий поломки.

Проблемы использования IoT в рознице

Проблемы использования IoT в рознице

Возникает справедливый вопрос: если интернет вещей настолько полезен, почему еще не все компании внедрили его в свою работу? 

Есть ряд проблем, с которыми сталкиваются все, кто хочет трансформировать свою компанию и начать использовать IoT.

  • Нехватка нужной инфраструктуры

Так как интернет вещей в первую очередь подразумевает непрерывную и быструю работу с большими массивами данных, его внедрение требует технической инфраструктуры. Сервера, оборудование, дорогостоящее ПО- для небольшого бизнеса такие траты могут быть слишком существенными. 

Бытует мнение, что внедрять IoT следует быстро и масштабно. Но практика показывает, что начинать лучше с небольших проектов. Это поможет изучить потенциал технологии конкретно в вашей нише, узнать реакцию аудитории и обозначить вектор применения интернета вещей. Налаживать такие системы можно и нужно постепенно, чтобы не подвергать свою компанию большим рискам.

  • Безопасность

Внедряя технологии IoT, ритейлеры получают доступ к большим данным о своем продукте и потребителях. И это не только большая сила, но и большая ответственность. Данные нужно будет должным образом защищать от киберугроз, иначе утечки и вредоносный софт может больно ударить как по вашему бизнесу, так и по вашим пользователям. Решение этой проблемы требует дополнительных инвестиций в технологии и софт, решения проблем защиты баз данных, поиска надежных партнеров. 

  • Квалифицированный персонал

Автоматизация — одно из главных преимуществ, которое предлагает интернет вещей. Однако, важные решения все равно предстоит принимать человеку: работать с полученными результатами анализа данных, разрабатывать  и корректировать стратегии, запускать рекламные кампании. Поэтому проблема поиска опытных сотрудников также остается острой для тех, кто начинает внедрять интернет вещей в ритейл.

Есть и хорошие новости: с ростом популярности направления количество образованных специалистов также выросло. Инженеры, кодеры, маркетологи, аналитики - наладить эффективный бизнес на основе технологий IoT без таких специалистов невозможно. 

Кроме того, вы всегда можете нанять подрядчиков, которые имеют опыт во внедрении интернета вещей в ритейл. В зависимости от масштабов проекта, стоит принять решение: вы хотите нанять нужных специалистов в штат, или же для начала будет достаточно партнерства с надежным подрядчиком.

Когда нужно внедрять IoT в бизнес

Когда нужно внедрять IoT в бизнес

В любом случае, каждому ритейлеру стоит прямо сейчас задуматься над возможностями внедрения IoT. Фактически, интернет вещей уже сейчас меняет розницу: почтоматы в подъездах и зоны самообслуживания в супермаркетах сегодня никого не удивляют. 

Технологии развиваются быстро, а игнорирование трендов может привести к серьезному отставанию от конкурентов уже в ближайшие два-три года. Если вы ищете новые способы усилить свой бизнес за счет диджитала - не тяните, обратитесь за консультацией к нашим экспертам. Как минимум - это поможет вам составить более четкую картину рынка.

Как вам статья?
5.0
Проголосовало: 1
Давайте обсудим Ваш проект
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
wezom logo
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях
Этот сайт использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя. Продолжая просматривать сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie.