Интернет вещей (Internet of Things, IoT) - один из самых модных на сегодня терминов в IT. О нем очень часто говорят в промышленности, логистике и медицине. Кажется, что границ применения у этой технологии нет: с помощью средств IoT cегодня можно своими руками построить простейшую охранную систему для гаража, а можно и реализовать цифровую трансформацию огромного заводского производства.
Разумеется, интернет вещей очень заинтересовал игроков розничной торговли. Прямо сейчас ритейлеры ищут новые технологии, которые помогут им в конкуренции с e-commerce и онлайн-сервисами. Все ждут, что инструменты IoT могут устроить в ритейле маленькую революцию.
Что такое интернет вещей
Не так давно мы подробно рассказывали в нашем блоге о сути и принципах работы IoT. Так что сейчас коснемся этой темы лишь в двух словах.
Интернет вещей представляет собой массив подключенных к сети устройств, которые могут обмениваться между собой информацией. Например, ваш смартфон выгружает данные о ваших пользовательских привычках через установленные приложения, а затем на основе анализа этих данных вам выводится контекстная реклама. Хорошим примером интернета вещей также можно считать системы умного дома, когда ваше жилье автоматически регулирует уровень температуры, влажности, освещенности помещений и самостоятельно влияет на другие показатели. Интернет вещей в промышленности - это сенсоры и цифровое оборудование, которое собирает и передает данные в реальном времени. С помощью IoT можно следить за темпами производства и состоянием станков, например.
В 2020 году IoT начал расти еще стремительнее в связи с пандемией. По данным Fortune Business Insights, глобальный объем рынка интернета вещей перевалил за 308 миллиардов долларов. Прогнозируется, что с 2021 до 2028 года среднегодовой темп роста рынка IoT будет превышать 25%.
Различные компании по всему миру активно инвестируют в технологии, связанные с интернетом вещей. Исследование Fortune показало, что две трети лиц, принимающих решения в компаниях, уже заняты внедрением технологий IoT или планируют заняться этим в ближайший год. Более половины опрошенных заявляют, что их компании инвестируют в IoT с расчетом получить новые источники дохода, или усилить поступления от старых.
Возможности IoT в ритейле
Почему же ритейлу стоит обратиться к интернету вещей и какие возможности открывает технология? Отметим тут четыре направления, с которыми может помочь IoT:
- Улучшить работу склада и доставки. Разберем на простом примере: ваше производство направляет готовый продукт на один или несколько перегруженных складов, где они сталкиваются с риском “зависнуть” или выпасть из поля зрения кладовщиков. Такое случается часто, потому что процессам на складе не хватает прозрачности. Технологии IoT позволяют сделать каждый товар видимым в системе склада за счет простейшего чипа или радиометки. Это поможет автоматизировать движение продукта на всех уровнях логистической цепочки. Это значит, что склады будут использоваться более рационально, а доставка потребует меньше времени и ресурсов.
- Минимизировать убытки от форс-мажора и человеческого фактора. При настройке прозрачной системы наличия/отсутствия товаров, списать продукт, как “потерявшийся” будет намного сложнее. Кроме того, интернет вещей может защитить вас от убытков от непредвиденных ситуаций: сенсоры вовремя сообщат вам о поломке холодильников на складе, например.
- Отслеживать спрос. В сочетании с базами данных и инструментами предиктивной аналитики средства IoT помогут анализировать общую ситуацию на рынке и давать информацию по спросу на товарные позиции в реальном времени. Это позволяет прогнозировать спрос и сосредоточиться на самых перспективных рыночных нишах,
- Создавать бесконтактные торговые залы и дарксторы. Эти две новинки в мире ритейла быстро набирают популярность. В бесконтактных торговых залах нет продавцов: человек ходит между стеллажами и собирает покупки, предварительно зарегистрировавшись в приложении магазина. Система автоматически определяет, что же купил посетитель, либо считывает QR-коды на каждом товаре. Как результат, с привязанной к приложению карты списывается нужная сумма за покупки. Дарксторы же наоборот представляют собой склады-магазины, в которых нет покупателей. Заказы поступают в даркстор через приложение, сотрудники пакуют их и отправляют курьерской доставкой. В обоих моделях можно эффективно применять IoT: присвоить каждому товару радиометку для автоматизации учета, например.
- Наладить умную доставку. Например, вы сможете следить за тем, где в конкретный момент времени находится ваш грузовик с товарами. Также можно будет регулировать скорость автомобиля, контролировать, пристегнут ли водитель и проверять, сколько часов в пути он находится. Кроме того, некоторые ритейлеры идут по пути Amazon и тестируют доставку с помощью дронов. Задавая координаты и указанное покупателем желаемое время получения товара, служба доставки обеспечивает самую быструю и безопасную продажу товаров потребителям.
- Улучшить обслуживание торгового оборудования и предотвращать его поломки. С помощью датчиков и сенсоров, а также специального софта, вы сможете отслеживать исправность рабочей техники, своевременно обновлять ПО и вовремя выявлять проблемы. Это экономит средства, время и нервы, которые могли бы уйти на ремонт поломанной техники и устранение последствий поломки.
Проблемы использования IoT в рознице
Возникает справедливый вопрос: если интернет вещей настолько полезен, почему еще не все компании внедрили его в свою работу?
Есть ряд проблем, с которыми сталкиваются все, кто хочет трансформировать свою компанию и начать использовать IoT.
- Нехватка нужной инфраструктуры
Так как интернет вещей в первую очередь подразумевает непрерывную и быструю работу с большими массивами данных, его внедрение требует технической инфраструктуры. Сервера, оборудование, дорогостоящее ПО- для небольшого бизнеса такие траты могут быть слишком существенными.
Бытует мнение, что внедрять IoT следует быстро и масштабно. Но практика показывает, что начинать лучше с небольших проектов. Это поможет изучить потенциал технологии конкретно в вашей нише, узнать реакцию аудитории и обозначить вектор применения интернета вещей. Налаживать такие системы можно и нужно постепенно, чтобы не подвергать свою компанию большим рискам.
- Безопасность
Внедряя технологии IoT, ритейлеры получают доступ к большим данным о своем продукте и потребителях. И это не только большая сила, но и большая ответственность. Данные нужно будет должным образом защищать от киберугроз, иначе утечки и вредоносный софт может больно ударить как по вашему бизнесу, так и по вашим пользователям. Решение этой проблемы требует дополнительных инвестиций в технологии и софт, решения проблем защиты баз данных, поиска надежных партнеров.
- Квалифицированный персонал
Автоматизация — одно из главных преимуществ, которое предлагает интернет вещей. Однако, важные решения все равно предстоит принимать человеку: работать с полученными результатами анализа данных, разрабатывать и корректировать стратегии, запускать рекламные кампании. Поэтому проблема поиска опытных сотрудников также остается острой для тех, кто начинает внедрять интернет вещей в ритейл.
Есть и хорошие новости: с ростом популярности направления количество образованных специалистов также выросло. Инженеры, кодеры, маркетологи, аналитики - наладить эффективный бизнес на основе технологий IoT без таких специалистов невозможно.
Кроме того, вы всегда можете нанять подрядчиков, которые имеют опыт во внедрении интернета вещей в ритейл. В зависимости от масштабов проекта, стоит принять решение: вы хотите нанять нужных специалистов в штат, или же для начала будет достаточно партнерства с надежным подрядчиком.
Когда нужно внедрять IoT в бизнес
В любом случае, каждому ритейлеру стоит прямо сейчас задуматься над возможностями внедрения IoT. Фактически, интернет вещей уже сейчас меняет розницу: почтоматы в подъездах и зоны самообслуживания в супермаркетах сегодня никого не удивляют.
Технологии развиваются быстро, а игнорирование трендов может привести к серьезному отставанию от конкурентов уже в ближайшие два-три года. Если вы ищете новые способы усилить свой бизнес за счет диджитала - не тяните, обратитесь за консультацией к нашим экспертам. Как минимум - это поможет вам составить более четкую картину рынка.