click fraud detection
0 800 755 007
(Бесплатно по Украине)

Уберизация агентств недвижимости: что будет с риэлторами

309

Готовы поспорить, вам вероятно уже давно не приходилось звонить в диспетчерскую службу такси и вслух называть сонному оператору адрес, на который нужно подать машину. Вызов такси, заказ билетов на самолет, бронирование номера в гостинице - все это сегодня делается в два клика на смартфоне.

Пресловутая “уберизация” проникает во все сферы экономики, где важна роль посредников и сервисных специалистов. Имя стартапа Uber стало для этого тренда нарицательным: он показал, как с помощью мобильного приложения можно подорвать давно устоявшийся рынок извоза, предложив пассажирам и водителям новую модель работы. 

Уберизация - это применение цифровой платформы для прямых сделок между клиентами и поставщиками услуг, покупателями и производителями.

Несколько лет назад уберизация затронула рынок перевозок, гостиничную индустрию, ресторанный бизнес. Сегодня она набирает обороты в сфере логистики, услугах ЖКХ, юридическом деле. А в ближайшие годы убероподобные платформы придут и в сферу недвижимости. Это только вопрос времени.

Потенциал IT на рынке недвижимости

Потенциал IT на рынке недвижимости

На что, в двух словах, похож рынок недвижимости? Есть покупатели, есть продавцы, есть юридические специалисты, и есть посредники - профессионалы с пониманием специфики рынка, которые готовы играть на стороне заказчика. Брокеры замыкают на себе контакты и потоки информации о рынке, готовят для банков документы, по которым в итоге выдаются кредиты.

Приход цифровой эпохи в минувшие 20 лет почти никак не повлиял на наш подход к поиску недвижимости. Просто вместо сидения за толстой пачкой газет сегодня приходится листать бесконечные каталоги в интернете. 

Данные об объектах недвижимости собираются на рекламных платформах и сайтах с объявлениями. Эти ресурсы по сути похожи на старый добрый газетный блок с объявлениями - информация плохо структурирована и неудобна для пользователя. Поэтому работу с этими данными проще оставить профессионалу. 

Напрашивается очевидное поле для уберизации: почему бы не создать цифровую платформу, которая будет давать удобную базу данных по недвижимости и выполнять функцию посредника? С таким инструментом покупатели, продавцы, консультанты и юристы смогут вести прозрачную для всех коммуникацию, а процесс сделки будет пошаговым и понятным.

Подобная платформа могла бы решить ряд важнейших задач:

  • Помочь потребителю правильно расставить приоритеты и сформулировать четкие требования к объекту. В идеале - с учетом привычек и реальных потребностей покупателя; 
  • Формировать и проводить цепочки сделок на рынке вторичного жилья, делать их прозрачными;
  • Оценивать и сравнивать инвестиционный потенциал объектов недвижимости, прогнозировать ситуацию на рынке;
  • Обеспечить максимальную ликвидность рынка.

Но покупка квартиры - это все же не заказ пиццы. Большинство далеких от сферы людей сталкиваются с необходимостью купить / продать дом всего раз или два в жизни. Поэтому диджитализировать сферу недвижимости не так просто.

Что мешает уберизации сферы недвижимости

Что мешает уберизации сферы недвижимости

Со стороны клиентов мешают страхи и слабое понимание рынка. Сделка на рынке недвижимости - это стресс. В постсоветских странах (да и не только) она сопряжена с очень высокими рисками. 

Если компания может понести на неудачной сделке с коммерческой недвижимостью серьезные убытки, то обычный человек в результате неудачи может остаться на улице без гроша в кармане. А ведь речь может идти не об обычной купле/продаже, а о сложной цепочке сделок. Люди хотят, чтобы на этом пути их кто-то поддерживал - профессионально, юридически, и даже морально. 

С другой стороны, большинство рядовых покупателей на рынке недвижимости слабо понимают, чего хотят, и какую покупку тут вообще можно с уверенностью назвать удачной. У большинства клиентов, особенно в сфере жилой недвижимости, есть лишь априорные пожелания: что купить, где купить, на какую сумму ориентироваться. Тут снова проявляется неуверенность, которая заставляет искать надежного брокера. 

Эти факторы загоняют процесс уберизации в жесткие рамки. Условному стартапу в этой нише придется либо строить платформу, берущую на себя ответственность за риски (что маловероятно), либо встраивать в модель фигуру посредника, либо чем-то заменять эту фигуру.

Можно ли заменить риэлторов роботами?

Можно ли заменить риэлторов роботами?

Кем заменить риэлтора? И если его можно заменить, то будет ли такая замена оправдана экономически? На деле никто не стремится намеренно выкинуть риэлторов из игры, речь чаще всего идет о глубокой автоматизации работы агентств недвижимости. 

В долгосрочной перспективе функции посредника может взять на себя ИИ. Алгоритмы определенно справятся с аналитикой рынка, прогнозированием цен и спроса на недвижимость, подбором лучших предложений для покупателя, с учетом его требований, привычек и бюджета.

Но что гораздо важнее, люди готовы доверять машинам сложные задачи. Общественное мнение для такого поворота уже сформировано. 

По данным исследования KPMG и Университета Квинсленда, около 70% населения в развитых странах относятся к искусственному интеллекту терпимо или нейтрально. Аналогичное исследование IBM в странах Восточной Европы показало, что более половины респондентов сегодня относятся к технологиям ИИ благосклонно. 

Средства ИИ и нейросети давно проникли в повседневную жизнь. Со временем доверие к этим технологиям вероятно будет расти, а рекомендациям алгоритмов будут доверять больше, чем рекомендациям брокеров спроблемной репутацией. 

Отдельного решения потребует вопрос юридических рисков. Но технологическая база для такого решения уже наработана: стандартные  договоры, цифровая подпись, биометрия, блокчейн - все эти инструменты можно будет использовать в разработке безопасного электронного документооборота.

Как изменится роль риэлторов в Real Estate

Как изменится роль риэлторов в Real Estate

Многие практикующие риэлторы не особо верят в уберизацию своего рынка. Опытные специалисты отмечают, что в постсоветских реалиях такая схема несет слишком страшные риски для всех участников сделки. В приложение для продажи недвижимости просто никто не поверит.

Но вся экономика движется в “цифру”, и Real Estate не сможет вечно оставаться в стороне. По данным PwC, за минувшие 10 лет в нацеленных на недвижимость стартапах (proptech) были заключены сделки на сумму в 18 миллиардов долларов. И это во времена, когда смартфоны только завоевывали мир, а об угрозе пандемии никто еще не думал. 

Сейчас агенства по недвижимости активно диджитализируют процессы, чтобы снижать издержки и улучшать опыт своих клиентов. Рутинные процессы и продажи автоматизируются с помощью CRM-систем, при демонстрации объектов используют AR и VR. Сервисная составляющая рынка быстро уходит в "цифру". 

Риэлторы прекрасно понимают новые тренды и не хотят “устареть”. За период пандемии у покупателей сформировались привычки получения услуг онлайн, и брокеры ей следуют. Проводят удаленные экскурсии по объектам с помощью смартфонов, находят новые инструменты коммуникации, упрощают для клиента работу с документами. 

Профессия брокера в ближайшие годы не исчезнет, но часть его задач наверняка закроют новые технологии. Proptech-платформы дадут участникам рынка возможность проводить типовые сделки без посредников, при этом будут постоянно совершенствоваться. Однако риэлтор еще долго будет нужен миру недвижимости - как экспертная фигура, аналитик и представитель интересов клиента.

У вас остались вопросы?

Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.

0/5
Полезность
Проголосовали 0
Как вам статья?
Давайте обсудим Ваш проект
Давайте начнем
беседу!
КОММЕНТАРИИ0
Возможно
Mobile First Design ― современный и перспективный подход в сфере разработки диджитал-продуктов. На него, безусловно,…
Алексей Варламов
Алексей Варламов
В этой статье мы расскажем вам о том, что такое фронтенд, какие главные задачи стоят…
Wezom
Wezom
FMCG – это товары массового потребления: продукты питания, парфюмерия, средства личной гигиены, и т. д.…
Wezom
Wezom
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА РАССЫЛКУ АЙТЫЖБЛОГ
Хотите получать 
интересные статьи?
Следите за нами в социальных сетях