В последнее время мобильные устройства стали заменять все что угодно: фотокамеры, телефоны, игровые приставки, магазины и рестораны, живое общение и, конечно, банковские карты. С помощью смартфона можно совершить любое действие, в том числе оплату покупок как онлайн, так и в офлайн заведениях. Это и есть пресловутые мобильные платежи. Многие пользователи давно забыли о наличных и пользуются смартфоном так, словно это кошелек.
Мобильные платежи: как это работает?
Если по сути мобильных платежей вопросов обычно не возникает, то принцип их работы и может быть понятен не всем и не до конца. Попробуем популярно и доступно объяснить, как работает система.
Если совсем упрощенно, то оплата мобильным платежом происходит так: вы устанавливаете или находите на своем устройстве специальное приложение, привязываете туда свою банковскую карту, вводя информацию о ней, а затем можете использовать свой смартфон для расчетов практически в любом месте.
Но давайте рассмотрим механизм работы с двух разных перспектив: онлайн и оффлайн мобильные платежи.
Мобильные платежи онлайн
Огромная популярность интернет-магазинов и мобильных приложений для покупок способствовала тому, что и оплату пользователи стали совершать через свои устройства. Мобильные платежи - это удобно, быстро и надежно. Есть несколько способов совершения подобных оплат:
- Внутри приложения: если у вас подключен эквайер или шлюз для приема платежей, то после нажатия на кнопку “купить” или “оплатить”, пользователь прямо в приложении или на вашем сайте увидит форму с полями для ввода данных о карте, заполнив которую, посредник получит всю необходимую информацию для списания средств.
- Внешние ссылки: если у вас не подключен никакой внутренний способ оплаты, при нажатии на соответствующую кнопку вы можете переводить пользователя на страницу оплаты банка или другого сервиса, где также нужно будет заполнить данные о кредитной или дебетовой карте. Но с этим способом стоит быть осторожным: пользователи не слишком склонны доверять незнакомым внешним ресурсам и могут отказаться от оплаты.
- Интеграция с приложениями оплаты: те самые приложения, которые в наше время зачастую по умолчанию установлены на смартфонах, помогают совершать оплаты в приложениях и на сайтах буквально в несколько кликов. Поскольку информация о карте уже занесена в приложение, пользователю не придется ее вводить, нужно будет лишь выбрать нужную карту и подтвердить оплату установленным в приложении способом авторизации: это может быть сканирование отпечатка пальца, ввод пароля или идентификация лица.
Мы рекомендуем комбинировать различные варианты, чтобы дать пользователю выбор того способа, который будет ему максимально комфортным. Ведь чем больше выбор, тем больше вероятность, что ваша аудитория найдет подходящий способ и таки совершит покупку. К тому же, обеспечивая удобство, вы делаете пользователей благосклонными к вам и увеличиваете вероятность того, что они вернутся за новой покупкой.
Оффлайн оплата с помощью смартфона
На сегодня оплатить покупки и сервисы мобильным платежом можно не только онлайн, но и в обычных магазинах, ресторанах и других заведениях. Для этого также понадобится мобильное приложение с возможностью оплаты, самые популярные из них - Google Pay и Apple Pay, в зависимости от ОС вашего смартфона.
В приложении вы вводите данные своей карты, или нескольких карт, и можете использовать их для оплаты смартфоном вместо того, чтобы физически носить карты с собой.
Еще несколько лет назад такой способ был достаточно редким и сложным, но сегодня, с распространением технологий бесконтактной оплаты, это вполне реальный и очень популярный способ. Конечно, если ваше устройство оснащено технологией NFC (Near Field Communication). Благодаря этой технологии устройство передает данные о платежной карте другому соответствующему устройству (терминалу), когда оно находится в поле действия. То есть, вместо того, чтобы приложить к терминалу саму карту, вы прикладываете к нему телефон с этой картой в мобильном кошельке и получаете тот же результат. Более того, все ваши операции по карте вы также сможете просматривать в кошельке, через который совершался мобильный платеж.
Как использовать мобильные платежи для оплаты
Самый простой способ использовать мобильные платежи - это подключение специального приложения, которое позволит вам рассчитываться как в онлайн-магазинах, так и в оффлайн-заведениях. Тем не менее, формы для ввода данных карты все еще достаточно распространены. Для того, чтобы воспользоваться ими достаточно иметь карту на руках, чтобы ввести данные с нее, или найти информацию о карте в банковском приложении, если оно у вас подключено.
Насколько безопасны мобильные платежи
Подобный способ обращения с деньгами не обрел бы популярности, если бы был небезопасным. Приложения-кошельки защищают данные специальными уникальными токенами, чтобы никто не мог воспользоваться передаваемой информацией в корыстных целях. А подключение эквайрингов и шлюзов требует от сайтов и приложений поддержание определенных протоколов безопасности, которые надежно шифруют и защищают данные.
Единственный риск потери данных и попадания их в руки злоумышленников - это неосторожность самого пользователя. Так, не стоит пренебрегать системой защиты в приложениях, а применять предложенные способы идентификации. Так же будьте осторожны при вводе данных с карты, убедитесь, что никто не видит вводимую вами информацию. Тем не менее, даже в этом случае приложения-кошельки и мобильный банкинг дают вам возможность заблокировать карту, чтобы ней никто не воспользовался, и решить любые вопросы.
Где принимаются мобильные платежи
На данный момент, мобильные платежи настолько распространены, что применяются практически везде. Так, с появлением бесконтактной оплаты, вы можете расчитаться с помощью вашего смартфона в любом заведении, где возможна безналичная оплата. Конечно, на всякий случай, стоит проверить, поддерживается ли конкретно ваше приложение, но вероятность успеха близка к ста процентам.
Конечно, вам будет трудно полностью отказываться от наличных, или от пластиковой карты, ведь в некоторых местах (например, на рынках), вы не всегда сможете рассчитаться с помощью терминала.
Что касается онлайн покупок и заказов, все зависит только от тех компаний, с которыми вы взаимодействуете. Ведь они сами решают, какую платежную систему подключать и какие возможности давать своим пользователям. Тем не менее, практически все крупные компании предоставляют вам широкий выбор возможностей оплаты, среди которых обычно есть и ввод данных карты, и оплата с помощью сервисов Google Pay и Apple Pay.
Преимущества и риски мобильных платежей
Если говорить о преимуществах мобильных платежей, их стоит рассматривать с нескольких ракурсов: с точки зрения покупателя и с точки зрения продавца.
Для покупателя это возможность легко, удобно и быстро оплатить покупку, которая также страхует его от непредвиденных ситуаций в виде, например, забытого дома кошелька, или нехватки наличных. Также мобильные платежи открывают возможность еще более удобных и приятных онлайн покупок, избавляя от необходимости выходить из дома для перевода денег или платить комиссию за пересылку оплаты при получении заказа.
Для собственников бизнеса мобильные платежи раскрывают все прелести человеческой компульсивности: часто мы хотим совершить покупку сию минуту, а отложив решение - начинаем сомневаться или вовсе отказываемся. Мобильные платежи делают оплату настолько быстрой и легкой, что у пользователя не остается времени усомниться в выборе, а это повышает продажи. Также это удобный способ получения оплат единым потоком, что во многих случаях упрощает ведение бухгалтерии.
Касательно рисков мобильных платежей: они, конечно, есть, но в основном для продавцов, поскольку данные пользователей хорошо защищены. Компания же может столкнуться с недоверием пользователя, если выберет неизвестного эквайера и переведет пользователя на его страницу. Сомнения и подозрения могут стать причиной отказа от покупки. Также при предоставлении ограниченного выбора способов оплаты, магазин или сервис рискует потерять пользователей из-за неудобства. И не стоит забывать, что все еще не сто процентов населения пользуются смартфонами, которые открывают возможность мобильных платежей. Поэтому, чтобы не потерять остальную часть аудитории (пусть и небольшую), лучше предусмотреть и другие варианты оплаты.