Создание бизнес-экосистем набирает обороты. Все больше компаний стараются создать собственную «Вселенную», в которой есть весь необходимый функционал. Так появляются супераппы. Давайте разберем, что такое super app, зачем их создают и что они дают бизнесу.
Что такое «супераппы»?
Супер приложение – это многофункциональное мобильное приложение, образующее единую экосистему. При этом разработчики могут быть не связаны между собой, но в итоге их продукты объединяются в одну «Вселенную».
Создается бизнес-экосистема, в которой независимые производители товаров и услуг входят в партнерские отношения.
Впервые термин superapp появился в 2010 году. Основатель Blackberry именно так назвал закрытую экосистему, которая включала большое количество приложений для устройств. Подразумевалось, что пользователи будут активно использовать все или большинство приложений, потому что они взаимосвязаны между собой.
Активное развитие супер апп получил благодаря китайскому мессенджеру WeСhat. Первоначально он начинался, как простой чат для общения, но постепенно оброс новыми функциями. Появилась возможность заказывать такси прямо из чата, потом добавили функцию покупки билетов в кино и театры, услуги доставки еды. Так WeСhat стал superapp приложением.
Многие инвесторы увидели будущее в этом направлении, поэтому супер приложения начали активно развиваться в других странах, включая постсоветские.
Что они дают пользователям и бизнесу
Super app для бизнеса приносит большую выгоду. Пользователи также получают преимущества благодаря использованию приложений в одной экосистеме. Вот, что дает супер приложение:
- За счет большого количества предложений и расширенных возможностей целевая аудитория удерживается внутри экосистемы. Это позволяет бизнесу получить лояльность клиентов и расширять базу. Если для одного приложения пользователей нужно сегментировать, то superapp позволяет добавлять более широкую аудиторию.
- Шансы попасть на главный экран смартфона пользователя у такой экосистемы большие. Потому что все основные функции находятся в едином приложении, не нужно устанавливать множество других программ.
- Запуск новых продуктов обходится гораздо дешевле, если происходит внутри системы. Во-первых, есть конкретная аудитория, во-вторых, не нужно тратить большие средства на маркетинг, достаточно озвучить, что в экосистеме появляется новый продукт, и рассказать о его возможностях.
- Привлечение аудитории в супер приложение дешевле, чем во много разных продуктов. Кроме того, это открывает для бизнеса возможность проводить детальную аналитику и понимать потребности аудитории.
- Можно сделать открытый или закрытый super app. Открытая экосистема позволяет быстрее набрать пользователей, а сама разработка обойдется дешевле за счет привлечения сторонних компаний. Но и ответственность выше, есть свои нюансы.
Для бизнеса и пользователей экосистема – идеальное решение. Конечно, она подходит только тем компаниям, которые выпускают диджитал продукты на регулярной основе, создают комплексные решения и вкладываются в цифровизацию. Пользователи получают все необходимые функции в одном месте.
Из чего состоит суперапп?
Супер апп может иметь несколько функций и включать различные компоненты. Но в большинстве случаев, его структура выглядит следующим образом:
- Основа. Это приложение, имеющее большую и лояльную аудиторию. Чтобы предлагать множество других продуктов, должна быть основная база клиентов, которые доверяют компании.
- Платежная система. Монетизация приложения возможна в том случае, если будет подключена платежная система и кошельки. Пользователи смогут совершать покупки внутри экосистемы.
- Мини-аппы. Это небольшие приложения, которые входят в экосистему. Это различные сервисы, которые могут работать как независимо друг от друга, так и взаимодействовать между собой. Например, чат, который подтягивается к службе заказа еды, и кошелек, с помощью которого можно оплатить заказ.
- Единый ID. Он позволяет получить быстрый доступ ко всем сервисам экосистемы, не нужно постоянно проходить авторизацию и вводить данные.
Так выглядит супер приложение. Мнение пользователей по поводу использования superapp разделяется. Одни считают, что это позволяет существенно экономить время и получать необходимые услуги в единой системе. Так в Китае исследование Kagan показало, что 87% пользователей совершают покупки через супераппы, и 78% заказывают различные услуги.
При этом в СНГ более критично относятся к экосистеме. Многие жалуются, что супер апп получается большим по весу, а далеко не все функции нужны конкретному пользователю. Решением является персонализация. Предоставьте возможность клиенту самому выбрать, какие сервисы он добавит. Пусть самостоятельно строит экосистему.
Преимущества и перспективы superapp
Все больше компаний начинают использовать экосистемы и супераппы в своем бизнесе. Это связано с преимуществами, которые предоставляет superapp и перспективами:
- большой поток клиентов;
- повышение лояльности аудитории;
- активное использование сервисов;
- уменьшенная стоимость запуска нового продукта;
- снижение рисков при запуске продукта;
- улучшение маркетинговой кампании;
- снижение затрат на разработку.
О преимуществах для бизнеса мы говорили выше. Но какие перспективы ожидает это направление? Тут все просто. Сервисы будут объединяться в единые платформы, потому что это экономически выгодно. Приложения, которые решают конкретные задачи пользователей, станут еще более востребованными, но они должны входить в супер апп или развиваться в собственную экосистему.
Супераппы в разных отраслях
Несмотря на то, что название superapp только начинает активно использоваться, сам термин появился в 2010 году. Сегодня большое количество компаний создают собственные экосистемы, которые активно развиваются. Мы подготовили примеры, на которых вы можете увидеть, как крупнейшие компании мира создают свои экосистемы и супераппы.
- WeChat. Первым, кто смог создать качественный супер апп, был WeChat. На сегодняшний день активная аудитория этой экосистемы – 1,2 млрд. пользователей. Внутри приложения можно заказать такси, еду, билет на поезд или самолет, билет в кино, забронировать отель, воспользоваться госуслугами. Сейчас компания активно развивает виртуальные магазины в своей вселенной.
- AliPay. Начинался, как цифровой кошелек для оплаты сервисов Али Баба. Но со временем компания создала мини-приложения, при помощи которых можно заказывать повседневные услуги, делать денежные переводы, покупать товары, получать образование. Все это переросло в супер приложение, и эта экосистема стала прямым конкурентом WeChat. на сегодняшний день она насчитывает приблизительно такое же количество активных пользователей.
- Gojek. Это пример Индонезийского продукта, который первоначально создавался, как объединение 4 сервисов. Можно было заказать мототакси, доставку негабаритных посылок, продуктов питания из магазинов и доставку блюд из кафе и ресторанов. В дальнейшем каждое направление масштабировалось. Появилось такси, грузоперевозки, услуги доставки. В структуру экосистемы вошли развлекательные сервисы и цифровой кошелек.
- Grab. Супер приложение из Малайзии. Первоначально это был сервис по заказу транспорта и доставки. Но в дальнейшем разросся до экосистемы, в которой можно заказать такси, арендовать велосипед, заказать доставку еды, совершать платежи, воспользоваться услугами страхования и микрокредитования.
Это наиболее известные и крупнейшие компании мира, которые создали свою экосистему и сделали супер приложение. Таких компаний становится все больше. Конечно, нужно учитывать ряд факторов, не каждый продукт способен превратиться в многопользовательский функциональный сервис.
Что нужно для создания супераппа
Чтобы сделать superapp, необходимо выполнить ряд условий:
- Нужно иметь первоначально большую базу пользователей с лояльной аудиторией, внедрение новых сервисов будет вызывать множество вопросов. Для сравнения, WeChat начали превращаться в супер приложение, когда аудитория составляла 800 млн пользователей.
- Потребуются крупные инвестиции. Необходимо привлечь сторонних разработчиков, если вы планируете делать открытую экосистему, или же нанимать собственный большой штат, если экосистема будет закрытой.
- Необходимо продумать, как мини-приложения будут взаимодействовать, и что будет объединять их в одной экосистеме. Супер апп должен быть правильно выстроен, необходимо понимать архитектуру и взаимосвязи компонентов.
Соблюдая эти условия, можно построить супер приложение. Как правило, эти условия способны выполнить лидеры рынка, крупные компании, корпорации и маркетплейсы. Но все чаще даже небольшие стартапы намереваются привлечь инвестиции на развитие superapp приложений. Если вы не знаете, нужна ли вам экосистема, хотите посчитать, сколько обойдется разработка, приходите к нам в офис компании Wezom и получите консультацию. Создавайте свой диджитал мир и наполняйте его полезными сервисами.