Сегодня при работе над любым диджитал-проектом разработчики уделяют особое внимание внешнему виду продукта. Это важно, ведь встречают по одежке. Но немаловажным является функциональность и отсутствие у пользователя проблем из-за расположения элементов. Поэтому UX дизайн требует огромного внимания разработчиков. Для качественной проработки визуала и функционала проводятся дизайн исследования. Давайте разберем, что это, и какие их типы существуют.
Что такое дизайн исследования и зачем он нужен?
Дизайн исследования – это процесс, при котором специалисты изучают потребности целевой аудитории будущего продукта и прорабатывают стратегию, которая помогает реализовать идеи. Главная задача этого процесса – создать логический план продвижения продукта, от этапа задумки до его реализации.
Зачастую дизайнеры делают акцент на внешнем виде продукта. Дизайн исследование уходит на второй план или вообще не проводится. Как следствие – плохое понимание целевой аудитории, ее потребностей и пользы продукта. Из-за этого случаются промахи в разработке, вплоть до провала проекта. Отсутствие дизайн исследования противоречит базовым принципам построения UX.
Процесс устроен достаточно просто: сначала определяется проблемная ситуация. Нужно понять, зачем нужен продукт, в чем его “смысл жизни”. Потом определяется цель, тем самым дается ответ на вопрос: «Какое знание мы получим, проведя дизайн исследования?». Большая цель разделяется на несколько задач, которые помогают прийти к цели, разрабатываются гипотезы, подбираются инструменты проверки гипотез. На основе данных делается выборка из наиболее полезных результатов и создается гайд, в котором подводится итог исследования.
Что такое дизайн исследования? Это способ понять, что нужно вашей аудитории и как им это предоставить. Ведь задача любого продукта – быть полезным. Так он сможет успешно монетизироваться и приносить выгоду. Теперь давайте разберем основные типы исследований, в чем их особенности и когда они применяются.
Первичные исследования
Основная цель первичных исследований – ответить на 2 вопроса: что вы планируете проектировать, и для кого это проводится? Вы получаете новые данные, которые в дальнейшем будут обрабатываться. На их основе строятся гипотезы и формируются цели.
Самый эффективный способ провести первичные дизайн исследования – поговорить с потенциальной аудиторией. Для этого с отдельными лицами или группами проводится интервью. Можно использовать опросники или формы для взаимодействия.
При проведении первичного исследования нужно учесть 2 важных момента – их обоснованность и практичность. Ответьте на вопрос: «Поможет ли ответ получить конструктивный результат?». В книге «Методы социальных исследований» Алан Браймен описывает 4 типа обоснованности, которые влияют на результаты. Если вы хотите самостоятельно провести дизайн исследование – обязательно ознакомьтесь с этой книгой.
Также помните, что от первичного исследования должна быть практическая польза. Например, вы должны понимать стоимость и бюджет исследования, временную шкалу, размеры выборки. Так данные будут более точными и обоснованными.
Вторичные исследования
Если в основе первичного исследования создаются новые данные, то при вторичном используются уже имеющиеся. Нередко такой тип используется для подтверждения результатов первичного дизайна исследования. Некоторые дизайнеры исключают первый тип и сразу приходят ко второму, но рекомендуется пошагово проводить все этапы исследований.
В чем заключается суть вторичного исследования: дизайнер использует существующие данные из статей, книг, сети и других источников информации. Это путь учебы на чужих ошибках. Вы сможете избежать того, на чем обжигались другие, если найдете и обработаете правильные данные.
Аналитическая картина, как правило, уже обобщена, остается сделать выводы и понять, для кого вы делаете продукт и как сделать его лучше. Но если вы генерируете совершенно новый дизайн, без первичного дизайн исследования не обойтись. Вторичный тип позволяет определить потребности целевой аудитории, понять паттерны поведения и узнать, чего пользователи ожидают от вашего продукта.
Оценочные исследования
Это один из важных типов аналитики, который помогает сформировать четкое видение построения проекта. Что такое дизайн исследования? Это метод, который позволяет понять, что нужно пользователю и как быть для него максимально полезным. Для этого необходимо провести оценку конкретной проблемы. Лучшим способом является бета тестирование. Дайте пользователю продукт и список вопросов, на которые он должен дать ответ. Еще один эффективный способ – публичное наблюдение. Пусть пользователь вслух описывает свои ощущения и рассуждает об удобстве использования.
Для проведения оценочного исследования необходимо уже иметь готовый продукт в первичной версии или его прототип. Поэтому без предыдущих типов исследований провести оценку тяжело. Задача – описать конкретную проблему пользователя. Для этого используется 2 типа оценочных дизайн исследований:
- Суммирующий тип. Подчеркивает не процесс, а результат, выставляет суммарную оценку таких вещей, как результаты, целесообразность финансовых затрат, уровень воздействия на аудиторию. Помогает понять, насколько продукт будет потенциально выгодным и результативным.
- Формирующий тип. Используется, чтобы укрепить и улучшить продукт. В ходе исследования оценивается реализация и успех проекта, изучаются потребности и формируется потенциал.
Благодаря оценочному типу удается детальнее изучить потенциальное развитие продукта, обнаружить локальные проблемы в реализации проекта и устранить их.
Поисковые исследования
Чтобы генерировать новые идеи, а также находить пути решения нестандартных задач, существуют поисковые дизайн исследования. Их проводят вокруг темы, о которой мало говорят, или о которой вообще ничего не знают. Так тестируются новые гипотезы, происходит глубокое изучение направления и решаются задачи, которые часто упускаются из виду.
Благодаря поисковым решениям дизайнерам удается получить ответы на такие вопросы: Что? Почему? Как? Разъясняются новые термины, происходит разъяснение существующих концепций, формулируются гипотезы и расставляются приоритеты исследований.
Это метод, который дает ответы на сложные и непонятные вопросы в UX дизайне и помогает упростить его до понятных форм.
Воспроизводящие исследования
На этом этапе нужно уже четко понимать потребности пользователей и цели, которые преследует UX дизайн. Воспроизводящее дизайн исследование заключается в том, чтобы использовать ранее сформированные идеи на практике и посмотреть, помогают ли они решить потребности пользователей.
Так пользователь попадает в естественную среду без учета лабораторных условий, а у наблюдателя есть возможность оценить его поведение. При помощи контекстных интервью, создания фокус-групп, а также интеллектуального анализа данных можно понять, все ли задумки реализуются.
В чем отличие рыночных исследований от дизайн исследований?
Представьте себе ситуацию. Клиент приходит на рынок и покупает кусок говядины. Он хочет его приобрести, отсюда делается вывод – покупатель мясоед и будет готовить какое-то мясное блюдо. Но вполне может оказаться так, что наш покупатель вегетарианец, а мясо купил для своей собаки.
Рыночное исследование нам дает представление о том, чего хочет клиент. Но мы не сможем понять, какие проблемы решаются при помощи этого продукта. В рыночных исследованиях используется логика, аналитика и четкие правила. Необходимо оценивать конкурентов, изучать предыдущий пользовательский опыт и на основе полученных данных формировать вывод.
Дизайн исследования – это про интуитивность и предположения. Вернемся к нашему покупателю говядины. С точки зрения рыночного исследования все понятно. Но о чем нам говорит интуиция? Человек худощавый, в его сумке только фрукты и овощи, а стоять у мясного прилавка ему неприятно. Возможно, это мясо он покупает не себе?
А дальше в ход вступают гипотезы и различные типы исследований, которые или подтвердят эту теорию, или опровергнут. Но, основываясь на чувствах и интуиции, мы понимаем факторы человеческой природы.
Вернемся к дизайну приложений. Кнопка закрытия всплывающего окна не может быть с левой стороны, практически любого пользователя это будет раздражать. Потому что все привыкли, что красный крестик находится в правом верхнем углу любого окна. Есть ли логическое обоснование такого поведения пользователя? Нет, это устоявшийся паттерн дизайна. В этом и заключается формирование UX на основе исследования. Разница лишь в том, что для подтверждения этой гипотезы необходимо взять фокус-группу, предоставить им окна с расположением крестика в другом месте и узнать их мнение.
Вывод
Дизайн исследования – это неотъемлемая часть процесса разработки диджитал продуктов. Важно заранее понимать, как пользователь будет взаимодействовать с продуктом, где должны размещаться кнопки, поля и другие элементы. Игнорируя этот процесс, вы можете вложить в разработку массу времени и средств, а в итоге получить результат, который не понравится вашим пользователям. Так не лучше ли сразу понимать, что нужно сделать?
Команда WEZOM предлагает услугу дизайн исследования. Вы можете обратиться к нашим специалистам, которые изучат продукт и проведут подробную аналитику UI/UX. Данная услуга входит и в полный цикл разработки, ведь нам важно создавать качественный продукт который приносит пользу и выгоду бизнесу.
Дизайн исследование необходимо для полного понимания целевой аудитории и паттернов поведения. Вы сможете узнать, что любит ваш пользователь, что ему мешает, чего он ожидает от продукта. Поэтому не нужно пренебрегать аналитикой. Напротив, важно принимать решения, подкрепленные практикой и знаниями.