Подготовка новых кадров для IT давно стала одной из важнейших задач WEZOM. Мы уделяем немало усилий развитию нашей собственной академии, где готовим кодеров, дизайнеров, тестировщиков и других специалистов.
Пандемия и война поставили перед WEZOM Academy новые вызовы: студенты остро нуждались в возможности продолжать обучение вопреки всем препятствиям, сохраняя вовлеченность и мотивированность к работе над собой. Мы воплотили свое видение современного образования в жизнь, создав совершенно новую диджитал-платформу для студентов и преподавателей.
Цель проекта
Академия много лет развивалась в нашем родном Херсоне. В 2019 году возникла идея создать собственные онлайн-курсы, позволяющие выйти за пределы региона и обеспечить студентам возможность учиться удаленно.
Впрочем, это было только начало. Чтобы академия была эффективной, ее внутренние процессы необходимо было автоматизировать – студенты должны были получать учебные курсы и фидбек от преподавателей быстро и удобно, чтобы сфокусироваться прежде всего на своем прогрессе. Мы также хотели создать для учеников определенные "триггеры", которые поддерживали бы их мотивацию и вдохновляли на преодоление трудностей.
В то же время преподаватели и тьюторы нуждались в возможности проверять домашние задания и предоставлять студентам фидбек "бесшовно", без лишних порогов в коммуникации. Это было важно как с точки зрения удобства, так и с точки зрения управления временем. Ведь наши преподаватели – это специалисты, работающие в реальных проектах, и часто “разрываются” между практикой и обучением студентов.
Наши попытки использования "коробочных" решений для онлайн-курсов в целом были неудачными - чужие платформы не имели необходимых нам возможностей и не нравились студентам. Поэтому мы собрали все наши соображения и оформили их в требования к созданию новой кастомной системы управления обучением. В мировой практике такие платформы называют Learning Management System (LMS).
Разработка нашей собственной LMS предусматривала решение целого ряда задач:
- Реализовать новый личный кабинет с четырьмя пользовательскими ролями: админ, студент, тьютор и преподаватель;
- разработать систему рейтинга;
- построить для студентов новый, геймифицированный опыт обучения;
- создать систему оценок и разные типы задач;
- реализовать внутренний чат для преподавателя и студента;
- обеспечить доступность разных типов обучающего контента.
Результатом разработки должен был стать цифровой образовательный хаб, не требующий никаких дополнительных ресурсов или мессенджеров, способный работать как онлайн, так и офлайн. И конечно, этот хаб должен быть уютным и вдохновлять к успеху, чтобы студенты хотели возвращаться к учебе.
Поиск решений и технологий
Технически задуманная нами система представляла собой личный кабинет с функционалом для четырех пользовательских ролей. Для ее создания мы обратились к технологиям, уже зарекомендовавшими себя в десятках других наших проектах.
Фронтенд создавался на Next.js и Typescript. Базой для интерфейса стала библиотека Material UI, основанная на стандартах дизайна Google.
Основой бэкенда платформы стал PHP-фреймворк Laravel, для управления базами данных команда применила MySQL.
Технологических экспериментов здесь нет – все решения для проекта практичны, быстры и легки в поддержке.
Как мы вели разработку
Когда настало время переходить от планирования к техническому этапу разработки, команда прибегла к методологии scrum, базирующейся на лучших agile-практиках:
- самоорганизация;
- четкое распределение ролей и зон ответственности;
- максимальная детализация задач и четкое определение их приоритетности в беклоге;
- выполнение задач в кратковременных спринтах;
- тесная коммуникация в команде.
Все эти практики позволяют реализовывать проект быстро, адаптируясь под любые обстоятельства. При необходимости они также помогают “на лету” вносить в разработку коррективы.
Создание такой платформы можно считать проектом среднего масштаба, впрочем, над ним работала небольшая команда. Разработчики постепенно двигались вперед – от спринта к спринту. Каждую неделю проджект-менеджер предоставлял продакт-оунеру отчет о прогрессе работ. В таком режиме продукт прошел путь от нуля до релиза примерно за 7 месяцев.
Что мы разработали?
Команда воплотила в жизнь концепцию комплексной веб-платформы для онлайн-обучения, которая предоставляет лучший пользовательский опыт как студентам, так и преподавателям. Ядром приложения служит личный кабинет с четырьмя пользовательскими ролями: админа, преподавателя, тьютора (наставника) и студента. В целом система работает следующим образом:
- Каждый студент имеет закрепленных за ним преподавателя и тьютора.
- Админ имеет полномочия по управлению курсами и базой студентов. Он отвечает за загрузку всех материалов, за привязку преподавателя и тьютора к курсу.
- Учитель отвечает за записи уроков и сессии QA, где студент может задавать вопросы. Одновременно тьютор отвечает и за домашние задания.
Удобный личный кабинет для студента
Большинство наших усилий было направлено именно на комфорт учащихся. Команда построила новый UI/UX, чтобы опыт студентов WEZOM Academy был удобным и увлекательным. В первую очередь, мы убрали из интерфейса все лишнее и проработали адаптивный дизайн. Теперь студент с одинаковым комфортом может просматривать курс как на смартфоне, так и на мониторе с большой диагональю.
Но гораздо важнее новые функции, ставшие доступными студентам прямо в личном кабинете:
- просмотр видеоуроков с сопутствующей текстовой информацией;
- отслеживание прогресса обучения (по просмотру видео);
- отслеживание прогресса в практических задачах.
Одной из основных новаций стала интеграция текстового чата с преподавателем непосредственно в учебную практику. В чате невозможно запутаться, он выглядит как типичное окно мессенджера. Через чат студент может задавать не только общие вопросы, у него есть возможность “привязать” свой запрос к конкретному домашнему заданию, экономя свое время и время преподавателя. Кроме того, студент имеет отдельный диалог с преподавателем по каждой практике – это помогает избежать путаницы и не потерять важную информацию по каждой теме курса.
Соревновательность и мотивация к обучению
Мы долго искали “крючок”, который помог бы поддерживать в студентах стремление к обучению, ведь именно потеря вовлечённости и мотивации обычно является причиной слабого прогресса. Наше решение состоит в том, чтобы добавить в учебный процесс щепотку состязательности.
Поэтому теперь студенты видят в своем личном кабинете рейтинг студентов своей группы. Он формируется на основе уровня просмотра видеоуроков, исследования учебных материалов, выполнения тестов и практических заданий. Студенты могут видеть свой прогресс курса в виде наглядной инфографики.
Может показаться, что это очень простой механизм мотивации – но он на удивление хорошо работает! С введением рейтинга студенты в целом начали уделять обучению больше времени и закрывать учебный план лучше. Благодаря геймификации на 76% выросло количество студентов, выполнявших все домашние задания. Теперь даже учащиеся из нижней половины рейтинга стараются не отставать от группы. На мотивацию работает и то, что успеваемость студента фиксируется в его сертификате о завершении курса.
Но рейтинг – это не просто “конкуренция ради конкуренции”: по итогам курса мы предоставляем лучшим ученикам группы возможность пройти собеседование в WEZOM. Вполне возможен win-win сценарий, где компания получает перспективного джуна, а студент получает свою первую работу сразу после курсов.
Обучение офлайн
Возможность учиться без стабильного доступа к сети сегодня актуальна как никогда. Поэтому личный кабинет студента может работать как онлайн, так и офлайн.
Технически разницы между онлайн и офлайн моделями нет. Главное отличие кроется в механизме доступа к урокам в личном кабинете. Онлайн-группы получают доступ сразу ко всей информации. А для офлайн-групп записи загружаются уже после урока и доступ к ним студентам остается открытым навсегда. У офлайн-студентов есть все возможности для коммуникации с преподавателями, в удобном для них формате.
Стартовый туториал для новичков
А еще нам важно, чтобы студент тратил как можно больше времени непосредственно на предмет изучения и как можно меньше времени – на поиск нужных ему кнопок и инструментов. Следовательно, личный кабинет встречает новичков мини-туториалом, который в несколько слайдов объясняет все тонкости учебного процесса и функционала кабинета. Это немного ускоряет онбординг, особенно учитывая, что студенты учатся удаленно.
Результаты проекта
Наш взгляд на онлайн-образование доказал свою эффективность на практике, новая платформа WEZOM Academy позволила ускорить обучение и автоматизировать внутренние процессы. Наставники академии получили возможность быстрее отвечать на запросы студентов и проверять домашние задания, потому и нагрузка на них уменьшилась.
Впрочем, лучшие результаты – это привлечение новых студентов, повышение заинтересованности и мотивированности учащихся. Запуск новой платформы позволил увеличить продажи курсов на 37%, а показатель завершения курсов до конца (до получения сертификата) увеличился на 48%.
В данный момент можно утверждать, что в истории WEZOM Academy открылась совершенно новая страница, и она еще не написана. В ближайших планах академии – разработка мобильного приложения, которое обогатит личный кабинет дополнительными функциями типа push-уведомлений.
Излишне повторять, насколько важной сегодня может быть возможность удаленно получить новую профессию в IT. Мы стремимся, чтобы эта возможность была доступна каждому украинцу – где угодно, когда-либо, при любых условиях.