Интернет-магазины любых масштабов, сервисы доставки еды, ритейл, логистические компании - в эпоху пандемии все сталкиваются с одними и теми же проблемами доставки на последней миле. Без помощи курьеров в этих сферах уже никак не обойтись, что больно бьет по финансам компаний и ставит перед ними новые задачи.
Даже организация работы нескольких штатных курьеров может стать серьезным вызовом для малого бизнеса - их работу нужно правильно спланировать, указав маршруты и нагрузку, предусмотреть возможные проблемы и человеческий фактор. А что тогда говорить о среднем и крупном бизнесе, где компания может иметь дело с десятками, даже сотнями сотрудников?
Нынешний бум курьерской доставки не был бы возможен без IT - без смартфонов, умных систем планирования, логистических стартапов. Давайте посмотрим, как технологии решают проблему организации курьеров.
Какие проблемы возникают в курьерской доставке?
Хоть раз в жизни вы точно сталкивались с проблемной доставкой. Случалось такое, что заказанная пицца ехала до вас два часа, хотя дойти до пиццерии пешком можно за 15 минут? Или может вам в своей работе приходилось успокаивать скандалящих покупателей, возмущенных постоянным переносом времени доставки? Такой опыт воспринимается клиентом как оскорбление - ни о какой лояльности и росте продаж говорить не приходится.
Чаще всего провальная доставка - это результат плохого планирования маршрутов и неправильного распределения нагрузки на курьеров. Перегруженный курьер наверняка запутается в своих заказах, если у него в руках нет удобного инструмента для работы с данными. Это типичная ситуация, когда данные по доставке, товару и оплате ведутся вручную - через 1С или электронные таблицы. Информация дублируется и обновляется медленно, руками несчастных менеджеров.
Быстро обновлять статус заказа и вести эффективную отчетность в ручном режиме невозможно. О форс-мажорах, пробках и проблемах человеческого фактора даже говорить не хочется.
Бывает и так, что логистика начинает съедать слишком много денег “на ровном месте” - расходы на бензин и оплату труда курьеров растут, а эффективность доставки не растет, и даже падает. В таком случае стоит задуматься о том самом человеческом факторе. Грубо говоря - не сливают ли недобросовестные водители бензин? Не “приукрашивают” ли курьеры результаты своей работы, выдавая частично фейковую отчетность?
Автоматизация работы курьеров позволяет закрыть большинство этих вопросов. Сегодня в таких решениях остро нуждаются логистические и курьерские службы, интернет-магазины со своей доставкой, компании-перевозчики, сервисы доставки еды и рестораны с собственной доставкой, оптовые поставщики и ритейл.
Как решить проблемы курьерской доставки с помощью IT
Диджитал сегодня предлагает массу решений по автоматизации работы курьеров. У бизнеса есть из чего выбирать: доступны как “коробочные” решения с подписочной моделью, так и возможность создания полностью кастомного решения.
Правильный выбор зависит только от специфики бизнеса: нужно ответить на вопросы о том, сколько средств компания готова вложить в инструмент, и как собирается масштабировать бизнес в дальнейшем.
Придется учесть уже используемые в компании диджитал-инструменты (скажем, TMS или CRM-системы). Нет особого смысла интегрировать программу маршрутизации доставки в явно устаревшую платформу, от которой все равно скоро придется отказаться. Или наоборот - важно подбирать софт, который можно будет легко интегрировать в уже созданную цифровую экосистему.
В самых общих чертах, средства оптимизации работы курьеров состоят из платформы для диспетчера, платформы для курьеров (чаще всего это приложение) и дополнительных модулей для руководителей, менеджеров, партнеров, клиентов.
Успешная автоматизация должна решить ключевые проблемы курьерской службы:
Оптимальное распределение заказов между курьерами, формирование самых удачных маршрутов;
Обновление маршрутов в реальном времени - с учетом ситуаций на дорогах и прочих факторов;
Создание базы данных по заказам, отслеживание и обновление статуса заказов в реальном времени (в идеале - интеграция всех баз данных компании в одно целое);
Эффективный контроль за персоналом - отслеживание нагрузки и эффективности сотрудников;
Предоставление курьерам удобного инструмента для работы с заказами
Автоматизация документооборота и отчетности.
Некоторые системы выходят далеко за пределы этого функционала. Скажем включают в себя продвинутые средства аналитики, которые позволяют просчитать рентабельность доставки.
Практика показывает, что диджитализация работы водителей и курьеров раскрывает массу проблемных мест в логистике компании. Неэффективные маршруты, перерасход топлива, даже эпизоды воровства в коллективе - все становится очевидным.
Опыт WEZOM в оптимизации курьерской службы
Мы создали CRM-систему для украинского сервиса доставки еды IKURA. Этот сложный продукт затронул все процессы в компании - от производственной цепочки, до работы курьеров и аналитики.
Команда разработала кроссплатформенные PWA-приложения для упаковщиков и курьеров. В курьерском приложении можно удобно отслеживать маршрут доставки, статус заказа и начисления за проделанную работу. Вся информация оперативно поступает в CRM-систему.
Так сервис получил возможность контролировать нагрузку сотрудников и вести прозрачный учет, а клиенты - следить за статусом заказа в реальном времени. В будущем IKURA намерена усовершенствовать доставку, чтобы она рассчитывалась в соответствии с условиями районов заказа.
Что важно помнить при оптимизации
Автоматизация работы курьеров требует высокого уровня диджитализации бизнеса. Такую систему не выйдет внедрить в компаниях, которые работают без современной цифровой экосистемы.
Кроме того, логистика последней мили особенно чувствительна к вопросам человеческого фактора. Нередки случаи, когда водители и курьеры сопротивляются внедрению “цифры”, ведь она ставит их работу в более жесткие рамки. Для успеха сотрудники должны быть готовы использовать новые инструменты - компании нужно приложить усилия, чтобы обучить и мотивировать их.
У вас остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
беседу!