Отзывы, форумы, портфолио… Хотим купить наушники — читаем форумы. Планируем сходить в новое кафе — интересуемся отзывами. Собираемся заказывать ремонт — смотрим работы «до и после» в портфолио, изучаем рекомендации.
Репутация нам необходима! Товара, места, подрядчика — не важно. Каждый человек желает не быть обманутым, хочет с первого раза получить качество.
Вот почему задача компаний и магазинов — добиться и удерживать хорошую репутацию в глазах аудитории. Такую, благодаря которой клиенты будут возвращаться, и советовать продукт другим.
Сегодня наша тема — управление репутацией в сети. Разберем, что такое SERM, зачем и как работать с имиджем, в чем преимущества такого инструмента.
Поехали.
SERM — что это такое?
Аббревиатура расшифровывается как Search Engine Reputation Management. По-нашему — управление репутацией в поисковых системах. Суть состоит в том, чтобы с помощью специальных подходов и инструментов создавать положительный образ компании/магазина/личности в глазах целевой аудитории. Сюда входит и непосредственно работа над образом «с нуля», и обработка уже имеющегося негатива.
Итак, SERM — это действенный способ вытеснения с выдачи мнений, очерняющих компанию. Негатива сейчас много, тем более в условиях жесткой конкуренции. Управление репутацией не поможет полностью избавиться от отрицательного контента, но нивелировать его и «отбелить» компанию — вполне.
Отличие SERM от ORM
Online Reputation Management представляет собой более масштабное и широкое управление репутацией. Специалисты в ходе работы применяют множество стратегий, в т. ч. SERM. При таком подходе имидж прорабатывается на разнообразных ресурсах:
- пабликах и профилях компаний в соцсетях;
- профильных площадках, где публикуются отзывы;
- тематических форумах, созданных специально для обсуждения компаний, продуктов и т. д.
Обычно ORM начинают задействовать с появлением бренда, а SERM подключают чуть позже. Так происходит потому, что Online Reputation Management нацелен на все источники репутации в интернете, без акцента на топе. А SERM-специалисты занимаются топом выдачи. Так или иначе, но без первого инструмента никуда. Даже если проработать только поиск, останутся форумы, паблики и прочие ресурсы, где все еще негатив будет превалировать над позитивом.
Поэтому самым эффективным подходом является комбинация двух инструментов. Если правильно совмещать ORM и SERM, получится подавить максимум отрицательных материалов в интернете.
Почему бизнесу нужно работать над репутацией?
Плохой имидж = слабая конкурентоспособность = падение прибыли. Какой смысл от такого бизнеса? Управление репутацией в интернете поможет удерживаться на плаву и даже расти, невзирая на масштаб рынка конкурентов.
Используйте SERM, чтобы:
- создавать позитивную репутацию бренда, товара или персоны;
- корректировать представления у покупателей через раскрутку требуемого образа бренда;
- формировать новый спрос;
- мотивировать на покупку или заказ услуг;
- бороться с черным пиаром конкурентов;
- собирать обратную связь и повышать качество продукта;
- увеличивать привлекательность бренда, получая новых партнеров и инвесторов.
Основная задача инструмента заключается в том, чтобы улучшить топ-результаты поисковой выдачи. А уже из этого выплывают закономерные эффекты, упомянутые выше.
Как SERM влияет на конверсию сайта?
Управление репутацией в интернете оказывает влияние не только на отношение покупателей, но и на показатели продаж. Следовательно, есть прямая связь с конверсией. Это обусловлено следующим:
- люди склонны покупать после ознакомления с отзывами, и чаще они просматривают как раз первые страницы выдачи;
- мнение других формирует большее доверие, чем просто описание продукта на сайте;
- на отрицательные комментарии обращают внимание больше, чем на хорошие.
Проработка негатива и продвижение позитивного опыта применения товара — две важные составляющие стратегии СЕРМ. Это прямым образом сказывается на конверсии: высокий рейтинг повышает доверие к компании, мотивирует людей совершать покупки.
Методы SERM
Принято различать три основных метода управления репутацией в сети:
- Скрытый маркетинг. Здесь пользователь не ощущает манипуляции его мнением. Посмотрим на примере: компания заказывает рекламу у известного блогера. Он вроде как случайно светит товаром в кадре или ненавязчиво его хвалит.
- Определение факторов, которые отражаются на репутации конкретного товара или бизнеса в целом. Есть даже сопутствующие сервисы. Чтобы заказать такую услугу для зарубежных веб-ресурсов, можно ввести в поиск фразу «Online Reputation Management» и посмотреть результаты. Хороших русскоязычных аналогов на данный момент не существует.
- Репутация в выдаче крупных систем Яндекс и Google. Анализируются упоминания, вовремя формируются ответы на хорошие и плохие отзывы, комментарии.
Кому целесообразно использовать управление поисковой репутацией? SERM будет полезен практически всем: компаниям, магазинам, публичным личностям. Важно только, чтобы стратегия была сформирована и реализована грамотно.
Этапы SERM
Теперь вы знаете, что это — СЕРМ. Далее ознакомимся с тем, как его реализовать. Обычно специалисты пошагово выполняют такой перечень работ:
- Анализ текущего контента
Необходимо отследить топ поисковой выдачи по запросам компании и найти отрицательные отзывы, мнения, комментарии. Причем важно обнаружить и реальные, и не соответствующие действительности.
- Исследование конкурентов
Особое внимание необходимо уделить тем, кто находится на высоких позициях в поисковой выдаче. Специалисты изучают положительные и отрицательные стороны конкурентов, определяют, почему их клиенты недовольны.
- Формирование стратегии
Важно сформулировать все достоверные и позитивные сведения о компании, которые нужно донести целевой аудитории. Потом специалисты ищут подходящие площадки для публикации постов, статей, составляют список запросов для раскрутки.
- Реализация стратегии
На этом этапе создаются оптимизированные ключами новости, имиджевый контент, пресс-релизы, ответы на отзывы и многое другое. Очень важно соблюдать регулярность и актуальность обработки отрицательных материалов. Людям необходимо знать, что компания нацелена постоянно совершенствоваться, учитывать критику и идти навстречу своим клиентам.
- Оптимизация результатов
Спустя определенный промежуток времени проводится оценка реализованных задач. В частности, отслеживают изменения поисковой выдачи, их влияние на репутацию компании и отношение целевой аудитории. Если все идет хорошо, команда продолжает работать по созданной стратегии. Если позитивных изменений нет или ситуация ухудшилась, план пересматривается.
Работа с форумами и социальными сетями
Огромное значение имеет проработка негатива в онлайн-режиме. Если вовремя наполнять и продвигать новые ветки с положительным контентом, это нивелирует отрицательные мнения.
Размещение имиджевого и новостного контента
Сюда входят разнообразные рекламные материалы, обзоры, новости компании и прочее. По тональности контент должен быть исключительно позитивным или нейтральным, передавать достоверные и актуальные сведения о бренде. Места размещения выбираются авторитетные, тематические.
Работа с отзывами в Интернете
Здесь можно отвечать на отзывы других людей, причем не только отрицательные. Вы наверняка видели, как в ответ на положительное мнение магазин благодарит. Так тоже нужно делать. Но негативные отзывы обрабатываются в обязательном порядке.
Преимущества и недостатки SERM
Основной плюс инструмента — возможность формирования или корректирования имиджа компании. К преимуществам стоит также отнести следующие:
- анализ отзывов помогает выявить боли и проблемы аудитории, эффективно устранив тем самым недостатки продукта или услуги;
- повышается показатель конверсии;
- удается повысить лояльность покупателей за счет налаженной обратной связи.
Минусы тоже присутствуют. Главный — слабая отдача без применения дополнительных инструментов. Как уже упоминалось, SERM лучше использовать в тандеме с ORM.
Есть и другие недостатки:
- постоянно нужны деньги. Управление репутацией в поисковой выдаче подразумевает оплату услуг команды по SEO-маркетингу, SERM-специалистов, копирайтеров, предполагает платное размещение контента и т. д.;
- не получается дать длительных гарантий. Для поддержания эффекта нужно постоянно заниматься управлением репутацией. Если все забросить, со временем негатив может вновь нарасти;
- выдача поисковиков стремительно меняется. Обновления алгоритмов, добавление новых публикацией может сразу же изменить результаты поиска. Вот почему важен регулярный контроль.
Даже невзирая на минусы, SERM в маркетинге остается одним из лучших способов формирования репутации. И его однозначно стоит использовать.
Читайте также: Wezom кейс SUZIE: История создания eCommerce проекта
Инструменты SERM
Практика показывает, что обычные покупатели с легкостью попадают на негативные отзывы в интернете, тогда как специалисты могут искать их намеренно, но с меньшей результативностью. В любом случае ручной поиск здесь не нужен. Сейчас существует много инструментов и сервисов, помогающих быстро находить негатив о компании:
- IQBuzz. Инструмент предназначен для отслеживания информации в новостных порталах, соцсетях, блогах. Здесь имеется своя база с сотнями тысяч ресурсов. Обнаруженные сведения сохраняются с круглосуточным доступом к ним. Кстати, здесь можно формировать статистику по возрасту, полу и прочим характеристикам людей.
- Крибрум. Сервис помогает мониторить и оценивать упоминания бренда в соцсетях. Инструмент автоматически формирует отчетность с указанием обнаруженных отзывов и их тональности.
- YouScan. Главный конкурент первого сервиса с очень похожими функциями. Различается только интерфейс. Кроме того, в базе этого инструмента присутствуют те площадки, которых нет в IQBuzz, так что взаимозаменяемыми их не назовешь.
- Репутометр. От других автоматических сервисов этот отличается тем, что показывает видимость страницы с упоминанием бренда для поисковых роботов. Помимо этого, помогает определить местонахождение отзыва.
Вы можете также использовать сервис WordStat от Яндекса. Он позволяет проверить то, какие запросы связаны с названием компании, товара или услуги.
Выводы
SERM — это то, что отлично помогает в вытеснении негативных отзывов и их замене на позитивные. Но это можно реализовать только с многоступенчатой стратегией и опытной командой. Управление репутацией требует времени и постоянства. Это не тот случай, когда вы завершили все работы и долго довольствуетесь результатом. Пока специалисты занимаются SERM, до тех пор можно не беспокоиться об имидже компании или продукта.