Приемное тестирование программного обеспечения: определение и этапы

5.0
29.12.2023
2699
0

Для создания успешного IT-продукта недостаточно просто написать какой-нибудь код в соответствии с техзаданием. Разработчики должны постоянно помнить ключевые требования проекта и стоящие за ним проблемы бизнеса. Важно также уметь поставить себя на место конечного пользователя сервиса.

Давайте обсудим Ваш проект
article-order-form__collapsed-text
Phone
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее

Самый лучший способ обеспечить соответствие продукта требованиям проекта на его финальных этапах – проведение приемочных тестов (Acceptance Testing). Мы расскажем, что это за разновидность тестирования, определим его цели и ключевые этапы. Рассмотрим, как проходит приемочное тестирование на практике.

Что такое приемочное тестирование?

Приемочное тестирование – это финальная фаза этапа контроля качества при разработке любого продукта. На этом этапе сторона заказчика разработки решает, соответствует ли созданный продукт задачам и требованиям проекта, стоит ли выпускать его в релиз.

По своей сути приемочное тестирование мало чем отличается от функциональных тестов, и эти понятия часто используют как синонимы. Ведь тесты на этапе приемки имитируют реальные сценарии использования продукта – тестировщики вместе с командой клиента проверяют функциональность, производительность, надежность и юзабилити разработки.

Автоматизированное приемочное тестирование работает по принципу "черного ящика". Это означает, что тестовый код может использовать только доступный пользователю интерфейс, без доступа к внутренним компонентам системы.

 

Следовательно, приемочные тесты работают с продуктом точно так же, как это делал бы рядовой пользователь продукта. Это дает такому тестированию ряд преимуществ.

  • Приемочные тесты осуществляются быстрее и требуют меньше усилий, чем функциональные ручные. К тому же они значительно точнее.

  • Хорошо написанные приемочные тесты могут рассматриваться как точная и проверенная на практике документация проекта;

  • Прохождение приемочных тестов почти на 100% гарантирует, что система работает в соответствии с требованиями бизнеса и пользователей.

  • Благодаря приемочному тестированию клиент гораздо лучше понимает свой новый продукт и будет иметь по нему гораздо меньше вопросов в будущем.

В то же время приемочные тесты предоставляют только внешний взгляд на систему и не дают никакого представления о ее внутреннем качестве. К тому же принцип "черного ящика" позволяет реализовать далеко не все сценарии взаимодействия с кодом. В идеале приемочное тестирование должно быть лишь завершающим этапом QA.

Цель проведения приемочного тестирования

Итак, приемочное тестирование продукта должно быть финальным звеном комплексного процесса контроля качества. И не только для разработчика, но и для заказчика. С одной стороны тестирование должно гарантировать техническую готовность и функциональность нового продукта. С другой, тесты должны дать стороне заказчика полную уверенность в том, что продукт готов к релизу.

Клиент должен убедиться, что продукт работает именно так, как задумывалось. Он также должен быть уверен, что разработка отвечает актуальным рыночным стандартам и может конкурировать с аналогичными решениями на рынке.

Приемочное тестирование – одна из последних возможностей выявить проблемы продукта перед его релизом. Эти проблемы могут быть даже не техническими, но очень существенными – касаться фундаментальных принципов юзабилити, которые невозможно обнаружить на предыдущих этапах QA.

 

Что будет, если пренебречь приемочным тестированием или провести его легкомысленно? Это может иметь для всего проекта очень серьезные последствия.

  • Заказчик продукта может быть неприятно удивлен качеством или результатом разработки, ведь у него были совершенно другие ожидания;

  • Клиент может обладать недостаточно глубоким пониманием своего продукта и столкнуться со сложностями в его поддержке и использовании;

  • Разработчики могут понести соответствующие репутационные потери, даже если их работа выполнена на должном техническом уровне;

  • Конечные пользователи могут столкнуться с проблемами при использовании продукта, что навредит репутации бренда.

  • Расходы на доработку и поддержку продукта существенно увеличатся, ведь выявленные после релиза проблемы придется исправлять.

Так что значение приемочного тестирования невозможно переоценить. Оно является обязательным этапом разработки любого ПО, от которого зависит качество, функциональность, надежность и удобство продукта.

Рекомендуем почитать
Наш чеклист тестирования мобильного приложения

Узнайте какие обязательные составляющие эффективного тестирования мобильного приложения

Чеклист

Этапы приемочного тестирования

Приемочное тестирование само по себе является многоуровневым процессом проверки функциональности, юзабилити и соответствия продукта всем требованиям проекта. Рассмотрим процесс приемочного тестирования исходя из практики WEZOM. Какие этапы приемочного тестирования являются ключевыми?

Определение критериев приемки

Критерии приемки (Acceptance Criteria) – это условия, которые должны быть выполнены, чтобы продукт, его отдельный инкремент или пользовательская история считались завершенными и готовыми к работе. Критерии приемки определяют необходимый уровень функционала, качества, надежности, производительности и т.д.

Они помогают разработчикам понять, что именно и каким образом им нужно реализовать, чтобы продукт соответствовал всем ожиданиям бизнеса и конечных пользователей. Следовательно, четкое и недвусмысленное описание Acceptance Criteria имеет важное значение для всего проекта.

Как могут выглядеть критерии приемки? К примеру, у нас есть требование: у пользователя должна быть возможность загружать в приложение фото. В таком случае Acceptance Criteria могут выглядеть так:

  • Пользователь может выбрать фотоснимок из галереи своего устройства или сделать новый;

  • Перед загрузкой пользователь может обрезать повернуть и наложить фильтр на фото во встроенном редакторе;

  • Пользователь может прописать к фото хэштег;

  • Пользователь видит индикатор загрузки фото и получает уведомление о его завершении.

 

Правильно определенный критерий можно легко проверить по четкому параметру “да/нет” – его нельзя выполнить наполовину. Приемочное тестирование продукта нацелено в основном именно на проверку критериев, согласованных разработчиками с клиентом.

Разработка набора тестовых сценариев

Тестирование – это не хаотическое “прожимание кнопок” в поисках багов. Оно осуществляется на основе тестовых сценариев (Test scenario), которые можно описать как последовательность действий над продуктом, объединённых между собой логикой того или иного бизнес-процесса. Тестовые случаи имитируют действия реального пользователя, взаимодействующего с вашим продуктом.

Набор сценариев тестирования должен учитывать все возможные способы выполнения задачи, весь доступный функционал. Учесть следует как положительные, так и отрицательные тестовые примеры, ведь пользователи часто могут действовать совсем не так, как того ожидают разработчики.

В тестовом сценарии должна быть прописана четкая цель, предпосылки и ожидаемые результаты. Он должен содержать подробное описание каждого шага и действия пользователя в рамках сценария.

При успешном выполнении пользовательского сценария можно считать, что продукт готов выполнять ту или иную функцию. А при прохождении всех тестовых сценариев можно говорить и об успешном приемочном тестировании.

Определение необходимых ресурсов

Определение критериев приема и тестовых сценариев позволяет сформировать тест-план, в котором необходимо описать стратегию, цели, график и ожидаемые результаты тестирования. Важно заранее оценить масштабы задачи и необходимые ресурсы, такие как оборудование, персонал и среда для проведения тестирования. При определении необходимых ресурсов следует учесть ряд факторов:

  • Масштабы и сложность тестируемого продукта;

  • Требования проекта, ожидания бизнеса и конечных пользователей;

  • Сроки и бюджет проекта;

  • Стандарты и методологии проведения тестирования;

  • Риски и ограничения, связанные с тестированием.

Для успеха приемочного тестирования следует создать среду, максимально воспроизводящую реальные условия использования продукта, а также обеспечить инструменты для выполнения и документирования тестов. К примеру, для тестирования мобильного приложения нужны разнообразные смартфоны, планшеты, софт, сетевая инфраструктура и т.д. Но главное – в любом проекте нужны специалисты, опытные QA-инженеры.

 

Осуществление приемочного тестирования

Это непосредственно проведение тестов и документирование результатов. Специалисты двигаются по тест-плану, выполняют заранее подготовленные тестовые сценарии на соответствие критериям приемки. 

Тестирование может осуществляться как вручную, так и автоматически с помощью специального софта, библиотек и скриптов. Соотношение ручных и автоматизированных методов зависит от потребностей каждого отдельного проекта, обычно полностью отказаться от ручного тестирования невозможно. В то же время к тестированию можно привлечь реальных пользователей и команду заказчика.

Важно внимательно и подробно документировать весь процесс тестирования и фиксировать результаты, включая все обнаруженные дефекты. В практике WEZOM для этого используется сервис тестовой документации AIO, интегрированный с платформой таск-менеджмента Jira.

 

Анализ результатов

После проверки всех тестовых сценариев, разработчики и сторона заказчика анализируют результаты тестирования. Клиент оценивает, отвечает ли созданный разработчиками продукт всем требованиям и критериям приемки. Это фактически вопрос о том, можно ли выпускать продукт в релиз.

Анализ результатов приемочного тестирования может включать следующие шаги:

  • Сравнение фактических результатов тестирования с ожидаемыми;

  • Определение степени покрытия тестами всех характеристик продукта, требующих проверки (функционал, производительность, юзабилити и т.п.);.

  • анализ причин возникновения дефектов, их серьезности, влияния на продукт;

  • Подготовка отчетов о результатах тестирования, содержащих статистику, выводы, рекомендации и предложения по дальнейшему развитию продукта.

Если в результате приемного тестирования обнаружены дефекты или несоответствия – их документируют. Команда заказчика и разработчики вместе решают, что с ними делать.

Устранение дефектов

После анализа результатов приемного тестирования разработчики при необходимости исправляют все выявленные дефекты, начиная с самых критических. При необходимости этот цикл можно повторять или провести какие-то дополнительные проверки. Например, добавить автоматические тесты для покрытия критического функционала или провести еще один тестовый сценарий.

Мы описали только базовые этапы приемочного тестирования продукта. При необходимости их можно дополнительно детализировать и разбивать на дополнительные промежуточные стадии.

Создайте качественный продукт вместе с WEZOM

Мы уже 24 года создаем эффективные диджитал-решения для бизнеса в разных сферах : от eCommerce и туризма до логистики и энергетики. Наши продукты – это веб- и мобильные приложения любой сложности, индивидуальные ERP- и TMS-платформы, СRM-системы и т.д. Вы можете ознакомиться с реальными кейсами в нашем портфолио и почитать отзывы наших клиентов на сайте. В своих проектах мы исповедуем индивидуальный подход и практичность, гарантируем высокое техническое качество и безопасность.

Контроль качества масштабного и комплексного продукта – это непростая задача, требующая опыта и владения актуальными технологиями разработки. Наши специалисты имеют бесценный опыт создания таких продуктов с нуля – от обсуждения концепции до кодинга, тестирования и релиза.

Если вас интересуют возможности создания качественного и уникального IT-продукта для вашего бизнеса – не медлите. Вы можете подать запрос на консультацию с нашими экспертами прямо сейчас.

 

Выводы

Мы выяснили, что такое приемочное тестирование. Это кульминация усилий всего проекта, которая должна подтвердить, что разработчики работали не зря и создали действительно ценный продукт.

Приемочные тесты проверяют соответствие продукта требованиям бизнеса и ожиданиям конечных пользователей. В то же время, это последняя возможность выявить серьезные недостатки и ошибки продукта перед релизом, а значит и существенно улучшить его. Легкомысленное отношение к приемочным тестам может по меньшей мере привести к дополнительным затратам – ведь всплывшие после релиза проблемы придется срочно документировать и исправлять. В худших случаях пробелы в тестировании могут нанести существенный ущерб бизнесу и бренду клиента.

Конечно, далеко не каждый бизнес имеет ресурсы для разработки и тестирования собственными силами. Секрет успеха в таких случаях – партнерство с опытной IT-командой.

Часто задаваемые вопросы

Что такое приемное тестирование?

Приемочное тестирование – это проверка IT-продукта на соответствие требованиям проекта, ожиданиям бизнеса и конечных пользователей. Его цель – оценка и проверка продукта на готовность к релизу, исправление последних недостатков и ошибок.

Обязательно ли проводить приемочное тестирование?

Приемочное тестирование – это важный шаг как для разработчиков, стремящихся обеспечить наилучшее качество своего продукта, так и для стороны заказчика, которая хочет убедиться в его технической готовности и конкурентоспособности. Поэтому оно почти всегда является обязательной частью любого проекта.

Когда проводится приемочное тестирование?

Обычно приемочное тестирование проводится перед релизом, когда продукт уже прошел этапы разработки и находится на финальных стадиях QA. Приемочные тесты позволяют стороне заказчика сделать вывод о том, что продукт не нуждается в доработках и готов к релизу.

Гузенко Сергей
Про автора
Гузенко Сергей
CEO&founder WEZOM
Опыт работы 25 лет
Основал IT-компанию WEZOM в 1999 году. Сегодня стратегическая прозорливость и лидерство Сергея Гузенко позволили WEZOM занимать лидирующие позиции на рынке.
Больше статей от автора
Как вам статья?
5.0
Проголосовало: 4
Давайте обсудим Ваш проект
article-order-form__collapsed-text
Phone
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Свернуть
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
have questions image
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях