Сегодня у рядового городского жителя нет, ни сил, ни времени стоять в очереди на кассе в супермаркете. На фоне повального “бегства” продаж в онлайн популярность завоевывают сервисы доставки еды и “супермаркеты в смартфоне”. Особо перспективным тут считается формат дарк стора (dark store).
В таком магазине нет ни касс, ни покупателей. Это гибридный магазин-склад, заточенный под доставку. Клиенты делают заказ через смартфон и с помощью курьера получают его за 15-20 минут. Эта схема удобна для всех: продавцы экономят на торговых залах и персонале, покупатели освобождаются от всех неудобств рутинного шопинга.
Пандемия обеспечила стабильный спрос на такие сервисы, теперь они быстро растут по всему миру. По данным отчета Nielsen и ассоциации пищевой промышленности FMI, уже к 2025 году оборот онлайн-продаж продуктов питания и напитков достигнет отметки в 143 миллиарда долларов. Почти треть всех продаж продуктов будет вестись онлайн.
В сентябре прошлого года Amazon открыл первый dark store на базе бренда Whole Foods. Минувшим летом первые продуктовые дарксторы открылись в Киеве (Glovo, Bazar), параллельно собственную онлайн-доставку развивают ведущие розничные сети.
Рынок e-grocery формируется на наших глазах, ниша “супермаркетов в смартфоне” в ближайшие годы будет только расти. Но для того, чтобы занять в ней достойное место, нужна толковая бизнес-модель и подходящие технологии. Давайте в общих чертах обозначим, каким должно быть успешное мобильное приложение для дарк стора.
Типы приложений в e-grocery
На рынке приложений для продуктовых закупок нет устоявшихся форм и правил. Игроки экспериментируют с разными форматами, фичами и бизнес-моделями. Но мы обозначим четыре подвида:
- Отдельные магазины. Сегодня под дарк сторами чаще всего подразумевается отдельный сервис, который ведет собственное приложение, сам занимается обработкой заказов, принимает оплату и обеспечивает доставку.
- Агрегаторы. Такие приложения объединяют местные магазины на одной платформе. Пользователи могут выбирать между ними и формировать корзину закупок. Агрегатор может передать заказ магазину, иногда даже обеспечить его отслеживание в реальном времени. Однако ответственность за доставку сервис несет не разработчик агрегатора, а конкретный магазин.
- Маркетплейсы. Продуктовые маркетплейсы похожи на агрегаторы. Единственное отличие в том, что у них есть собственная команда доставки, которая забирает заказы из магазинов и доставляет их покупателям.
- Продуктовые сети. Сегодня в онлайн-ритейл заходят крупные розничные сети. Они создают собственные приложения для онлайн доставки, на манер дарк сторов.
Кроме того, отдельные приложения могут понадобиться и персоналу даркстора: курьерам, комплектовщикам, менеджерам. Эти инструменты должны работать как одно целое. К примеру, в нашем кейсе для сервиса доставки еды IKURA мы объединили весь процесс производства и доставки заказов в одной CRM-системе.
Зачем нужно приложение для dark store
Когда мы говорим об онлайн-ритейле, мы говорим прежде всего о мобильном трафике. Это тем более верно для такого рутинного шопинга, как закупка продуктами. Пользователи хотят совершать такие покупки без предварительной подготовки, “на автомате”. И самым очевидным инструментом шопинга тут стал смартфон.
Мобильное приложение - это “сердце” дарк стора, без него не обойтись. Не важно, на какой-технологии оно будет исполнено. Главное, чтобы софт хорошо работал на любом устройстве, был отзывчивым и близким к пользователю. Отличные варианты - разработка приложения для даркстора на Flutter или Kotlin, хороший вариант - создание PWA-приложения.
С точки зрения пользователя все должно быть максимально просто: зайти в приложение, накидать покупок в корзину, получить доставку до двери. Похоже на “Убер”, но для доставки продуктов.
Каким должно быть приложение для даркстора
Мало сделать товарный каталог с кнопкой “купить”. Приложение для даркстора должно облегчать жизнь пользователю, быть удобным и понятным. Такой продукт будет отвечать ряду требований:
- Дружелюбный интерфейс. Если вместо покупки бананов пользователь вынужден долго искать в приложении вкладку “фрукты”, то с софтом явно что-то не так. Уделите внимание проработке и тестированию UX. Это повысит шансы того, что покупатели вернутся к вам за новой покупкой.
- Удобные электронные платежи. Конечно, в вашем приложении будет этот функционал. Но мы советуем уделить внимание качеству и уровню интеграции. Как в вашем софте работают электронные кошельки? На какому уровне интегрированы сервисы онлайн-банкинга? Все это прямо влияет на опыт вашей аудитории.
- Оперативная обратная связь. В сервисах по доставке еды и продуктов важна коммуникация в реальном времени. Пользователи не хотят целый час выяснять, почему с доставкой или оплатой заказа возникли проблемы. Они просто закажут что-то у конкурентов, или сходят в магазин через квартал.
- Гибкое планирование заказов. Важно дать клиенту возможность выбрать дату, время и способ доставки. Если в понедельник пользователь планирует вечеринку на субботу, дайте ему инструменты для отложенного заказа. И не забудьте потом вовремя прислать уведомление о скорой доставке.
- Отслеживание заказа. Если мы заговорили об “убере для продуктов”, пускай ваше приложение работает аналогично. Дайте пользователю возможность в реальном времени следить за своим заказом через геолокацию. Пуш-уведомления об изменении статуса заказа также будут полезны.
- Персонализация. Глупо не использовать одно из главных преимуществ онлайна: сбор данных и ведение базы пользователей. Информация об истории покупок дает сервису возможность вести персональный маркетинг по каждому отдельному пользователю, предлагать программу лояльности и скидки под индивидуальные предпочтения.
Какие фичи нужны приложению
Чтобы соответствовать базовым стандартам индустрии и ожиданиям пользователей, мобильному приложению потребуется несложный набор основных функций:
- гибкий и информативный каталог товаров;
- пуш-уведомления;
- GPS-трекинг;
- внутренний чат или связь с оператором;
- программа лояльности;
- система отзывов и рейтингов (по товарам, или по курьерам, например);
- система рекомендаций;
- архив, возможность повторять заказы;
- голосовой поиск;
- визуальный поиск;
- инструменты аналитики;
- интеграция с цифровыми экосистемами (CRM, ERP).
Этот список никогда не будет исчерпывающим, ведь каждый сервис пытается наполнить свой продукт уникальными фишками. Скажем, можно внести в заказ продуктов игровые элементы: создать для клиентов систему рангов и “ачивок” и поощрять их достижение различными бонусами. Можно применить в системе заказов элементы AR, а в перспективе и VR. Как покупатели воспримут возможность прогуляться по виртуальному даркстору и “потрогать” трехмерные модели товаров? Иные стартапы постараются нестандартно решить проблему доставки заказов: с помощью дронов, например. Потенциал и возможности “цифры” в ритейле ничем не ограничены.
Узнайте, как разработать приложение для даркстора на примере нашего кейса.
Как разработать приложение для даркстора с нуля
Разработка приложения такого уровня требует высокой экспертизы по целому ряду технологий. В продукт нужно будет внедрить множество API, а при необходимости и создать кастомный функционал. Уже на этапе подготовки разработка потребует глубоких исследований.
Для бизнеса, который не имеет под рукой опытной и крупной команды разработчиков, лучшим решением может стать разработка на аутсорсе. Специалисты WEZOM хорошо знакомы с технологиями создания таких приложений. Если вас интересует разработка, но вы не знаете с чего начать - свяжитесь с нами. Звоните, пишите, оставляйте заявку на сайте - мы подскажем самое выгодное решение.