Мировой FMCG-гигант Nestle всегда полагался на дистрибуцию своих товаров в традиционной рознице, но в последние два года все изменилось. Принадлежащий компании бренд Nescafe на фоне пандемии впервые открыл платформу e-commerce. Изначально у компании был план раздать 21 тысячу пробников кофе на протяжении года, но они разлетелись буквально за несколько часов. Маркетинговую кампанию пришлось завершить досрочно.
Теперь Nestle активно инвестирует в “цифру” и планирует удвоить свои прямые продажи - к 2025 году они должны будут составлять уже 25% оборота компании.
Такой оглушительный успех можно списать на силу бренда или банальное везение, но успешных примеров D2C (Direct-to-Consumer) слишком много: от Allbirds и Glaccier, до Apple и Tesla. На фоне карантинного бума онлайн-коммерции компании с сильным онлайном и налаженными прямыми продажами получили сильное преимущество перед традиционным ритейлом. По данным Shopify, сегодня на D2C-бренды приходится 40% роста в сфере электронной коммерции, и эта тенденция в ближайшие годы будет только усиливаться.
Любой производитель в e-commerce мечтает пользоваться всеми преимуществами D2C: экономить на посредниках и логистике, полностью контролировать образ своего бренда, выстраивать тесную коммуникацию с аудиторией. Но как этого добиться? Лучше начать путь в прямые продажи с простых, но важных шагов.
Шаг первый - определиться с продуктом
Небольшой продуктовый стартап и крупный именитый производитель сегодня столкнутся при выходе на D2C с одной и той же проблемой поиска удачной ниши для старта продаж.
Если вы не интернет-магазин, и не маркетплейс, не стоит пытаться продавать все и сразу. Лучше хорошо проанализировать рынок: выяснить, что сейчас доступно на рынке, чем заняты конкуренты, и какова ценовая политика. Как сегментирован рынок? есть ли на нем безусловные лидеры? Ответы на эти вопросы помогут вам четко понять, с каким продуктом можно зайти на рынок и достичь успеха.
Условно говоря: если вы продаете дверные ручки, то постарайтесь на старте предоставить для прямых продаж в e-commerce максимально уникальный и востребованный продукт. Скажем, дверные ручки из переработанных экоматериалов, или премиальные дверные ручки из черного мрамора. В дальнейшем сам продукт подскажет вам, как выстроить вокруг него бизнес: построить логистику, маркетинг, коммуникацию с аудиторией.
Шаг второй: выбрать платформу
Вам так или иначе придется определиться с платформой непосредственно для продажи вашего продукта. Можете попробовать сразу несколько площадок, но даже в этом случае желательно выбрать среди них приоритетную.
Сегодня бизнесу доступно несколько платформ - каждая со своими плюсами и минусами. Маркетплейсы и сторонние приложения для e-commerce позволяют стартовать дешево, опереться на уже сформированную аудиторию. При этом долгосрочное продвижение товара через стороннюю платформу часто бывает невыгодным, а возможности формировать бренд и “воспитывать” вокруг своего продукта лояльную аудиторию практически отсутствуют. На деле маркетплейс стремится привести свой товарный каталог к единообразию, в то время, как ваша задача - выделиться и отмежеваться от конкурентов.
Более трудоемкий, но при этом более перспективный путь - разработка сайта или приложения для e-commerce. Собственная платформа позволяет развивать бизнес в любом направлении, при этом экономить на издержках сотрудничества с цифровым посредником. Однако и тут есть “подводные камни” - важно продумать жизненный цикл магазина наперед и выбрать подходящие технологии. Иначе можно получить в целом бесполезный сайт без перспектив для развития.
Судя по нашему опыту, собственную платформу чаще разрабатывают уже состоявшиеся компании, которые намерены продвигать через D2C собственный бренд. Пример: украинский производитель детской одежды SUZIE, который использует собственный интернет-магазин не только для продаж, но и для повышения узнаваемости.
Шаг третий: определиться с каналами продвижения
Это сложнее, чем кажется, ведь самый эффективный канал не всегда является самым удобным. Тут же возникает искушение просто взяться за все каналы сразу и посмотреть, какие будут работать лучше. Но на деле это чаще всего означает распыление сил и провал на всех направлениях.
Для определения самого эффективного канала стоит начать с исследований аудитории, а затем выделить для себя приоритетные каналы по демографическим признакам. Хотите продавать кеды зумерам - задумайтесь о выходе в TikTok. Рассматриваете как свою главную аудиторию женщин из поколения миллениалов - двигайтесь в Facebook, Instagram, и даже Pinterest. Не забывайте о мессенджерах. Главное - быть там, где есть ваша аудитория. Каждый канал потребует отдельного подхода и особого tone of voice. Между теми же Tik Tok и Youtube есть огромная разница.
Для D2C работа с каналами продвижения жизненно важна. Именно там проще всего привлечь нужную аудиторию и наработать ее лояльность. Возможности на этом поле ограничены только фантазией маркетологов. Скажем, бренд косметики Glossier предоставляет образцы продукции самым лояльным потребителям, а не инфлюэнсерам. Так компания убивает двух зайцев: поддерживает вовлеченность покупателей, и при этом с минимальными затратами генерирует интересный аудитории контент.
Шаг четвертый: подумать о логистике
Размышляя о продукте, аудитории и технологиях важно не упустить из виду более приземленные вопросы. Кто и как будет выполнять поступающие вам заказы? Готова ли ваша команда обеспечить бесперебойную цепочку поставок - от склада, до дверей покупателя?
Если у вас стартап, в первое время вы можете обойтись отправкой посылок из собственного гаража или мастерской. Но если бизнес начнет хоть немного расти, этот процесс может развалить всю работу. А если учесть необходимость работы с возвратами, проблема становится слишком острой.
Рано или поздно каждая компания сталкивается с выбором: организовывать свою логистику самостоятельно, пользоваться услугами партнеров, или игнорировать проблемы, фактически уничтожая перспективы для дальнейшего роста.
Как подсказывает наш опыт, сегодня e-commerce не может обойтись без современной логистики - с автоматизированным складом и цифровой оптимизацией доставки. Конкуренция слишком высока, и если покупатель видит два подобных продукта по схожей цене, то выберет тот, который приедет на день быстрее.
Шаг пятый: подумать о данных
Собирать максимум данных о пользователях очень важно в D2C. Демографические и социальные маркеры аудитории, история покупок и транзакций, просмотренные товары - все это поможет бренду быть как можно ближе к людям, правильно персонализировать опыт клиента и качественно выстраивать стратегию маркетинга.
Без современной CRM-системы прямые продажи никогда не раскроют весь свой потенциал в e-commerce: подход Direct-to-Consumer очевидно предполагает изучение данных о клиентах для повышения конверсии и привлечения новых пользователей. Будет очень здорово, если анализировать огромные массивы данных сотрудникам придется не вручную, а с помощью инструментов Big Data и машинных алгоритмов.
Как избежать проблем при выходе на D2C
Выход на прямые продажи совсем не так прост, как кажется. Не так давно мы рассказывали о проблемах, которые могут сопровождать производителя на этом пути: неправильные метрики, конфликты, нехватка данных о потребителях, etc.
Если вы обдумываете перспективность D2C-модели конкретно в вашем бизнесе - не тяните, проконсультируйтесь с нашими экспертами. Звоните, пишите, оставляйте заявку в форме на сайте.
У вас остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
беседу!