Каталог интернет-магазина часто сравнивают с витриной или чем-то подобным. Ведь он дает пользователю представление об ассортименте товара, прямо влияет на пользовательский опыт, обеспечивает юзерфлоу в направлении покупки. Мы считаем такое сравнение слишком бедным, ведь каталог - это не какая-то “витрина” магазина, это его душа.
Удачный интернет каталог товаров каталога предопределяет судьбу сайта: обеспечивает его позиции в поисковых системах, привлекает трафик, стимулирует продажи. Правильно подобранные товарные категории могут хорошо послужить как посадочные страницы в соцсетях и контекстной рекламе.
Составить удачный каталог непросто: нужно совместить требования SEO с реалиями бизнеса и максимальным удобством для пользователя. Давайте посмотрим, как решаются такие проблемы.
Почему важна структура товарного каталога
Структуру каталога интернет-магазина можно представить как “дерево”, которое вносит логику в обширный перечень товаров на сайте. Ассортимент так или иначе разбивается на категории, группы и подгруппы - как для удобства пользователя, так и для SEO-продвижения сайта.
С точки зрения пользователя каталог должен быть дружелюбным - помогать искать нужный товар среди сотен и тысяч прочих позиций. Важно, чтобы покупатель мог попасть в карточку нужного товара за три-четыре клика. От этого прямо зависят эмоции, которые пользователь испытает при посещении сайта. Если магазин неудобный и медленный, никакие скидки не заставят пользователя оформить у вас покупку. О лояльности покупателей также можно забыть.
В то же время, каталог должен работать на продвижение сайта и генерацию трафика. Структуру нужно продумывать с учетом потребностей аудитории, опираясь на поисковую активность и ключевые запросы.
Работа над структурой интернет-магазина должна стартовать еще до этапа проектирования и составления макетов дизайна, иначе все это вероятно придется отрисовывать заново. Данный этап разработки требует маркетинговой и SEO-аналитики, составления семантического ядра, изучения конкурентов. При том выводы специалистов нужно будет согласовывать с внутренними процессами и спецификой бизнеса клиента.
В результате команда разработки должна представить базовую структуру (главная сайта, категории, подкатегории, страницы товаров), и дополнительные страницы (страницы-теги, страницы производителей). Тут же можно продумывать фильтры для поиска непосредственно на сайте. Мы обычно презентуем структуру продукта в самом наглядном виде: составляем mind map, показываем схематические прототипы страниц.
Попытка обойтись без исследований и создать каталог продукции “просто так” обычно приводит к потере ценного времени и денег. Каталог все равно приходится переделывать, но потенциальные позиции в выдаче и трафик уже упущены.
Семантическое ядро интернет-каталога
Оговоримся сразу - тут мы не будем уходить в глубины SEO-ремесла. Затронем его лишь с точки зрения продумывания логики сайта.
Под красиво звучащим понятием “семантическое ядро” подразумевается перечень ключевых запросов, по которым пользователи гуглят нужную им продукцию. Понимание этих запросов не только поможет продвигать сайт быстрее, но и сделает ресурс ближе к реальным интересам покупателей.
Собирать семантику можно разными способами. Часто для этого используются специальные сервисы вроде планировщика Google, или Serpstat. Суть неизменна: нужно подобрать основные ключевые запросы, расширить семантику и зачистить ее от ненужных вам запросов.
В сборе семантики для интернет-магазина можно пойти разными путями. Базовые запросы подбирают в соответствии с товарными группами, названия категорий в каталоге формируются по ключевым фразам. Хорошее решение - привлечь к созданию структуры клиента: взять у него список товаров и проанализировать его с точки зрения поиска. Нельзя забывать и об изучении сайтов конкурентов.
Семантическое ядро поможет решить ряд задач:
- Правильно разбить структуру каталога по категориям;
- Оптимально подобрать фильтры;
- Сделать продвижение сайта в поисковых системах дешевле и быстрее;
- Упростить работу над контекстной рекламой
- Создать посадочные страницы под целевой трафик.
Правильная работа с семантикой даст вам ответы на ключевые вопросы. Как выделить главные категории? Какие группы товаров пользуются самым высоким спросом? Какие характеристики продукта интересуют пользователей? Что удерживает пользователя от покупки?
Древо категорий
Успешно подобранное семантическое ядро позволяет нам выстроить древо категорий - оно и составляет основу структуры товарного каталога. Постепенно это древо обрастает “ветками”, то есть обретает подкатегории более низкого уровня.
Универсальной формулы построения древа каталога нет - каждый магазин, каждая ниша рынка предъявляют тут свои требования, исходя из запросов пользователей и особенностей ассортимента.
Самая простая модель древа можно описать так:
- Главное меню;
- Основные категории;
- Подкатегории первого уровня;
- Подкатегории второго уровня.
В идеальных условиях плодить подкатегории скорее вредно, чем полезно. Ведь каждый уровень вложенности затрудняет покупателю путь к нужной товарной карточке. В реальности же крупный интернет-магазин оперирует ассортиментом в тесятки тысяч товарных позиций, и обойтись парой подкатегорий становится практически невозможно.
Одним из вариантов решения этой проблемы становится развитие структуры каталога по горизонтали, а не по вертикали. Взгляните, к примеру, на сформированный нашей командой каталог для интернет магазина STVOL. Уже на главной пользователю доступны два маршрута к товарным карточкам: через классическое меню с категориями, и через блок брендов.
Тут же пользователю на помощь приходит гибкая система фильтров и масок для поиска, составленных на основе значимых характеристик товара. С этой же целью можно применять и тэги.
Хорошим тоном будет добавление в каталог инструмента сортировки по цене, наличию в магазинах, дате поступления, рейтинговой оценке и отзывам.
Организация каталога интернет-магазина - это всегда эксперимент. По мере развития сайта структуру нужно будет настраивать, опираясь на аналитику и обратную связь. Но если сама основа сформирована правильно, то изменения будут небольшими и постепенными.
Как улучшить товарный каталог сайта
Ни один интернет-магазин не сумеет довести свою структуру до совершенства. Но усилия в этом направлении могут принести много пользы. Вот лишь пара идей, чтобы сделать каталог товаров онлайн более эффективным.
Посмотрите, что делают конкуренты. Вы уже проанализировали сайты всех своих соперников на рынке? Если нет - приступайте прямо сейчас. Если да - то все равно присматривайте за их сайтами. Как конкуренты выделили категории? Какие ключевые слова они используют? Соперники могут подкинуть вам как ценные идеи, так и примеры того, как не надо формировать каталог товаров на сайт.
Не плодите сущности. Иные магазины и маркетплейсы оперируют каталогами с десятками, даже сотнями тысяч товарных позиций. Самое худшее, что можно сделать для такой площадки - запутать пользователя в многоступенчатой иерархии категорий и подкатегорий. При построении каталога критически важно умение концентрироваться на главном, не выходить за пределы трех, максимум четырех уровней вложенности. Чем больше альтернативных маршрутов движения к карточке товара может предоставить сайт - тем лучше.
Соблюдайте баланс. Это сложно, но древо каталога лучше составить с учетом баланса между категориями - они должны быть сопоставимыми между собой по объему. Если в одной категории находятся сотни наименований товара, а в другой - несколько десятков, то тут явно что-то не так. Это оставляет у покупателя чувство скудного ассортимента. Слишком крупные разделы часто можно без проблем дробить, а малые - объединять без ущерба для оптимизации.
Уделите внимание дизайну и эстетике. Вопрос UX и визуального исполнения выходит за рамки затронутой проблематики, но важен с точки зрения эмоций покупателя. Практика показывает, что сайты с удачно налаженной структурой в целом смотрятся органичнее и вызывают более позитивный отклик у пользователей.
Как сделать каталог для интернет-магазина с нуля
Честно говоря, любые советы в отрыве от конкретной бизнес-задачи имеют очень обтекаемый характер. Если вы нацелились на продажи онлайн, но не знаете, с чего начать, обратитесь к нам за консультацией. Звоните, пишите, оставляйте заявку в форме на сайте. Мы раскопаем главные проблемы вашего бизнеса и предложим лучшее цифровое решение.