Окунемся немного в историю. Первые мобильные телефоны с сенсорным управлением появились на рынке еще в девяностых, но эра смартфонов началась только в 2007 году, с подачи Apple. Создатели iPhone, как известно, не изобрели ничего нового – просто эффектно воплотили в своем устройстве давно созревшие идеи.
Этот общеизвестный хрестоматийный пример показывает, что бизнесу недостаточно просто вооружиться хорошими идеями. Не менее важно красиво упаковать и презентовать их. Особенно важно соблюдать этот принцип в сфере IT и высоких технологий, где гениальные идеи идут рука об руку со сложными концепциями.
В своей двадцатилетней практике разработки IT-продуктов мы твердо уяснили, что замысловатые презентации с потоком технических терминов не оказывают на заказчика должного впечатления. Скорее наоборот – клиент чувствует себя отчужденным от своего же проекта. Ну и потом, такая подача идеи просто вгоняет всех в скуку.
Стало очевидно, что запрос клиента нужно тщательно разобрать, визуализировать, оцифровать и упаковать в наглядном виде, показать прототип, или смысловой образ прототипа – mind map. Без этого обеспечить вовлеченность заказчика в разработку просто невозможно.
Что такое mind map
Интеллектуальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, ментальная карта или mind map – все это разные названия одной и той же практики «рисования мыслей».
Ключевая идея тут в том, чтобы визуализировать концепцию не в виде линейных списков (хотя и без них никуда), а в виде иерархически организованной системы. Как и в живом человеческом мышлении, понятия и категории в mind map живут не сами по себе. Они чем-то вызваны и к чему-то ведут. Остается только выразить это графически.
Такая карта часто похожа на древовидную диаграмму, которая растет во все стороны сразу. Но строгих правил тут нет, организовать mind map можно в любой удобной форме. Главное – легкость восприятия.
Строительство карты мыслей начинается с ключевой идеи или центральной темы. Вокруг нее формируются важнейшие категории и понятия, которые в дальнейшем получают собственное развитие и детализацию.
С помощью mind map креативные команды занимаются мозговым штурмом, студенты ведут конспекты, аналитики и руководители планируют проекты, дизайнеры – продумывают UX, менеджеры – составляют техзадания.
Мы же пришли к выводу, что такая форма очень удобна при наглядной демонстрации архитектуры сайта или цифровой экосистемы. Страшные списки превращаются в интуитивно понятные «детские рисунки».
В чем сила mind map
Карты мышления незаменимы, когда нужно наглядно представить нечто сложное, или уловить главное в потоке смыслов.
- Ассоциативность. Даже люди, которые видят карту интеллекта впервые, обычно быстро улавливают ее суть. Все потому, что mind map представляет новые идеи через уже знакомый человеку опыт.
- Пошаговость. Простота восприятия карты исходит из того, что ее идеи и понятия формируют своеобразную "лестницу". Выстраивание древа mind map идет поэтапно, максимально удобным для человеческого мозга способом – от общего к частному.
- Сосредоточенность. Построение mind map заставляет фокусироваться на главном и связывать между собой разобщенные элементы. Так в хаотичном творческом процессе обнаруживается система.
- Гибкость. В отличие от многостраничных списков и документов, mind map легко поддается модификации. Найти и убрать лишнее на ней не сложно, равно как и добавить новые элементы.
Как мы используем mind map
Для нас карты мышления – лишь один из инструментов в общении с заказчиком. На этапе переговоров mind map можно использовать, скажем, для презентации наших сильных сторон в сравнении с конкурентами.
Перед тем, как взяться за работу, мы формируем вместе с клиентом общее понимание всего проекта, находим ключевые потребности его бизнеса. Временами это целостный процесс – полный путь от сырой идеи к хорошо продуманному плану. Лишь после этого появляется возможность выстраивать структуру нового продукта, проводить UX-исследования, создавать прототипы.
На этом этапе рождается концепция нового продукта. К примеру, проработанная схема сайта, по которой можно сделать первые выводы о его структуре и дизайне. Разработчикам в этот момент уже несложно представить себе итоговый результат работы. К сожалению, того же обычно нельзя сказать о клиенте. Возникает проблема коммуникации – как донести результаты сложного творчества специалистов до фантазии заказчика?
Практика показывает, что лучшее средство для этого – визуализация. Mind map позволяет визуально выразить логику сайта: от главной страницы – к отдельным разделам; от отдельных разделов – к отдельным страницам. Чтобы было еще нагляднее, ключевые страницы лучше представлять в виде прототипов. Мы стараемся показать заказчику несколько вариантов дизайна и получить максимум фидбека на старте работы.
Визуализация запроса клиента повышает его интерес к разработке, помогает поддерживать его вовлеченность. Без этого создать действительно полезный для бизнеса продукт очень сложно, заказчик и разработчик должны стать одной командой. Максимальная наглядность снимает массу вопросов и помогает сформировать в работе доверительную атмосферу.
Логика сайта
В ходе разработки проект может меняться, при том очень существенно. Тут карта проекта также полезна, ведь вносить в нее правки гораздо проще, чем в дизайн-документах. Mind map дает понимание о том, куда движется проект, и на какой стадии он находится. Это важно как для заказчика, так и для разработчиков.
Разумеется, mind map – не волшебство. Эта практика хорошо показывает себя, когда имеет предметный характер – служит для демонстрации сути идей, а не для маркетинговых трюков.