Системы автоматизации уже давно стали основным гарантом непрерывности, точности и экономической эффективности производственных процессов. Едва ли какое-либо среднее или крупное предприятие сегодня обходится без систем планирования и контроля производственных операций, консолидации рабочих процессов между отделами и централизации потоков данных. В этот статье будет рассмотрен частный случай такой системы – модульный пакет ODOO ERP с открытым исходным кодом.
Что такое ODOO ERP?
Система ODOO — это пакет полностью интегрированных друг с другом приложений с открытым исходным кодом, которые способны закрыть потребности в автоматизации рабочих процессов на предприятии любого масштаба. Здесь есть CRM система, модуль электронной коммерции, бухгалтерский учет, инвентаризация, электронная подпись, модули для цифрового маркетинга, решение для оптимизации HR-процессов и многое другое.
Какие задачи решает ODOO?
Главная цель ODOO заключается в консолидации решений автоматизации бизнес-процессов без лишней сложности. Тем не менее, задачи, которые возлагаются предприятиями на это решение, можно описать и более детально, чем мы и займемся ниже.
-
Организация непрерывных потоков данных между бизнес-приложениями
Вполне вероятно, ваше предприятие уже использует достаточно большое число приложений и сервисов, но далеко не все они могут быть интегрированы друг с другом. Даже если вы и ваши сотрудники уже привыкли кручному переносу данных из системы в систему, это совсем не значит, что такая инфраструктура не требует оптимизации. В частности, эта оптимизация может быт достигнута через развертывание ODOO ERP, которая имеет десятки модулей автоматизации для выполнения различных бизнес-задач. Вы можете организовывать между ними непрерывные потоки данных, чтобы сократить простои и минимизировать число ошибок, связанных с человеческим фактором.
-
Централизация и прозрачность бизнес-процессов
Вместе с преимуществами, которыми обладает каждый модуль по отдельности, предприятия, использующие ODOO, также могут выиграть и от возможностей, предоставляемых их бесшовной интеграцией. Речь идет, прежде всего, о возможности централизовать бизнес-операции, происходящие внутри компании, а также обеспечить их сквозную видимость и контроль. Все это приумножается наличием аналитических инструментов в ODOO, которые позволяют предприятиям в минимальные сроки сократить продолжительность и количество простоев через их раннее обнаружение.
-
Повышение производительности сотрудников
Контроль, централизация данных и процессов, а также автоматизация с ODOO ERP в совокупности обеспечивают повышение производительности как для отдельных сотрудников, так и для организаций в целом. Положительные изменения могут быть оценены уже в первые недели после внедрения ODOO, что неоднократно подтверждали многочисленные пользователи данной системы.
Автоматизация производства с ODOO на примере производителя автомобильных запчастей
Давайте рассмотрим частный пример автоматизации, реализованный через внедрение ERP-системы ODOO в компании, специализирующей на изготовлении и продаже запчастей для автопрома.
Боль клиента
Клиент – крупный производитель запчастей для автомобильной промышленности – нуждался в эффективном и масштабируемом решении для автоматизации внутренних бизнес-процессов, которое бы позволило сократить объемы производственных дефектов, минимизировать простои и обеспечить прозрачность и контролируемость производственных этапов в режиме реального времени.
Структура предприятия клиента имеет следующий вид:
Для всех отделов организации было важно получить единую структуру управления данными, а также инструменты для удобной внутренней коммуникации и совместной работы над документами.
Решение, которое было реализовано
В качестве основного программного инструмента для решения задачи, поставленной клиентом, была выбрана ERP-система ODOO. Как и в любом частном случае, она требовала индивидуальной настройки для максимального соответствия потребностям предприятия.
Интеграция ODOO ERP в цифровую инфраструктуру клиента была выполнена вместе с подключением некоторых дополнительных функций – в частности, предназначенных для EDI (электронного обмена данными) и BPA (автоматизации бизнес-процессов). IDE была необходима для получения заказов в различных формах, например, по электронной почте с файловыми вложениями разных типов (таких как PDF и DOCX), а также для проверки обязательных полей. Полученные данные преобразовывались в XML-документ и затем отправлялись в ERP. Для разработки потока BPA использовался стандарт моделирования бизнес-процессов BPMN 2.0.
Способы взаимодействия персонала с системой
Разработчики ODOO реализовали несколько способов взаимодействия персонала с системой:
-
через веб-формы внешнего интерфейса – этот вариант подходит для сотрудников, работающих за столом;
-
через мобильное приложение, которое предоставляет полный набор функций работникам без фиксированного рабочего места;
-
путем сканирования штрих - кода, для упрощения процессов цепочек поставок и регистрации товара на складах (эта опция доступна как через мобильное приложение, так и через физические сканеры).
Специализированные ERP-модули системы помогли разработчикам внедрить эффективную систему документооборота для хранения, обработки и обмена данными учетных записей, заказов, счетов-фактур и накладных. Это, в свою очередь, снизило число ошибок и ускорило рабочие процессы. Кроме того, интеграция ODOO ERP-системы с CRM модулем предоставила сотрудникам компании комфортную среду для общения с клиентами и поставщиками, а также возможность автоматического заполнения всех необходимых документов.
Принципы работы системы
Диаграмма вариантов использования решения показана на рисунке ниже:
Для ее реализации разработчики задействовали бакеты Amazon S3, чтобы обеспечить надежное и безопасное хранение данных на внутренних серверах предприятия. Внутренняя база данных основана на PostgreSQL.
Разработка бэкенда ODOO происходила следующим образом:
Связь между серверным и внешним компьютером была установлена через HTTPS, а связь с собственным мобильным приложением – через запросы gRPC.
Облачное хранилище использовалось для архивирования данных и масштабирования с возможностью балансировкой нагрузки на основе репликации серверов Nginx и ODOO.
Интерфейсная система ODOO графически изображена ниже:
Та же схема реализации использовалась для мобильного и веб-приложения. Система CI/CD основана на репозиториях Bitbucket и Gitlab. После фиксации в репозитории Gitlab, Bitbucket формирует контейнеры Docker. Затем, если дымовое тестирование было пройдено успешно, создается артефакт выпуска.
Использованные технологии
При разработке ODOO команда разработки использовала следующие технологии и инструменты:
Языки программирования:
- Python
- Node.JS
- Bash
- Flutter
Протоколы коммуникации между внутренними модулями:
- gRPC
- REST
- TFTP
CI/CD:
- Gitlab
- Jenkins
- Docker
Узнать о возможностях разработки
Заключение
Благодаря развертыванию ODOO клиент получил комплексное решение типичных бизнес-проблем, связанных с отсутствием интеграции и автоматизации. Влияние ERP-системы на предприятие трудно переоценить, ведь она предоставила крайне важный функционал:
-
совместная работа над документацией;
-
финансовые программы;
-
автоматизированный контроль продукции в режиме реального времени;
-
инвентаризация готовой продукции и материалов, необходимых для ее изготовления;
-
общая проверка документации с участием работодателей и субподрядчиков;
-
CRM-система для управления взаимоотношениями с клиентами.
В настоящее время c ODOO взаимодействует около 300 человек на предприятии клиента, однако это – не предел. Благодаря балансировке нагрузки между копиями серверов, эта ERP-система может масштабироваться для обслуживания тысяч пользователей. В целом, автоматизация производства с ODOO отразилась на производительности процессов в организации клиента (они ускорились в среднем на 25%), и все это – благодаря сокращению времени простоя и минимизации числа бракованных изделий.
FAQ
Что такое ODOO?
ODOO ERP – это всеобъемлющее программное решение для предприятий, содержащее десятки полностью интегрированных модулей для выполнения типичных рабочих процессов. Доступ к этим модулям может быть выполнен и через десктоп, и через мобильные устройства сотрудников предприятий.
Какие задачи выполняет ERP-система ODOO?
Основными задачами, возлагаемыми предприятиями на ODOO, считаются автоматизация бизнес-операций и сквозной контроль над ними в режиме реального времени. Это достигается за счет бесшовной интеграции десятков бизнес-приложений, чей функционал способен охватить даже самые нетривиальные процессы.