Вам знакома ситуация, когда вы разработали приложение, которое отлично справляется с задачами, обладает привлекательным интерфейсом и было прорекламировано должным образом, но так и не принесло прибыли? Надеемся, что нет. Но такие ситуации бывают и достаточно часто. Но их можно избежать благодаря нехитрому подходу - soft launch - который позволяет минимизировать риски и максимально приблизить ваш проект к успеху.
Что такое Soft Launch в разработке?
Софт лонч - это подход к запуску приложений, который предусматривает тщательное тестирование самого приложения и рекламной кампании относительно него буквально в боевых условиях, а не только на уровне гипотезы. В переводе с английского Soft Launch обозначает мягкий запуск. С одной стороны так и есть, ведь вы снижаете расходы и прорабатываете все риски, с другой - это настоящее испытание для вашего приложения, результат которого может оказаться не самым приятным.
Софт лонч предусматривает фактический запуск приложения, но для небольшой части вашей целевой аудитории. Очень важно, чтобы это была именно целевая аудитория, чтобы получить релевантные данные. При этом количество пользователей может быть разным - от пары сотен до нескольких тысяч, все зависит от масштабов продукта и потребностей проверки.
Для чего нужен и его польза для приложения
Когда приложение только создано, всегда есть множество рисков при запуске: как будет воспринято приложение пользователями, наберутся ли достаточные показатели по всем метрикам, будет ли успешна монетизация приложения, правильно ли выбраны каналы продвижения и привлечения пользователей в приложение и так далее. До того как вы все это проверите и получите реальные цифры, все ваши предположения - лишь предположения, и надеяться на них не стоит.
Софт лаунч помогает предметно проработать все риски, которые ожидают ваше приложение после непосредственного запуска. Давайте немного подробнее рассмотрим преимущества этого подхода.
1. Поиск и устранение ошибок
Во-первых, это конечно же баги, которые легко находятся в процессе эксплуатации, и ваши пользователи обязательно о них вам расскажут. Не воспринимайте подобную обратную связь как критику, наоборот, это огромная помощь от вашей аудитории, которая должна стать исключительно точкой роста и совершенствования.
Во-вторых, любые недочеты в пользовательских сценариях также будут обнаружены. Дело в том, что даже профессионалы проектирования не всегда могут на сто процентов предсказать все пути пользователя. А в ходе эксплуатации вы сразу наглядно увидите, какие сценарии оказываются невостребованными, какие несовершенны и требуют доработок, а какие не предусмотрены, хотя пользуются спросом. Так вы получите еще больше идей и полезных подсказок для совершенствования вашего приложения.
2. Тестирование монетизации
Разрабатывая план и способы монетизации мы всегда полагаемся на довольно абстрактные данные. Это и не мудрено, ведь целью разработки любого приложения является создание уникального продукта, а значит конкретных данных о поведении пользователей для него еще нет. Мягкий запуск помогает проверить, насколько ваша аудитория склонна совершать покупки в приложении, не мешает ли ей реклама и как эффективно работают любые другие способы монетизации, которые вы избрали. При этом вы имеете возможность совершенствовать ее по ходу дела получая все новые и новые данные.
3. Проверка рекламных кампаний
Рекламные кампании для новых приложений также основываются на гипотезах. Софт лонч - это прежде всего индикатор, насколько привлекательна сама реклама, какие площадки и средства работают лучше всего, куда стоит вкладывать ваш бюджет и сколько стоит привлечение пользователя. При этом рекомендуем обратить внимание не только на количество трафика из определенного источника, но и на его качество. Ведь из рекламы могут прийти пользователи, которые не являются целевой аудиторией и не оправдают ваших ожиданий.
4. Уточнение целевой аудитории
Дело в том, что предположительная целевая аудитория также не всегда оказывается точно и правильно определенной. Во время софт лонча может оказаться, что ваш продукт совсем не интересен той категории пользователей, на которую вы рассчитывали, но это не означает, что он бесполезен вовсе. Возможно, вы просто неправильно определили аудиторию. Попробуйте при первоначальном запуске не слишком сужать сегмент охвата, тогда вы сможете убедиться, какая категория пользователей интересуется вашим продуктом, какая приносит наибольшую прибыль, а какую стоит исключить из охватов в дальнейшем. Так, может оказаться, что ваша аудитория гораздо шире, и вы могли бы упустить часть прибыли из-за того, что не учли другие сегменты.
5. Экономия бюджета
Конечно, все эти вариации заблаговременного тестирования и проверки гипотез помогают сэкономить существенные средства. Неоднократно бывали ситуации, когда продукт оказывался не успешным, проваливался из-за одной функции, или наоборот, пользовался огромной популярностью, но оказывался убыточным из-за неправильно подобранной монетизации. Всего этого можно избежать благодаря мягкому запуску.
6. Возможность изменить ход событий
Когда вы на небольшой части своей целевой аудитории поняли свои ошибки, у вас еще есть все шансы их исправить. Так, мы уже упомянули, что софт лонч поможет исправить баги, подкорректировать сценарии использования, доработать монетизацию и усовершенствовать рекламную кампанию. Но давайте взглянем на вещи более глобально: именно soft launch определяет, будет ваше приложение успешным или нет. И именно на этом этапе вы, исходя из всех полученных метрик, можете понять, стоит ли вносить изменения, которые оказались необходимыми, окупится ли проект, или его доработка не стоит усилий. Да, будьте готовы к тому, что софт ланч покажет, что ваше приложение провально. Исходя из этого риска напомним, что для мягкого запуска вовсе не обязательно разработать приложение целиком, вам достаточно реализовать базовые, самые важные функции, которые дадут основное понимание. А дополнительные возможности можно будет добавлять по ходу дела.
Как провести софт лаунч?
Для проведения мягкого запуска нужно не так много: базовый продукт, который вы хотите проверить, небольшая часть вашей целевой аудитории или максимально приближенной к ней, сравнительно небольшой бюджет на рекламную кампанию, а также команда специалистов, готовых собирать всю аналитику, делать выводы и принимать решения.
Этап 1. Тестирование стабильности
В первую очередь необходимо, чтобы ваше приложение работало стабильно, было готово выдержать нагрузку и, если говорить простым языком, не тормозило, иначе это существенно испортит опыт пользователя и повредит чистоте эксперимента, искажая полученные данные. Программное обеспечение должно выводиться на рынок только в полностью протестированном виде, без критических и слишком заметных ошибок и неисправностей. Несмотря на то, что софт лонч - это тестовый запуск, от него зависит дальнейшая судьба вашего приложения поэтому подходит к нему нужно со всей ответственностью.
Этап 2. Тестирование удержания
Для подтверждения успеха вашего приложения необходимо, чтобы показатель удержания пользователей был на достаточном уровне. Так, рекомендуется сразу определить, какой уровень вас устроит как минимальный, и стремиться к максимальным показателям. Проверяйте, где пользователи проводят больше всего времени, какие функции пользуются популярностью, а какие вызывают затруднения. Работа с поведением пользователей поможет определить ваши сильные стороны и подсветит слабые места, над которыми еще предстоит поработать.
Этап 3. Тестирование монетизации
На каком этапе пользователи готовы совершать покупки в приложении? Какие суммы они готовы потратить? Какой процент пользователей готов платить? Монетизация - это целый ряд вопросов, ответы на которые являются жизненно важными, ведь именно они определяют, окупится ли ваше приложение, будет ли оно прибыльным, и стоит ли оно дальнейшей работы. Также рекомендуем предопределить удовлетворительные показатели, чтобы вам легче было дать оценку тем метрикам, которые вы получите в процессе.
Ключевые метрики при софт-ланче
При мягком запуске приложений внимание стоит обращать на все, ведь никогда неизвестно заранее, в каком месте скрывается ключевая информация для дальнейшего развития проекта. Более того, первоочередные показатели будут зависеть от главных целей вашей проверки. Например, если вы уверены в продукте, но сомневаетесь в монетизации, вы будете в первую очередь обращать внимание на показатели монетизации. Если же вы уверены в монетизации, но сомневаетесь в рекламной кампании, вы будете обращать внимание на метрики привлечения и удержания пользователей, и так далее. Мы не можем определить, какие показатели будут ключевыми для вашего проекта, но мы можем обратить ваше внимание на те показатели, которые являются жизненно важными для любого приложения:
- Retention - насколько ваше приложение способно удерживать пользователей, какой процент склонен возвращаться к вам снова и снова, а какой отказывается от приложения в первые же дни;
- ARPU - средний доход с одного пользователя приложения поможет определить, насколько окупается ваша рекламная компания и инвестиции в приложение в целом;
- Average Check - средняя сумма одной покупки в приложении покажет, сколько готовы потратить ваши платящие пользователи на вашу продукцию, возможно стоит применить скидки или снизить цены, чтобы получить еще большую прибыль;
- Lifetime Value - суммарный доход, который несет клиент за все время пользования приложением;
- Virality - насколько склонны ваши пользователи рекомендовать ваше приложение другим, помогают ли они распространять его тем самым экономя ваш бюджет на продвижение, а также на каких этапах они готовы делится вашим проектом с друзьями.
Если ответы на эти вопросы вас не устраивают, задумайтесь, возможно ваше приложение уже оказалось нерентабельной инвестицией и вам не стоит вкладывать в него больше.
Для разработки приложения и проведения успешного его запуска обращайтесь к нам в Wezom. Для этого достаточно оставить заявку на сайте или связаться с нами любым другим удобным для вас способом. Мы проконсультируем вас и ответим на все вопросы. Будем рады помочь вашему бизнесу выйти на новый уровень.