Украина истекает кровью под ударами путинских бомб. От “Градов” и авианалетов прямо сейчас гибнут мирные люди в Харькове, Киеве, Чернигове, Мариуполе. И это не только ужасное преступление против человечности и гуманитарный кризис в центре Европы. Вторжение российских войск уничтожает украинскую экономику и весь восточноевропейский IT-кластер.
Война поставила под вопрос дальнейшее существование украинского IT, который обрел достойную репутацию и важное место в глобальной индустрии. Вот лишь несколько цифр:
- Каждая пятая компания из списка Fortune 500 полагается на услуги украинских аутсорсеров. Среди них - Microsoft, Google, Samsung, Oracle и многие другие;
- В 2021 году украинский IT вырос на 36%, экспортировал услуг на 6,8 млрд долларов;
- Экспорт IT-услуг из Украины ежегодно растет в среднем на 27%.
Украинские команды годами работали с западными клиентами. Теперь коллапс национальной экономики, непредсказуемость войны и проблемы с операционной деятельностью наносят по этому сектору страшный удар. Украинским разработчикам сегодня приходится буквально спасать себя и своих близких от гибели.
Но это не значит, что украинский IT погиб. Даже в таких ужасных условиях специалисты продолжают работать, а предприниматели выкладываются на полную, чтобы сохранить свои команды и удержать на плаву бизнес.
История успеха
На протяжении минувшего десятилетия украинский IT-сектор был проблеском света в украинской экономике. Пока страну лихорадило от всевозможных кризисов, этот сектор стабильно развивался, создавал рабочие места и привлекал сотни миллионов долларов иностранных инвестиций. Даже в 2020 году, когда ВВП Украины сократился на 4,4%, выручка от аутсорсинга ИТ-услуг выросла более чем на 20%.
По данным Forbes, в 2021 году украинские стартапы привлекли по меньшей мере 1,68 млрд долларов инвестиций, с лихвой побив рекордные показатели 2020 года, когда было привлечено более 571 млн долларов.
Украинские команды разработчиков давно стали образцовыми аутсорсерами для клиентов в Европе и США. Со временем появились первые украинские “единороги”, а затем и “декакорны” с капитализацией более 10 млрд долларов (GitLab, Grammarly). По данным IT Ukraine Association, в стране сегодня насчитывается около 5 тысяч IT компаний, в отрасли заняты 285 тысяч человек. Десятки тысяч украинских специалистов трудятся на фрилансе, либо удаленно работают в штате американских и европейских компаний.
Одной из главных проблем украинского IT-сектора была и остается российская агрессия против Украины. В 2014 году аннексия Крыма и разжигание конфликта на Донбассе привели к первой волне эмиграции специалистов и компаний из страны. Но тогда ситуация стабилизировалась, и многие достаточно быстро вернулись домой.
В начале 2022 года тревожные новости о стягивании российских войск к границам Украины снова заставили бизнес принимать меры. Многие работодатели, особенно с главными офисами за рубежом, взялись эвакуировать свои украинские подразделения еще в середине февраля.
Но эта опция по понятным причинам не рассматривалась компаниями, которые родились и выросли в Украине, опираясь исключительно на местные таланты.
Война
Апофеозом российской агрессии против Украины стало февральское вторжение российских войск. Украинские бизнесмены столкнулись с неопределенностью и угрозами военного времени. По мере продвижения войск РФ офисы украинских компаний нередко уничтожаются физически, либо попадают в оккупацию.
Показателен пример Харькова - второго по численности населения города Украины. До войны этот мегаполис называли украинской кремниевой долиной, там вырос процветающий IT-сектор. К началу этого года в Харькове работали более 500 профильных компаний.
Сегодня россияне буквально стирают Харьков с лица земли - артиллерийские обстрелы и воздушные налеты уже уничтожили центр города и десятки жилых кварталов. Даже если война прекратится завтра, на восстановление утраченной инфраструктуры уйдут годы. Иная ситуация сложилась, к примеру, в Херсоне, который был занят армией РФ в первые дни вторжения.
Оккупация
“7 дней назад я проснулась от звонка и слов “Ты уже знаешь? Россия напала на нас, у нас война”, - вспоминает жительница украинского Херсона Диана. Херсон - небольшой город на юге Украины, который не может похвастаться деловой активностью Харькова или Киева. Тем не менее, тут была основана компания WEZOM, которая за 22 года прошла путь от небольшой веб-студии, до крупного IT-холдинга с офисами в четырех странах.
Диана построила в WEZOM успешную карьеру и до недавнего времени жила собственными планами и проектами. После начала войны и оккупации Херсона ее главной заботой стало выживание.
“Два дня вообще нельзя было выйти на улицы Херсона. Они унижали людей, убивали, уничтожили большой торговый центр. По ночам они убивали людей, которые ехали на авто по городу. Вчера стреляли по жилым домам, по школе и тд.. Мы не сдаемся. Мы просто ждем и верим в Украину”, - призналась Диана. Как и тысячи украинцев, она верит, что оккупация временная, и скоро ее родной город освободят ВСУ.
В аналогичной ситуации оказались десятки тысяч украинских специалистов. Все переживают травму войны по-своему: кто-то спасается от нее вдали от дома, кто-то включается в волонтерство и кибервойну с РФ, кто-то вступает в ВСУ или территориальную оборону, чтобы дать вооруженный отпор агрессору. И при всем при этом украинские команды продолжают работу над проектами - чтобы выполнить обязательства перед партнерами, удержать на плаву экономику страны, сохранить бизнес несмотря ни на что.
“Никакого форс-мажора нет. На данный момент ситуация могла быть гораздо хуже. Мы никого не сократили, и не собираемся. В нашей компании все живы, и это самое важное”, - рассказал CEO WEZOM Сергей Гузенко. По его словам, сейчас команда работает примерно над двумя десятками проектов.
Война на некоторое время ввергла процессы WEZOM в хаос. В первые дни вторжения важно было убедиться, что все сотрудники живы и в безопасности. Хотя главный офис находится в Херсоне, значительная часть команды разбросана по всей стране и работает удаленно. Несколько сотрудников вынуждены были бежать из Харькова, некоторые остаются в осажденном Киеве. Есть и сотрудники, которые не бросают свои дома, несмотря на близость боевых действий.
“У нас есть человек, который живет в поселке перед Херсоном, там у него постоянно идут бои и он прямо в подвале обустроил себе рабочее место, протянул туда интернет. Это просто подвал, два на четыре метра, там всего навалом - какие-то матрасы, банки с продуктами. И вот там стоит компьютер, человек работает. А рядом сидят его жена и двое детей”, - рассказывает руководитель WEZOM.
Херсон находится в оккупации уже около двух недель. Хотя в городе сохраняется украинская администрация, жители по меньшей мере два раза сталкивались с попытками полностью заблокировать связь, а по улицам передвигаются иностранные военные и техника. В Херсоне действует комендантский час, любые попытки выехать из города и пересечь линию фронта смертельно опасны. Местные жители и бизнесмены мирятся с этой новой реальностью, делают все что могут, чтобы сохранить свою нормальную жизнь - работают, волонтерят, помогают нуждающимся. При этом Херсон отказывается мириться со своим положением. Несмотря на опасность, в центре города каждый день собираются масштабные проукраинские митинги. Российские войска хорошо знают, что херсонцы им не рады.
А что в России?
Украинские IT-предприниматели известны далеко за пределами родной страны, до недавнего времени их слово имело вес и в российских деловых кругах. Первой реакцией украинской диджитал-тусовки была попытка достучаться до своих российских коллег, раскрыть им глаза на ужас происходящего. Показательное обращение украинских бизнесменов было опубликовано 8 марта.
На деле это совсем не так просто. Сегодня россияне разобщены и запуганы своим тоталитарным режимом. Кто-то старается не замечать санкций и войны, кто-то искренне верит Путину и поддерживает его кровавую “спецоперацию”. Несогласных, которые выходят на антивоенные митинги по всей России, жестоко репрессируют. Украинские разработчики сталкиваются с непониманием своих коллег из РФ. Не так давно харьковского IT-специалиста Дмитрия Галицына, который работал на российскую компанию, удалили из рабочего чата за призывы к коллегам выходить на митинги против войны.
В конце-концов, российские обыватели просто отказываются верить в происходящее.
“В первые дни войны наши сидели во всяких чатах, пытались убедить жителей России, что это в реальности происходит, но это достаточно сложно. Например, даже мой тренер говорил, что его друг живет в Москве, и он с ним 5 часов разговаривал, сам показывал все видео и так и не убедил его, что Россия на нас напала. Я считаю, что если ты живешь в России и у тебя более-менее все хорошо, то тебе очень сложно поверить, что твоя страна напала на соседнее государство, в котором у тебя даже могут быть родственники. Легче человеку не верить и находить оправдания тому, почему это неправда”, - рассказал CEO WEZOM Сергей Гузенко.
Война против Украины обрушила на РФ лавину санкций, которые накрыли технологический и финансовый секторы. Российский режим, в свою очередь, взял курс на полную изоляцию от мирового интернета, запретив в стране Facebook и Instagram. Российская инфраструктура ведет техническую подготовку к такой изоляции уже не первый год. Западные клиенты по возможности прекращают работу с российскими аутсорсерами. Все это ставит российский IT-сектор на грань выживания уже в среднесрочной перспективе.
“Российский кластер может потерять физическую возможность работать. А если сможет каким-то чудом работать, то непонятно как будет получать за это деньги, потому что заблокировали все эти мастеркарды и так далее. Разработчик, конечно, может получать криптовалюты, а потом как-то через обменник менять себе их на карту, но потом попробуй их сними и попробуй их потратить. Короче, я думаю, что айти в России приходит маленький конец. Или большой конец, им всем будет очень тяжело. А учитывая, что весь мир против них настроен, то непонятно, куда они вообще уедут, чтобы где-то в другом государстве осуществлять деятельность”, - комментирует ситуацию Сергей Гузенко.
Надежда на будущее
По итогам двух недель войны можно утверждать, что украинский IT-сектор выдержал первый шок и выходит из оцепенения. Разработчики завершили передислокацию из фронтовых регионов и устроились на новых местах. Более того, цифровой сегмент в очередной раз стал валютной отдушиной украинской экономики, ведь ее реальный сектор сейчас попросту недееспособен. Устояли и украинские телекоммуникации, даже в прифронтовых зонах интернет достаточно стабильный. К слову, Илон Маск поставляет в Украину терминалы Starlink - их используют городские власти и военные.
По данным опроса Highload, сегодня почти 75% украинских специалистов работают хотя бы частично. Более половины из них выполняют рабочие задачи в полном объеме.
Тем временем украинский министр цифровой трансформации Михаил Федоров официально предложил не призывать IT-специалистов в ряды ВСУ, потому что «они воюют в киберпространстве», выполняя важные задачи обороны в цифровом сегменте (от кибератак, до информационных кампаний).
В реалиях войны украинские специалисты демонстрируют сплоченность и хладнокровие.
“Надо делать что можешь. Есть возможность приезжать в офис - мы приезжаем. Есть возможность работать - мы работаем. Есть возможность заводить проекты - заводим. Потому что мы же получаем деньги, на эти деньги платим налоги, выплачиваем зарплаты, люди идут снимают эти деньги и покупают продукты, это какой-то оборот средств. Сейчас мы должны выкладываться на максимум. У нас нет понятия выходных, 8 марта, субботы, воскресенья - у нас есть просто день и куча работы, которую надо сделать”, - поясняет Сергей Гузенко.
На период войны минимальное ежедневное время работы в WEZOM сократили до 6 часов. Сотрудники совмещают основную работу с волонтерством, помощью ВСУ, с участием в кибервойне, с любой помощью окружающим их людям.
Украинская IT-индустрия выстояла, и после войны ее не придется восстанавливать с нуля. Украинские разработчики продолжают вносить свой вклад в развитие мировой цифровой индустрии, даже когда им на голову летят “освободительные” бомбы. Эти люди не нуждаются в сочувствии или сострадании, лишь в стабильных условиях для работы, в новых проектах и в новых клиентах. Победа украинского народа над захватчиками зависит, в том числе и от их стойкости, их профессионализма, их веры в себя и в Украину.