Коронакризис и война в Украине стали переломными моментами развития ритейла. Оптовая и розничная торговля, столкнувшись с ограничениями и логистическими сложностями, сделали ставку на инновации. Этот тренд лишь набирает обороты, делая любой бизнес более стабильным, доступным, удобным и безопасным.
Инновации в этой области сейчас внедряются и адаптируются под нужды бизнеса. Поэтому очень важно понимать, какие технологические тренды будут для ритейла решающими. Как они изменят опыт покупателей? Какие возможности откроют малому бизнесу и гигантам розничной торговли?
Дальнейший рост FinTech
Бесконтактные карты, электронные кошельки и оплата при помощи QR-кода быстро вытесняют наличные деньги из повседневного использования. По данным Visa, только в течение 2020-21 годов количество транзакций по системе tap-to-pay выросло более чем на 30%, и этот тренд лишь усиливается. Вместе с тем половина пользователей отметили, что не будут пользоваться магазином, если он не предлагает возможности бесконтактной оплаты. Потребители предпочитают цифровые платежи из-за их скорости, удобства и безопасности, побуждая тем самым розничный ритейл предлагать различные формы оплаты.
eCommerce с голосовым поиском
В последние годы в ритейле очень распространилось использование обработки естественного языка (natural language processing). Согласно прогнозам Global Market Insights, в мире уже продано более 30 миллионов смарт-колонок. Но почему они так популярны?
Во-первых, голосовые помощники ускоряют путь клиента к покупке. Вместо тщательного поиска нужных товаров в каталоге, пользователь может управлять поиском и покупкой, просто с помощью голосовых команд. В этом случае весь процесс приобретения займет максимум минуту.
Во-вторых, смарт-колонки могут подсказать клиенту желаемый товар просто руководствуясь его интересами и историей предыдущих покупок. Как видим, искусственный интеллект и персонализация значительно оживляют торговлю в Интернете.
Развитие искусственного интеллекта и чат-ботов
В отличие от сотрудников компании, работающих посменно, чат-боты способны функционировать круглосуточно и ежедневно, без отпусков, выходных и перерывов на кофе, без устали отвечая на все вопросы клиентов. Чат-боты на основе искусственного интеллекта способны не только информировать собеседников, но и учиться у них общению. Они также могут направлять соответствующий рекламный контент к точкам взаимодействия, наиболее интересующим клиента, увеличивая таким образом продажи и прибыль компании.
Рост шопинга в соцсетях
Ожидается, что покупки в социальных сетях станут очень популярными, открывая широкие возможности для небольшого бизнеса. По данным Accenture, в течение ближайших 4 лет, торговля в соцсетях будет расти втрое быстрее традиционной онлайн-коммерции. Пользователи уже сейчас могут пользоваться всеми преимуществами онлайн-шопинга, не оставляя своих любимых соцсетей. Судя по статистике продаж, инфлюэнсеры в Facebook, Instagram и TikTok справляются с рекламой кроссовок и смартфонов не хуже, а то и лучше армии маркетологов. Ведь у них есть преданная и лояльная аудитория.
Использование дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности
Дополненную и виртуальную реальность можно смело назвать новейшими технологическими трендами в ритейле, предоставляющими целый ряд преимуществ. К примеру, если клиент благодаря AR-технологиям будет иметь лучшее представление о желаемом продукте, то впоследствии он вряд ли разочаруется в покупке и захочет ее вернуть продавцу. Вместо созерцания одежды на манекене в магазине, теперь покупатели могут виртуально примерить на себя (точнее, на свое фото) разные наряды и впоследствии приобрести ту, которая лучше всего им подходит. Если обобщить, применение AR и VR-технологий позволяют расширить выбор товаров, что сильно повышает уровень конверсии.
Предиктивная аналитика
Онлайн-продажи ежедневно генерируют большое количество данных. С помощью предиктивной аналитики участники рынка могут превращать этот структурированный и неструктурированный массив данных в понятную и полезную информацию. Это помогает ритейлу понять предпочтения и поведение покупателей, а также спрогнозировать динамику продаж и рыночные тренды. Искусственный интеллект и алгоритмы машинного обучения позволяют ритейлерам отслеживать поведение потенциальных покупателей по разным каналам. Знание о том, что покупатель просматривает в онлайн магазинах, позволяет строить таргетированную рекламу и индивидуальное торговое предложение.
Распространение визуального поиска
Покупатели десятилетиями использовали текстовый поиск информации на сайтах, но сейчас и это уходит в историю. Сегодня большинство из них выбирает более быстрый и простой вариант поиска, обеспечивающий отличный результат. В частности, покупатели просто фотографируют товар, который хотят приобрести, и загружают этот снимок в приложение для идентификации. В настоящее время большинство гигантов ритейла тестируют или разрабатывают собственные аналоги Google Lens для бизнеса.
Диджитализация быстрой доставки
Среди всех трендов современной торговли быстрая доставка является краеугольным камнем для любого успешного ритейла. А само обеспечение оперативной доставки товаров невозможно без диджитализации бизнеса. Такая оптимизация будет полезна бизнесу на многих уровнях:
- Хранение товаров. Аналитика данных позволяет ритейлерам выяснить, когда нужно пополнять или распродавать запасы на складах, от каких товаров нужно избавиться, а какие будут иметь повышенный спрос.
- Производство. Диджитализация процессов позволяет автоматически отслеживать состояние производственного оборудования, страховать производственную линию от форс-мажоров и остановок.
- Логистика. Благодаря автоматизации TMS перевозчики могут прокладывать кратчайшие и безопасные маршруты, избегая при этом пробок и дорожных работ. Это позволит ускорить доставку, а также сэкономить на расходе горючего.
Увеличение персонализации продаж
По данным Gartner, 42% потребителей в США и Европе считают впечатление от бренда важнее цены приобретенного товара. Более того, исследование от Oracle продемонстрировало, что подавляющее большинство покупателей готовы игнорировать компанию, качеством услуг которой они недовольны. И решающую роль в этом решении играет именно отсутствие персонализации.
Этот вопрос легко решается сайтами e-Commerce, которые могут предоставлять своим пользователям персональные рекомендации в зависимости от их возраста, пола, времени года, истории поиска и покупательского поведения.
Защита данных пользователей
Все знают, что онлайн магазины собирают, хранят и используют большие массивы персональных данных. Поэтому в первую очередь они должны иметь тщательно продуманную политику конфиденциальности для своих пользователей. Кибербезопасность – это еще одна крайне важная функция, которая должна быть первоначально реализована на сайтах онлайн-торговли, чтобы защитить клиентов от кибератак, излома данных, мошенничества с банковскими карточками и прочих угроз. Защитить от них свой бизнес и клиентов поможет только внедрение надлежащих мер безопасности, ведь в дальнейшем риск стать жертвой кибермошенников будет только возрастать.
Распространение систем внутреннего позиционирования (IPS)
Системы определения расположения объектов в помещении стали одним из ведущих технологических трендов в сфере ритейла, приобретающим сейчас незаурядную популярность. Согласно отчету MarketsandMarkets, объем мирового рынка систем внутреннего позиционирования к 2026 году может превысить 44 миллиарда долларов. И все благодаря тому, что, несмотря на невиданное распространение онлайн-торговли, значительное количество покупателей до сих пор предпочитает ритейл в оффлайне.
Поэтому системы навигации магазинов создают для посетителей максимально персонифицированный опыт покупок. Они упрощают маршрут в нужный магазин на территории крупных торговых центров благодаря точной навигации и рассылке целевой рекламы. В свою очередь владельцы бизнеса получают все необходимое для стимулирования продаж - расширенную статистику посетителей и аналитику размещения товаров.
После перечисления всех вышеуказанных пунктов можно уверенно утверждать, что тотальное внедрение новейших технологий в ритейл - это больше, чем просто тренд. Инновации делают ритейл более удобным, быстрым и индивидуальным для каждого покупателя. Они полностью изменяют опыт покупок у потребителей, увеличивают продажи, увеличивают уровень конверсии и лояльности бренда.
Благодаря диджитализации торговли клиенты при совершении покупок начинают интересоваться не только товарами, но и брендом, упрощающим им процесс закупок.
При желании все указанные тренды онлайн и офлайн-ритейла несложно внедрить в бизнес, обеспечив ему неоспоримое преимущество перед конкурентами на рынке. Потому не стоит медлить, ведь упущенное время – это упущенные возможности и прибыль.