Cовсем недавно глава Facebook Марк Цукерберг объявил о том, что его компания сменит название и вектор дальнейшего развития. Держатель крупнейших соцсетей, мессенджера WhatsApp и VR-бренда Oculus объявил, что будет работать над так называемым “метаверсом” (Metaverse). Это такой “интернет будущего”, объединяющий воедино потенциал соцсетей, привычного интернета и виртуальной реальности. Соответственно, холдинг Facebook теперь называется Meta.
Знаем, от этих строк веет бульварной научной фантастикой. Но надо признать, что элементы условного Metaverse уже родились и развиваются на наших глазах. Во время пандемии мы видели, как звезды первой величины проводят концерты в игре Fortnite (как Трэвис Скотт и Ариана Гранде), а модные бренды устраивали показы новой коллекции на стриминговой платформе Twitch, собирая аудиторию в десятки тысяч зрителей.
Сегодня даже внутренняя экономика простейшей онлайн-игры Roblox ворочает десятками миллионов реальных долларов - за счет активности одних лишь игроков. Это только первые и несмелые шаги Metaverse. В ближайшие годы интернет станет еще более “осязаемым”, а гиганты вроде Facebook, Google и Amazon постараются оседлать этот тренд.
Что такое Metaverse
С определением Metaverse сегодня все сложно, но само понятие уже вошло в моду. Марк Цукерберг в беседе с журналистом The Verge описал его как “воплощенный интернет, в котором вы сможете находиться, а не просто просматривать контент”. Важную роль тут будут играть технологии VR и социальная составляющая. При этом “Метаверс” не будет детищем какой-то одной компании. Скорее он будет развиваться общими силами всей индустрии, как и знакомый нам интернет.
Metaverse можно описать как “новый интернет” который должен дать пользователю гораздо более глубокий опыт погружения в виртуальное пространство. “Параллельная реальность”, в которой можно будет работать и развлекаться. Но в таком интернете созвон через Zoom будет ощущаться почти так же явно, как физическая встреча в одной комнате.
VR и Metaverse в продажах
Виртуальная реальность - уже не игрушка. Эти технологии отлично показали себя в образовании, на производстве и в рознице. Рынок VR стремительно растет. По прогнозам Statista, к 2024 году в одних только США он вырастет более чем в два раза: с 4,8 миллиарда долларов до более чем 12 миллиардов.
Крупные ритейлеры вооружаются средствами VR и AR, чтобы встроить их в воронку продаж. IKEA сделала приложение, которое позволяет покупателю виртуально “вписать” любой товар в собственный интерьер. Аналогичным образом продавцы реализуют с помощью дополненной и виртуальной реальности примерку одежды и косметики, дают “пощупать” в реальном масштабе штучный товар. Компании eBay и Myer построили по этой схеме целый виртуальный магазин, в котором можно изучать 3D-модели товаров.
Автопроизводитель Volvo создал виртуальный тест-драйв, который позволяет клиенту “посидеть” за рулем кроссовера XC90. При этом дорогая VR-гарнитура не требуется - достаточно скачать приложение на смартфон и собрать нехитрые картонные очки.
Виртуальная реальность служит не только удобству покупателя - она дарит необычный и захватывающий опыт, который подталкивает к покупке лучше любой рекламы. Практика показывает, что использование AR и VR в презентации продукта может повысить конверсию на 40-50%.
В конце концов, VR-системы становятся доступнее и чаще появляются в домах рядовых пользователей. На фоне локдауна продажи VR-очков подскочили на 350%.
Спрос на виртуальную реальность есть как среди ритейлеров, так и среди аудитории. Движение в сторону Metaverse уже в ближайшие годы расширит рамки использования VR в продажах. Скажем, тест-драйв внедорожника Volvo можно будет провести на трассе в любой точке земного шара. А новую мебель от IKEA можно будет поставить в проекции квартиры еще недостроенного ЖК, а затем устроить там виртуальную вечеринку.
Сегодня разработка VR проектов для бизнеса еще воспринимается как экзотика, но уже через три-пять лет все может измениться. Компании, которые берутся за освоение технологии сегодня, завтра могут стать лидерами на новых цифровых рынках.
Ритейл будущего
Как будет выглядеть ритейл в мире, где облачные технологии и VR станут повсеместными, а грань между реальным и виртуальным исчезнет? Создание Metaverse заставит маркетологов, дизайнеров и мерчандайзеров заново пересмотреть все основы розничной торговли.
С одной стороны, удивить пользователя и завлечь его в воронку продаж станет сложнее. Недостаточно будет просто воссоздать модель продукта с помощью VR: все больше места в ритейле будет занимать геймификация. Вполне возможно, что лучшими продажниками завтра станут геймдизайнеры: их задача будет состоять в том, чтобы дать покупателю яркий опыт пользования продуктом через VR-игры.
С другой стороны, погружение в Metaverse может дать и обратный результат: в мире полностью победившей “цифры” у аудитории повысится спрос на обычное живое человеческое общение. В такой среде еще больший вес будут иметь инфлюэнсеры, специалисты по коммуникациям, и даже обычные продавцы-консультанты. Продажи лягут на плечи тех, кто сможет “достучаться” до аудитории в виртуальной реальности и проявлять эмпатию.
При этом вся экономика будет меняться - цифровые ценности начнут смешиваться с физическими. Стартап Scuti уже сегодня работает над маркетплейсом и NFT-токенами, которые должны позволить геймерам покупать настоящие товары за полученную игровую валюту.
Хорошо знакомые всем бренды сегодня прощупывают почву на еще не родившихся цифровых рынках. L’Oréal выпустил линию “виртуальной косметики”, а Gucci начал продавать виртуальную одежду. NFT-криптография уже породила культуру коллекционирования виртуальных предметов, в которой вращаются значительные деньги. Так что завтра продажа защищенных блокчейном “брендовых” цифровых ценностей может стать прибыльным бизнесом.
И все это может стать реальностью уже в ближайшие 10-15 лет. Пандемия подстегнула эти процессы, подкинув мировым техно-гигантам идеи для развития интернета. Скажете, фантастика? А ведь каких-то 20 лет никто не мог всерьез представить мир смартфонов и мобильного интернета.