В мире уже давно широко распространена тенденция выхода бизнеса в онлайн, в последние годы еще более подталкиваемая пандемией и связанными с ней глобальными изменениями. Диджитализация стала простым и привычным понятием для многих, но тем не менее, все еще вызывает определенные вопросы. Существуют разные типы и модели бизнеса, которые также обусловливают и его характеристики в онлайн, а значит также по разному определяются. В этой статье мы хотим прояснить, чем отличаются электронный бизнес и электронная коммерция.
Определение электронной коммерции
Электронная коммерция, или e-Commerce - это способ ведения бизнеса, основной отличительной чертой которого являются продажи и покупки через интернет. Такой подход позволяет производить товарно-денежный обмен без непосредственного контакта продавца и покупателя.
Но что такое электронная коммерция на практике? Примером eCommerce может быть интернет-магазин, цифровая торговая площадка или сервис онлайн-бронирования билетов.
При этом единственным необходимым условием для определения e-Commerce является только совершение полного цикла купле-продажи через интернет, но даже не наличие веб-сайта. Дело в том, что в современном миру продажи совершаются посредством множества инструментов: через веб-сайт, торговые площадки, социальные сети и так далее.
Такой подход к торговле существенно расширяет границы этого вида бизнеса: повышает продуктивность, открывает новые возможности, увеличивает прибыль и позволяет выходить на новые рынки.
Определение электронного бизнеса
Электронный бизнес - это способ ведения бизнеса с использованием возможностей глобальной сети Интернет. Это довольно обширное понятие, которое включает в себя множество подвидов и подразделений, в том числе - электронную коммерцию.
Для электронного бизнеса нет необходимости в онлайн продажах, он может лишь презентовать товары, или наоборот, продолжать взаимодействие с клиентами уже после совершения сделки.
Поскольку направления бизнеса максимально разнообразны, а в сети можно представить каждое из них, примеров электронного бизнеса также будет неисчислимое множество, среди них: сервисы записи к врачу, онлайн-каталоги, FinTech, InsurTech, MedTech решения, а также множество инструментов для управления бизнесом, не связанных непосредственно с взаимодействием с покупателем.
Основная особенность электронного бизнеса - это тотальная диджитализация всех процессов, не только торговли, ведущая к росту эффективности, прибыли и возможностей бизнеса.
Ключевые различия между электронной коммерцией и электронным бизнесом
Мы уже разобрались, что два этих понятия не тождественны, и их стоит рассматривать отдельно. Также выяснили, что электронная коммерция является подмножеством электронного бизнеса, но при этом также имеет свои особенности. Давайте рассмотрим основные модели электронного бизнеса, и разберемся, насколько они применимы для e-Commerce.
Типы моделей электронного бизнеса
Когда мы говорим о бизнесе, как онлайн так и офлайн, стоит понимать, что основное и ключевое деление происходит исходя из классификации сторон взаимодействия. По сути, существует два действующих лица: бизнес и потребитель. Но взаимодействовать между собой они могут в различных комбинациях, таким образом обусловливая виды электронного бизнеса.
Бизнес для бизнеса B2B
B2B или Business-to-Business модель предполагает наличие двух компаний любого масштаба, ведущих взаимовыгодное взаимодействие. Это может быть обмен услугами, товарами, покупка услуг или товаров, партнерство или другой вид взаимодействия. Ключевой критерий - это, конечно, взаимодействие через интернет.
Так, например, существуют площадки, на которых можно подать на тендер, найти партнеров, подрядчиков и так далее. Также вся цепочка продаж, кроме последнего ее звена, ведется по модели В2В. Еще один пример такого взаимодействия - разработка сайтов и приложений, где обе стороны - и компания-разработчик, и компания-заказчик - являются представителями бизнеса любых масштабов.
Бизнес для потребителя B2C
B2C или Business-to-Consumer модель - это способ взаимодействия компаний и бизнесов с потребителями как физическими лицами. Проще говоря, это как раз то розничное взаимодействие, которое является последним звеном цепочки поставок или существует само по себе. Эта модель самая распространенная и самая понятная для современных пользователей.
К примерам можно отнести любой интернет магазин, розничный сайт-каталог, тот же вышеупомянутый сервис бронирования билетов или даже онлайн службу заказа такси.
От потребителя к потребителю C2C
C2C или Consumer-to-Consumer - это модель, в которой физические лица взаимодействуют между собой. Обычно такое взаимодействие проводится на специальных площадках или в социальных сетях, где люди могут покупать и продавать товары, бывшие в употреблении, товары ручной работы или свои услуги, при этом не определяя это никакой формой бизнеса.
От потребителя к бизнесу C2B
C2B или Consumer-to-Business - не самая популярная модель бизнеса, но тем не менее, она существует. Это форма взаимодействия, при которой пользователи оказывают определенные услуги или предоставляют товары бизнесам. Осуществляться такое взаимодействие может как посредством C2C площадок, так и на специальных платформах, созданных бизнесом, для получения услуг и взаимодействия с пользователями.
Как видим, все модели электронного бизнеса применимы также к электронной коммерции, которая является его частью. Так, в каждом из видов мы наблюдали примеры из e-Commerce, и это вполне закономерное явление.
Бизнес-модели для электронной коммерции
Если же речь идет о e-Commerce, мы могли бы выделить модели электронной коммерции, полностью коррелирующие с моделями электронного бизнеса. Но, поскольку эта концепция вам уже ясна, сосредоточимся на особенностях электронной коммерции, которые характерны именно для этого вида бизнеса.
Покупки в интернет магазине
Конечно, первая и главная составляющая электронной коммерции - это интернет-магазин. Как мы уже упоминали, он может быть оформлен различными способами: создан как отдельный сайт, размещен на площадке-агрегаторе, оформлен как профиль в социальной сети или даже чат-бот в мессенджере. Главное, что пользователь может совершить все необходимые для покупки действия: ознакомление с ассортиментом, выбор товара и услуги, заказ товара и услуги, оформление покупки, оплата, оформление доставки или других условий получения товара или услуги.
Интернет-магазин - это тот фактор, без которого компании электронной коммерции просто не может существовать, ведь ее суть именно в продажах через интернет.
При этом важно создать максимально приятное и полезное взаимодействие с пользователем, чтобы обе стороны получили свою выгоду, но при этом был обеспечен высококачественный пользовательский опыт, который необходим для удержания клиентов, привлечения новых и роста продаж в целом.
Управление взаимоотношениями с клиентами
Говоря о пользовательском опыте (UX или User Experience) важно заметить, что это понятие касается не только внешнего вида интернет-магазина и удобства взаимодействия с ним, над которым нужно безусловно работать. Но UX - это также сервис, который вы предоставляете своим клиентам за чертой интернет-магазина: скорость доставки, удобство пунктов выдачи, качество самих товаров и услуг, дополнительные сопутствующие услуги, бонусы и акции и так далее.
Невероятно ценным инструментом для достижения высоких показателей является индивидуальный подход, который возможен благодаря современным технологиям. И помимо искусственного интеллекта, машинного обучения и других передовых технологий есть решения, с которых необходимо начинать.
Система управления взаимоотношениями с клиентами позволит вам собирать и обрабатывать данные, необходимые для обеспечения наилучшего опыта вашим пользователям. Такое решение позволяет отслеживать каждую итерацию и делает вашу работу с клиентами максимально продуктивной и эффективной. При этом создание и внедрение CRM системы значительно проще и дешевле передовых технологий, но при этом несет непревзойденные результаты и изменения к лучшему.
Продукты и услуги
Ключевыми в электронной коммерции являются продукты и услуги, ведь именно их необходимо продать в этом виде бизнеса. Так, важно обеспечить высокое качество продуктов, чтобы пользователи получили максимально положительный опыт от взаимодействия с вами и вернулись снова, а также порекомендовали вас далее и привели новых клиентов.
Также важно предусмотреть разнообразие ассортимента, ведь чем больше выбор, тем больше вероятность, что ваши посетители найдут для себя именно то, что им нужно, и таки совершат покупку.
И последний, но не менее важный аспект касательно вашего ассортимента - это продуманная цепочка продаж сопутствующих товаров. Часто люди не покупают их просто потому, что не знают об их существовании или не могут их найти. Избежать этого можно разработав тщательную систему рекомендаций для пользователей при совершении покупок. Это поможет принести еще больше пользы вашим покупателям, улучшить их пользовательский опыт, а для бизнеса - увеличить количество продаж и средний чек, что непременно способствует росту как прибыли, так и самой компании.
Выводы
Несмотря на то, что многие отождествляют электронный бизнес и электронную коммерцию, это два совершенно разных понятия. При этом электронная коммерция - это лишь часть, подвид электронного бизнеса. Важно понимать это при построении вашей бизнес-стратегии а также разработке диджитал инструментов и рекламных кампаний.
Мы в Wezom создаем инструменты для любых видов электронного бизнеса, в том числе для электронной коммерции. Более того, наши эксперты в маркетинге и бизнес-аналитики помогут вам определиться с тем, какую стратегию лучше выбрать конкретно для вашего бизнеса, и, соответственно, какой продукт разработать. Мы разрабатываем для наших клиентов только необходимые решения, которые приносят пользу бизнесу.
Если у вас есть вопросы, или вы хотели бы получить консультацию по поводу разработки диджитал-продукта в WEZOM - оставьте заявку, и наш менеджер перезвонит вам в ближайшее время.