Если вы только столкнулись с информационными технологиями и жизненным циклом разработки программного обеспечения, вам может быть сложно сразу разобраться со всеми терминами. Так, например, не каждый понимает чем отличается QA от QC. И хотя это может быть не так важно для понимания среди не-специалистов, многие владельцы компаний стараются разобраться в процессах разработки. Поэтому давайте рассмотрим, в чем разница QA и QC.
Что такое QA и QC?
В англоязычной IT-среде эти понятия нередко используются в связке - “QC and QA”. На первый взгляд оба процесса похожи, и из-за этого их часто путают между собой как клиенты, так иногда и даже компании-разработчики. На самом же деле эти процессы существенно отличаются, имеют разные цели и задачи, и даже проводятся на разных этапах жизненного цикла ПО. Давайте же выясним, чем отличается QA от QС.
QA или Quality Assurance в переводе означает обеспечение качества, и на самом деле это определение во многом объясняет само понятие. Quality assurance нацелено на отладку процессов таким образом, чтобы обеспечить максимальное качество разрабатываемого продукта и предотвратить появление ошибок и сбоев.
QC или Quality Control — это контроль качества готового программного обеспечения, который осуществляется путем тестирования и других мероприятий с целью обнаружить ошибки в уже готовом ПО перед его релизом.
Хотя два этих процесса по управлению качеством программного продукта и преследуют похожую цель — избавить программный продукт от ошибок — они не могут заменять друг друга. Для того, чтобы разрабатываемый продукт получился действительно качественным, необходимо применять оба метода: и контроль, и обеспечение качества.
Давайте подробнее рассмотрим каждый из подходов к менеджменту качества программных продуктов.
QA – Обеспечение качества программного обеспечения
Quality assurance — это длительный и проактивный процесс, который проводится во время разработки программного обеспечения с целью предотвращения появления системных сбоев и ошибок. По сути своей этот процесс направлен на то, чтобы удостовериться в обеспечении качества разработки и улучшать этот показатель.
Вопреки распространенному заблуждению, обеспечение качества ложится не только на плечи тестировщиков. В этом процессе задействована вся команда, которая участвует в разработке сайта или приложения, поскольку каждый из участников делает свой вклад в качество конечного продукта.
Давайте рассмотрим, что входит в базовые задачи обеспечения качества программного обеспечения, а также какую пользу это приносит с точки зрения заказчика продукта.
Базовые задачи
В первую очередь к задачам обеспечения качества относят определение качественного продукта и методов достижения качественного результата. Ведь без постановки конкретной цели будет сложно ее достичь.
Также этот процесс предполагает определение инструментов для обеспечения и контроля качества. Главная задача — полностью описать процесс и средства достижения высокого качества продукта.
Также сюда входит следование всем документам и инструкциям для каждого процесса. Так, например, менеджеры будут следить за таймингом и коллаборацией между сотрудниками, разработчики — за следованием документации и чистотой кода, а тестировщики — создавать тест планы и следить за выполнением требований заказчика.
Основная задача обеспечения качества — убедиться, что предприняты все возможные меры для того, чтобы конечный продукт получился максимально высокого качества.
QC – Контроль качества программного продукта
Quality control — это процесс проверки качества уже готового продукта, который проводится как заключительный этап разработки с целью обнаружения ошибок, определения их причин и дальнейшего устранения. Этот процесс направлен на проверку конечного продукта и уровня качества работы команды.
Ответственными за контроль качества выступают QC инженеры, или тестировщики. В компаниях по разработке программных решений часто выделяют QA отделы, которые занимаются контролем качества разрабатываемых продуктов. В таком случае QA специалисты выполняют и обеспечение и контроль качества.
Давайте взглянем на основные задачи и цели процесса контроля качества программного обеспечения.
Базовые задачи
Главная задача QC — это контроль качества, осуществляемый посредством в первую очередь тестирования продукта. Для этого существует отдельная команда, которая создает и проводит ряд тестов для комплексной проверки продукта.
Также к задачам контроля качества относится проверка и обеспечение должного уровня тестового покрытия, чтобы ни одна часть программного обеспечения не осталась без внимания и проверки. В противном случае есть риск пропустить какие-то ошибки, которые могут стать критическими для жизни и функционирования вашего программного решения.
Еще одна задача контроля качества, последняя, но не менее важная, заключается в удостоверении в соответствии продукта требованиям клиента. Очень важно, чтобы все функциональные и нефункциональные требования были выполнены, иначе даже при отсутствии багов продукт не может считаться качественным.
Основные отличия QA и QC
Теперь, когда мы разобрались в том, что такое QA и QC, давайте отдельно подчеркнем все основные отличия этих двух активностей по управлению качеством программного обеспечения.
В первую очередь отличаются цели этих двух процессов: обеспечение качества направлено на улучшение процесса разработки и тестирования продукта, чтобы избежать дефектов, а контроль качества — на обнаружение дефектов после разработки.
Подходы у этих двух процессов также отличаются: QA как подход основан на организации системы управления качеством, анализе всех операционных процессов, чтобы убедиться, что все работает в соответствии с дизайном и изначальной задумкой; подход QC заключается в обнаружении и устранении источников проблем качества, которые обнаруживаются с помощью специальных инструментов.
Ответственные лица у QA и QC также разные: за обеспечение качества продукта отвечают все задействованные в его создании лица, в то время как контроль качества — это задача отдельной команды специалистов.
Фокус и направление процессов также отличаются: quality assurance фокусируется на процессе и направлен на предотвращение отклонений от понятия качества, а quality control фокусируется на результате и направлен на обнаружение и исправление дефектов.
Соответственно, и последовательность двух этих активностей различается: обеспечение качества проводится на протяжении всего процесса разработки программного обеспечения и перед процессом контроля качества, а контроль качества проводится после обеспечения качества и после всей разработки продукта перед его релизом.
Как видите, разница QA и QC существенна, тем не менее, многие компании могут не разделять эти термины для своих клиентов, чтобы избежать чрезмерного углубления. Если наличие только QA отдела вызывает у вас вопросы и настораживает, выясните, как проходит процесс управления качеством в компании, и вы сразу увидите, присутствуют ли там QA и QC процессы, или только один из них.
Выводы
Обеспечение и контроль качества, или Quality assurance и quality control — это два подхода к управлению качеством во время разработки программных продуктов. На первый взгляд эти понятия практически неразличимы, но на самом деле они разные:
- Обеспечение качества — процесс настройки процессов для предотвращения багов, который проводится на протяжении всего процесса разработки ПО и задействует всю команду.
- Контроль качества — процесс проверки качества продукта и его соответствия требованиям заказчика, а также обнаружения и исправления багов, который проводится после разработки перед релизом продукта и задействует отдельную команду тестирования.
Оба этих процесса используются для повышения качества конечного продукта, и наилучшего результата позволяют достичь при их комбинировании.
В компании WEZOM контролю и обеспечению качества продукта разработки всегда уделяется особое внимание. Если у вас остались вопросы, свяжитесь с нами любым удобным способом, и мы с удовольствием ответим на них.
Чтобы заказать разработку программного решения в WEZOM , оставьте заявку на сайте и наш менеджер перезвонит вам в ближайшее время.