Различия между контролем качества и обеспечением качества в IT

Елена
Елена
Project Manager
4.5
11.05.2022
7245
0

Если вы только столкнулись с информационными технологиями и жизненным циклом разработки программного обеспечения, вам может быть сложно сразу разобраться со всеми терминами. Так, например, не каждый понимает чем отличается QA от QC. И хотя это может быть не так важно для понимания среди не-специалистов, многие владельцы компаний стараются разобраться в процессах разработки. Поэтому давайте рассмотрим, в чем разница QA и QC.

Что такое QA и QC?

Что такое QA и QC?

В англоязычной IT-среде эти понятия нередко используются в связке - “QC and QA”. На первый взгляд оба процесса похожи, и из-за этого их часто путают между собой как клиенты, так иногда и даже компании-разработчики. На самом же деле эти процессы существенно отличаются, имеют разные цели и задачи, и даже проводятся на разных этапах жизненного цикла ПО. Давайте же выясним, чем отличается QA от QС. 

QA или Quality Assurance в переводе означает обеспечение качества, и на самом деле это определение во многом объясняет само понятие. Quality assurance нацелено на отладку процессов таким образом, чтобы обеспечить максимальное качество разрабатываемого продукта и предотвратить появление ошибок и сбоев. 

QC или Quality Control — это контроль качества готового программного обеспечения, который осуществляется путем тестирования и других мероприятий с целью обнаружить ошибки в уже готовом ПО перед его релизом. 

Хотя два этих процесса по управлению качеством программного продукта и преследуют похожую цель — избавить программный продукт от ошибок — они не могут заменять друг друга. Для того, чтобы разрабатываемый продукт получился действительно качественным, необходимо применять оба метода: и контроль, и обеспечение качества. 

Давайте подробнее рассмотрим каждый из подходов к менеджменту качества программных продуктов. 

QA – Обеспечение качества программного обеспечения

Quality assurance — это длительный и проактивный процесс, который проводится во время разработки программного обеспечения с целью предотвращения появления системных сбоев и ошибок. По сути своей этот процесс направлен на то, чтобы удостовериться в обеспечении качества разработки и улучшать этот показатель. 

QA – Обеспечение качества программного обеспечения

Вопреки распространенному заблуждению, обеспечение качества ложится не только на плечи тестировщиков. В этом процессе задействована вся команда, которая участвует в разработке сайта или приложения, поскольку каждый из участников делает свой вклад в качество конечного продукта. 

Давайте рассмотрим, что входит в базовые задачи обеспечения качества программного обеспечения, а также какую пользу это приносит с точки зрения заказчика продукта. 

Базовые задачи

В первую очередь к задачам обеспечения качества относят определение качественного продукта и методов достижения качественного результата. Ведь без постановки конкретной цели будет сложно ее достичь. 

Также этот процесс предполагает определение инструментов для обеспечения и контроля качества. Главная задача — полностью описать процесс и средства достижения высокого качества продукта. 

Также сюда входит следование всем документам и инструкциям для каждого процесса. Так, например, менеджеры будут следить за таймингом и коллаборацией между сотрудниками, разработчики — за следованием документации и чистотой кода, а тестировщики — создавать тест планы и следить за выполнением требований заказчика. 

Основная задача обеспечения качества — убедиться, что предприняты все возможные меры для того, чтобы конечный продукт получился максимально высокого качества. 

QC – Контроль качества программного продукта

Quality control — это процесс проверки качества уже готового продукта, который проводится как заключительный этап разработки с целью обнаружения ошибок, определения их причин и дальнейшего устранения. Этот процесс направлен на проверку конечного продукта и уровня качества работы команды. 

Ответственными за контроль качества выступают QC инженеры, или тестировщики. В компаниях по разработке программных решений часто выделяют QA отделы, которые занимаются контролем качества разрабатываемых продуктов. В таком случае QA специалисты выполняют и обеспечение и контроль качества. 

Давайте взглянем на основные задачи и цели процесса контроля качества программного обеспечения. 

Базовые задачи

Главная задача QC — это контроль качества, осуществляемый посредством в первую очередь тестирования продукта. Для этого существует отдельная команда, которая создает и проводит ряд тестов для комплексной проверки продукта. 

Также к задачам контроля качества относится проверка и обеспечение должного уровня тестового покрытия, чтобы ни одна часть программного обеспечения не осталась без внимания и проверки. В противном случае есть риск пропустить какие-то ошибки, которые могут стать критическими для жизни и функционирования вашего программного решения. 

Еще одна задача контроля качества, последняя, но не менее важная, заключается в удостоверении в соответствии продукта требованиям клиента. Очень важно, чтобы все функциональные и нефункциональные требования были выполнены, иначе даже при отсутствии багов продукт не может считаться качественным. 

Основные отличия QA и QC

Основные отличия QA и QC

Теперь, когда мы разобрались в том, что такое QA и QC, давайте отдельно подчеркнем все основные отличия этих двух активностей по управлению качеством программного обеспечения. 

В первую очередь отличаются цели этих двух процессов: обеспечение качества направлено на улучшение процесса разработки и тестирования продукта, чтобы избежать дефектов, а контроль качества — на обнаружение дефектов после разработки. 

Подходы у этих двух процессов также отличаются: QA как подход основан на организации системы управления качеством, анализе всех операционных процессов, чтобы убедиться, что все работает в соответствии с дизайном и изначальной задумкой; подход QC заключается в обнаружении и устранении источников проблем качества, которые обнаруживаются с помощью специальных инструментов. 

Ответственные лица у QA и QC также разные: за обеспечение качества продукта отвечают все задействованные в его создании лица, в то время как контроль качества — это задача отдельной команды специалистов. 

Фокус и направление процессов также отличаются: quality assurance фокусируется на процессе и направлен на предотвращение отклонений от понятия качества, а quality control фокусируется на результате и направлен на обнаружение и исправление дефектов. 

Соответственно, и последовательность двух этих активностей различается: обеспечение качества проводится на протяжении всего процесса разработки программного обеспечения и перед процессом контроля качества, а контроль качества проводится после обеспечения качества и после всей разработки продукта перед его релизом. 

Как видите, разница QA и QC существенна, тем не менее, многие компании могут не разделять эти термины для своих клиентов, чтобы избежать чрезмерного углубления. Если наличие только QA отдела вызывает у вас вопросы и настораживает, выясните, как проходит процесс управления качеством в компании, и вы сразу увидите, присутствуют ли там QA и QC процессы, или только один из них. 

Выводы 

Обеспечение и контроль качества, или Quality assurance и quality control — это два подхода к управлению качеством во время разработки программных продуктов. На первый взгляд эти понятия практически неразличимы, но на самом деле они разные: 

  • Обеспечение качества — процесс настройки процессов для предотвращения багов, который проводится на протяжении всего процесса разработки ПО и задействует всю команду. 
  • Контроль качества — процесс проверки качества продукта и его соответствия требованиям заказчика, а также обнаружения и исправления багов, который проводится после разработки перед релизом продукта и задействует отдельную команду тестирования. 

Оба этих процесса используются для повышения качества конечного продукта, и наилучшего результата позволяют достичь при их комбинировании. 

В компании WEZOM контролю и обеспечению качества продукта разработки всегда уделяется особое внимание. Если у вас остались вопросы, свяжитесь с нами любым удобным способом, и мы с удовольствием ответим на них. 

Чтобы заказать разработку программного решения в WEZOM , оставьте заявку на сайте и наш менеджер перезвонит вам в ближайшее время.

Как вам статья?
4.5
Проголосовало: 11
Давайте обсудим Ваш проект
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
wezom logo
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях
Этот сайт использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя. Продолжая просматривать сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie.