Сегодня рынок автозапчастей невозможно представить без электронной коммерции. Продажи онлайн позволяют бизнесу сокращать расходы и охватывать огромную аудиторию, одновременно предоставляя клиентам удобный и доступный сервис. Однако автомобильное направление eCommerce сталкивается с уникальными техническими вызовами и сложностями. Как их преодолеть?
Наш ответ на этот вопрос – кастомная разработка, позволяющая обойти слабые места готовых платформ eCommerce. В этом материале мы рассмотрим преимущества индивидуального интернет-магазина автозапчастей. Вы узнаете, почему онлайн-рынок автозапчастей стремительно отказывается от шаблонных платформ и массовых сервисов электронной коммерции.
Особенности рынка автозапчастей: почему ему нужны индивидуальные решения
В последние годы рынок запчастей и аксессуаров для автолюбителей испытывает настоящий бум. По оценкам Fortune Business Insights в 2023 году объем мирового рынка автомобильного eCommerce достиг отметки в $86,5 млрд, а уже в этом году должен взять планку в $100 млрд. Эксперты прогнозируют, что к 2032 году отрасль будет расти со среднегодовым темпом роста в 16,6% и достигнет объема в $343 млрд – то есть выростет втрое.
Топовые игроки автомобильной отрасли, включая производителей комплектного оборудования, поставщиков запчастей и сторонних продавцов, признали eCommerce одним из важнейших каналов сбыта для охвата клиентов по всему миру. Ритейлеры используют платформы онлайн-коммерции для презентации своей продукции и предлагают удобные опции покупки, такие как онлайн-платежи и доставка до дверей.
Повороту к eCommerce также способствуют изменения в привычках автолюбителей, привыкших к удобству совершения покупок из дома и доступности широкого ассортимента товаров онлайн. Так, данные Statista свидетельствуют, что треть потребителей в США покупают автозапчасти онлайн, а в странах Западной Европы этот показатель варьируется в пределах 11-25%, имея тенденцию к росту. С взрослением нового поколения автовладельцев эта статистика очевидно будет расти.
Однако не все так безоблачно, рынок автозапчастей не зря считается одной из самых сложных сфер диджитализации. Высокая конкуренция, техническая сложность продукции, объективные сложности учета, управление запасами и логистикой – вот вызовы, тормозящие развитие автомобильного eCommerce и мешающие продавцам добиться быстрого успеха онлайн. Ниже мы расскажем, как преимущества кастомного интернет-магазина автозапчастей позволяют преодолевать эти вызовы с максимальной эффективностью.
Преимущества кастомного eCommerce для магазина автозапчастей: чего не хватает готовым решениям?
Сначала стоит описать общий ландшафт в мире eCommerce. Продавцы могут выводить свои товары в онлайн через два типа площадок:
-
готовые решения: шаблонные конструкторы онлайн-магазинов, движки для сайтов eCommerce, облачные сервисы онлайн-коммерции и т.п.;
-
решения кастомной разработки: разнообразные веб-площадки, мобильные/веб-приложения и соответствующее ПО, которое индивидуально разрабатывается под нужды бизнеса.
Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. К примеру, готовое решение – это самый очевидный и доступный вариант для старта продаж. С готовым движком или облачной платформой онлайн-магазин можно запустить за считанные недели, если не за считанные дни. Такой проект потребует минимальных инвестиций на старте и позволит получить результаты здесь и сейчас. Кроме того, продавец может не переживать за поддержку и развитие платформы: вендор решения берет все на себя.
Однако в индустрии продаж автозапчастей эти преимущества быстро исчерпывают себя на фоне серьезных недостатков и ограничений. Какие преимущества дает кастомная разработка по сравнению с готовыми продуктами? Назовем их:
Интеграция с базами данных производителей и поставщиков
Типичный онлайн магазин автозапчастей работает с десятками, а иногда даже с сотнями поставщиков, и каждый из них предлагает собственные прайс-листы и базы данных по товарам. Поставщики и производители очень часто имеют свою цифровую экосистему и позволяют партнерам выгружать данные из своей базы через API, что упрощает взаимодействие между контрагентами в разы. Проблема кроется в том, что единого технологического стандарта интеграции здесь нет, поэтому онлайн-магазин часто вынужден иметь дело с десятками разнообразных API и интегрировать их индивидуально.
Коробочные решения зачастую не могут предоставить необходимую гибкость для таких интеграций с базами данных производителей и поставщиков – они просто не созданы для этого. Часто подобные интеграции в готовых продуктах реализуются через "костыли", которые увеличивают технический долг и в целом ухудшают технический уровень продукта. К примеру, данные будут обновляться не в реальном времени, а быстродействие системы в целом будет страдать.
В то же время кастомная разработка позволит учесть необходимость индивидуальных интеграций на уровне программной архитектуры. Такой продукт будет гибким и технологичным. Для бизнеса это означает, что интеграции с базами поставщиков будут простыми в реализации и производительными. В магазине будет мгновенно обновляться информация о наличии и ценах товаров, что сократит ошибки и улучшит клиентский опыт.
Расширенный поиск и фильтрация
Даже относительно небольшие онлайн-магазины автозапчастей работают с объемной и разнообразной номенклатурой продукции, поэтому требуют особого внимания к развитию системы фильтров и проработке расширенного поиска.
Фильтрация товаров в онлайн-магазине автозапчастей должна быть детализированной и многоуровневой. В частности, пользователи нуждаются в возможностях фильтрации продуктов по производителю, по маркам и моделям авто, по техническим особенностям автомобилей, по логике совместимости запчастей с конкретным авто и друг с другом. Поиск на такой онлайн-площадке должен быть гибким и быстрым – для этого в магазин интегрируют текстовые движки и средства ИИ. Магазин может потребовать и совершенно специфических решений, таких как поиск по VIN-коду авто.
Большинство готовых решений для eCommerce имеют в этой части очень существенные ограничения: в них не закладываются возможности глубокой проработки системы фильтров, а поиск базируется на стандартных и распространенных технологиях. Именно кастомная разработка позволяет на уровне архитектуры продумать сложную фильтрацию и достойно интегрировать в площадку все необходимые технологии, такие как ИИ, поисковые движки наподобие Elasticsearch, распознавание изображений, голоса и т.д.
Персонализированный каталог продукции
Современный онлайн-магазин автозапчастей не может быть "огромным прайс-листом" с кнопкой для заказов. Ему нужен тщательно продуманный каталог и система персонализации, которая поможет пользователю сориентироваться в широкой товарной номенклатуре и найти по-настоящему релевантные предложения.
К примеру, на площадке следует создать раздел для самых популярных запчастей и аксессуаров, или даже систему таких разделов под разные типы машин, под отдельные марки/модели авто, под разные задачи и т.д. Даже подбор отдельных комплектующих для демонстрации в каталоге можно настроить под индивидуальные особенности пользователя, особенно если он зарегистрирован в личном кабинете, имеет определенную историю покупок и просмотров.
Каталог должен быть медийно насыщенным и информативным, предлагать пользователю широкие возможности сортировки и подбора товаров, способы мгновенного подбора необходимого продукта под конкретный автомобиль и т.п., иметь продуманную логику SEO. Коробочные решения могут справиться со всеми этими задачами лишь частично, так как предлагают базовые инструменты и шаблонную логику. В то же время преимущества кастомного eCommerce для магазина автозапчастей позволяют построить индивидуальный каталог такой площадки с нуля.
Интеграция с системами управления запасами (ERP)
Ни один онлайн-магазин невозможно представить без интеграций сервисов и программ для обеспечения работы бизнеса. Ключевое место среди этих инструментов занимает корпоративный софт для управления ресурсами предприятия (Enterprise resource planning, ERP) и различные решения для менеджмента цепочек поставок.
Такие решения могут обеспечить полную контролируемость всех материальных и трудовых активов магазина: наладить систему управления запасами, оптимизировать работу автопарка, сбалансировать нагрузку на персонал, обеспечить профилактическую техподдержку оборудования и т.д. Автоматический учет товаров на складе и мгновенное обновление информации о товарных остатках имеет невероятное значение для магазинов автозапчастей. И это лишь некоторые возможности, которые могут предоставить бизнесу ERP и WMS-системы.
Интеграция подобного софта с готовыми решениями для eCommerce может быть технически сложной задачей, особенно если речь идет о кастомном ERP-софте. Очень часто он базируется на индивидуальных или legacy-решениях, поэтому технически объединить его с современными облачными платформами практически невозможно. В такие моменты на помощь приходит кастомная разработка.
Поддержка сложных конфигураций товаров
Магазины автозапчастей работают с огромной номенклатурой технически сложной продукции, которая может иметь множество особенностей и разновидностей. Это разнообразие накладывается на множество имеющихся на рынке моделей авто и их вариаций. Любая автозапчасть может иметь разные характеристики, которые должны быть правильно отображены для покупателей. Например, одна запчасть может подходить для нескольких моделей автомобилей, или же она может иметь разные варианты размеров и материалов.
Далеко не все шаблонные решения для онлайн-коммерции позволяют достойно реализовать подобный UX: их базовый функционал обычно нацелен на более массовые и простые рынки, а возможности масштабирования ограничены. В то же время преимущества кастомного eCommerce автозапчастей позволяют реализовать практически любые модули для управления сложными конфигурациями товаров. В таком магазине можно построить механизмы четкого отображения всех возможных вариантов и спецификаций для каждой запчасти. Индивидуальная разработка предоставляет полную свободу проектирования интерфейсов, позволяющих покупателям удобно выбирать нужные опции и получать подробную информацию по каждому товару.
Индивидуальные маркетинговые инструменты
Жесткая конкуренция постоянно подстегивает бизнес к улучшению опыта своих покупателей: он должен отвечать самым высоким стандартам современного eCommerce. Средства персонализации маркетинга позволяют построить для каждого пользователя по-настоящему увлекательный и ценный опыт покупок. Программа лояльности, персональные предложения, промокоды и скидки помогают привлекать внимание клиентов, стимулируя их к повторным покупкам и повышая их лояльность к бренду.
Такой опыт сегодня строится на развитии функционала личного пользовательского кабинета, на глубокой интеграции площадки eCommerce с CRM-системой, на применении технологии гиперперсонализации, методов Data Science, машинного обучения и т.д. Не каждый готовый продукт для eCommerce позволяет полноценно применять все эти инструменты. Особенно это касается автомобильной сферы, которая требует внимания к техническим особенностям продукции и специфического формата персонализации, основанного на авто пользователя.
При этом кастомная разработка позволяет полностью учитывать уникальные потребности и характеристики магазина автозапчастей. Готовые платформы могут иметь ограниченные возможности или не обеспечивать достаточной гибкости для реализации уникальных маркетинговых стратегий, специфичных для рынка автокомплектующих.
Именно поэтому автомобильный eCommerce сегодня массово отказывается от готовых решений: их возможности пока что не отвечают потребностям стремительно растущей отрасли, которая ежегодно становится все сложнее. На 2024 год индивидуальная разработка – это ультимативное решение для построения успешного онлайн-магазина запчастей.
Разработка магазина автозапчастей с WEZOM: мы поможем
Команда WEZOM уже 25 лет разрабатывает уникальные диджитал-решения для бизнеса: кастомные площадки eCommerce, корпоративный софт, мобильные и веб-приложения любой сложности. Клиенты обращаются к нам тогда, когда не могут найти на диджитал-рынке сервисы и технологии, которые могли бы достойно закрыть для них потребности бизнеса.
Как итог, мы прекрасно понимаем преимущества индивидуального eCommerce для магазина автозапчастей, ведь не раз реализовывали проекты перехода онлайн-продаж с коробочного решения на кастомную разработку. Среди наших клиентов есть такие гиганты ритейла запчастей как Zalem и Шипшина: вы можете ознакомиться с этими невероятными кейсами развития онлайн-коммерции в нашем портфолио.
И если вас интересуют такие возможности, вы очутились на правильной странице. Обращайтесь за консультацией к нашим специалистам прямо сейчас. Они с радостью поделятся своим опытом, сориентируют в вопросе сроков и стоимости разработки, а главное – подскажут оптимальные технологии и решения для вашего замысла.
Выводы
На сегодня рынок eCommerce автозапчастей – одно из самых сложных направлений онлайн-коммерции. Ритейлерам приходится преодолевать вызовы высокой конкуренции и работы с технически сложной продукцией, справляться с объективными трудностями учета и логистики.
Поэтому площадки для eCommerce требуют особенно глубокой проработки бизнес-логики и клиентского опыта. В частности – в части интеграции баз данных и сервисов, построения каталога и системы фильтров, реализации поиска и т.д.
Создание современного и качественного магазина автозапчастей – это амбициозный и непростой проект, который может нуждаться в существенных ресурсах, но при достойной реализации обязательно принесет бизнесу ценные плоды. Однако не стоит доверять разработку такого сложного продукта новичкам. Практика показывает, что лучшее решение – проконсультироваться с опытной IT-командой, имеющей релевантный опыт и соответствующее портфолио.
FAQ
Какие преимущества предоставляет индивидуальное eCommerce-решение автозапчастей?
Индивидуальное решение eCommerce для магазина автозапчастей придает бизнесу гибкость и адаптивность, повышает конкурентоспособность, обеспечивает безопасность и надежность, а также позволяет создать уникальные и персонализированные маркетинговые инструменты, что способствует привлечению и удержанию клиентов.
Какие ограничения имеют готовые решения eCommerce?
Коробочные платформы и облачные сервисы очень ограничены в важнейших аспектах для eCommerce автокомплектующих: интеграция баз данных, построение уникального UX и специфических средств персонализации маркетинга, поддержка сложных конфигураций товаров и т.д.. На фоне недостатков готовых решений ярко раскрываются преимущества собственного eCommerce автозапчастей: возможность построения гибкой программной архитектуры, свобода в проектировании комплексного UX и интерфейсов, широкие возможности интеграции и т.д.