Приоритизация функций программного продукта: как выбрать самое важное

Александр
Александр
Head of Front-end department
30.09.2024
965
0
10 минут

Мир IT – это огромное пространство для креативности. Разработчики могут претворить в жизнь практически любую идею для бизнеса, реализовать любой функционал для пользователей. Но на практике далеко не каждую идею можно превратить в хороший продукт. Каждый год многие замечательные замыслы превращаются в провальные стартапы из-за ошибочной оценки рынка и непонимания потребностей аудитории. 

Как правильно выбрать функции собственного программного продукта? Как верно определить реальные потребности рынка и пользователей для того, чтобы направить разработку в правильном направлении? В этом материале мы коснемся вопросов приоритизации. Вы узнаете, как определить наиболее необходимый функционал для проекта, какие для этого существуют методы и практические шаги. Эта информация будет полезна всем, кто связан с запуском или развитием IT-продуктов в самых разных отраслях.

Приоритизация функций программных решений: для чего это необходимо?

Стоит начать с того, что мы подразумеваем под “функциями” и “фичами”. Речь идет о конкретных возможностях и особенностях юзабилити, которые ваш продукт может предложить пользователям. Эти особенности определяют саму сущность и сценарий пользования продуктом, поэтому оказывают непосредственное влияние на его привлекательность в глазах аудитории. Умение правильно определить необходимый пользователям функционал является ключевым условием успеха. Но отрасль сегодня имеет с этим существенные проблемы. На это указывают цифры: 

  • Четверть мобильных приложений остается невостребованной: пользователи отказываются от них после первого же использования. Доля "брошенных" приложений в течение многих лет остается практически неизменной, колеблясь в пределах 20-25% (Statista). 
  • Почти половина провалов стартапов (42%) связана с несоответствием продукта реальным потребностям рынка (Statista);
  • Две трети идей относительно нового функционала в продуктах Microsoft оказываются провальными. Лишь треть реализуемых инициатив положительно влияет на ключевые метрики. Эксперты констатируют, что это общая проблема индустрии и связывают ее с ненадлежащей оценкой функций. 

Следовательно, приоритизация функционала решений в разработке представляет огромную проблему как для стартапов, так и для огромных IT-компаний. Речь идет о том, как определить важнейшие функции продукта, провести их ранжирование по важности и приоритетности для достижения бизнес-целей и удовлетворения потребностей аудитории. 

Это извечная дилемма для разработчиков и продакт-менеджеров: с одной стороны команда стремится создать продукт, который будет интересным и полезным для пользователей. С другой – ресурсы разработки ограничены. Время и бюджет необходимо использовать оптимально, и это заставляет команду расставлять приоритеты функционала: какие возможности нужны продукту на старте, а какие можно отложить на будущее. 

Естественно, приоритизация функционала проводится уже на самом старте проекта, на этапе discovery и формировании базовой документации. Но это не разовая акция. При качественном менеджменте приоритеты функций ПО должны органически уточняться на протяжении всего проекта перед каждым новым этапом или спринтом. Приоритизация при разработке помогает принимать решения по ключевым и второстепенным задачам, чтобы эффективно использовать ресурсы команды. 

И даже после релиза приоритизация никуда не исчезает. Каждый новый апдейт продукта требует пересмотра его потенциальных функций в соответствии с фидбеком от пользователей и реалиями рынка. 

Почему важно уделять внимание приоритизации функций программного обеспечения? 

Как и любой сложный проект, разработка диджитал продукта требует тщательного планирования и четкого определения приоритетов. Приоритизация дает целый ряд важных предпосылок для успеха:

  • Эффективное использование ресурсов

Приоритизация помогает сосредоточить ресурсы разработки на важнейших возможностях и особенностях продукта, избежав неопределенности. Это позволит использовать возможности команды, доступное время и средства с наибольшей пользой для проекта.

  • Соответствие бизнес-целям

Подробная приоритизация позволяет определить и упорядочить функции ПО в соответствии со стратегическими целями и задачами бизнеса. Это гарантирует, что разработка будет осуществляться в соответствии с реалиями рынка и потребностями заказчика, а также минимизирует риски провала продукта.

  • Удовлетворенность пользователей 

 Правильно определенные приоритеты функций программного продукта способствуют построению наилучшего пользовательского опыта. Это позволяет создать актуальный, полезный и интересный аудитории продукт, который будет иметь наивысшие шансы на успех. 

  • Минимизация рисков для проекта

 Четко определенные приоритеты помогают избежать задержек и перерасходов в разработке. Ведь позволяют минимизировать риски, связанные с неудачным описанием функционала и необходимостью масштабных доработок на проекте.

  • Скорость

Качественная приоритизация существенно ускоряет выход продукта на рынок, а затем и скорость возврата инвестиций. Правильное определение приоритетов позволит гибко адаптироваться к потребностям рынка и быстро выпускать релевантные апдейты, опережая конкурентов. 

Ключевые методы приоритизации функций программных решений

Область проектного менеджмента наработала немало методик приоритизации. Мы приведем лишь некоторые, которые приобрели особую популярность.

  • метод MoSCoW

К счастью, Москва здесь ни при чем. В рамках этого метода потенциальные функции продукта классифицируются по четырем категориям: Must have (обязательные), Should have (необходимые), Could have (желательные) и Won't have (ненужные на данном этапе). MoSCoW широко применяется в бизнес-аналитике и IT-разработке при подготовке и обсуждении требований к продукту.

  • Модель Кано

Теоретик менеджмента Норияки Кано в восьмидесятых предложил собственную методологию приоритизации для удовлетворения потребностей пользователей продукта. Она строится на пяти категориях: must have (базовые потребности), performance (качество выполнения) attractive (разительные факторы), indifferent (нейтральные факторы) и reverse (негативные факторы). Различные вариации модели Кано широко применяются для описания фич продукта. 

  • Метод RICE

 Популярная методология для бизнес-аналитики и проектного менеджмента. RICE предлагает оценивать идеи для проекта с точки зрения четырех факторов: Reach (охват пользователей), Impact (воздействие функций на пользователя), Confidence (уровень уверенности в оценках Reach и Impact) и Effort (оценка усилий, необходимых для реализации идеи). На основе анализа этих факторов каждая идея получает свою оценку. 

  • Матрица приоритетов

Этот графический метод также называют "матрицей Эйзенхауэра", связывая ее с именем тридцать четвертого президента США. Ее суть состоит в классификации задач по категориям срочности (срочное/не срочное) и важности (важное/не очень важное). Распределение потенциальных функций ПО по этим категориям позволит быстро сосредоточиться на главном. 

  • Маппинг пользовательских историй (User story mapping)

Этот метод предполагает построение схематической карты историй пользователей, отражающей последовательность функций в продукте и их связь с потребностями аудитории. Функции визуализируются в виде карт, размещаемых на доске в порядке их важности для пользователя. Маппинг помогает определить приоритетные функции продукта с точки зрения качества юзабилити. 

Это лишь некоторые из самых популярных моделей, которые широко применяются в IT для приоритизации идей функционала. Существует также ряд качественных методов: брейнштормы, интервью и консультации с отраслевыми экспертами, опрос ЦА, спринтовые планирования и т.д. 

Как приоритизировать функции собственного программного решения

Как правильно выбрать функции собственного ПО? Качественная приоритизация подразумевает несколько шагов, которые помогут сформировать приоритетный функционал решения и фронт работ для разработчиков. 

Сбор требований

Любой проект так или иначе начинается с этапа discovery, консультаций или сбора предварительных требований к продукту. На старте команда должна выяснить, какие бизнес-задачи должно решать новое решение, какие у него метрики успеха и целевые показатели (например, новое мобильное приложение должно помочь компании увеличить продажи на 10% в течение следующего квартала). 

На основе потребностей и целей бизнеса определяется концепция продукта, а затем и приоритетный для него функционал. Начинать сбор требований стоит с коммуникации с заказчиками и заинтересованными сторонами проекта. Частью этого этапа также может быть исследование рынка, опрос аудитории, изучение решений конкурентов и т.д. Результаты этой работы позволят сформировать предварительную документацию, в которой будет описано назначение, функционал и характерные фичи нового ПО. 

Подготовка пула потенциальных фич и функций

Когда концепция продукта приобретает выразительные черты, команда обдумывает для него практические решения. Это этап брейнсторминга, на котором обсуждаются функционал, особенности, уникальные фичи и конкурентные преимущества нового продукта. Парадокс, но типичная проблема на этом этапе заключается не в отсутствии идей, а в их избыточном количестве и разнообразии. Это и порождает проблему приоритизации: специалисты должны отделить ключевой функционал от второстепенных и нереалистических предложений.

Чтобы не потеряться среди идей, менеджеры проекта должны структурировать их соответствующим образом. Потенциальные функции следует зафиксировать и распределить по тематике и направленности (например, основные и второстепенные функции, кастомные решения, интеграции и т.д.). В зависимости от требований проекта классифицировать фичи можно по-разному: по специфическим метрикам бизнеса, по влиянию на юзабилити, по характеру реализации и т.п. Базовая приоритизация функционала ПО в разработке производится уже на этом этапе. 

Определение приоритетов разработки

Когда у команды на руках есть четкая концепция, определенные задачи и пул потенциальных фич для продукта, специалисты могут браться непосредственно за приоритизацию функционала. Для этого следует выбрать ключевые критерии. Они определяются индивидуально под нужды каждого отдельного проекта: это может быть стоимость разработки функций, сложность и время их реализации, влияние на пользователя, соответствие бизнес-целям, сроки окупаемости и т.д.

На этом этапе команда может активно применять вышеприведенные методы приоритизации: модель Кано, матрица Эйзенхауэра, методы MoSCoW и RICE, маппинг пользовательских историй и т.д. Все эти методы позволяют выделить ключевой функционал, визуализировать его и правильно согласовать видение конечного продукта со всеми заинтересованными сторонами. Следует помнить, что отсеянные на этом этапе функции не отбрасываются навсегда. Но команда может отложить их реализацию на будущее. 

Планирование

Когда разработчики определились с ключевым функционалом продукта, то могут формировать скоуп работ и планировать его выполнение. Менеджеры проекта распределяют определенные к реализации функции между спринтами и итерациями разработки, с учетом их приоритетности, особенностей технического выполнения и зависимостей. 

Наряду с планом и графиком работ формируется дорожная карта продукта. Это подробный стратегический план, определяющий долгосрочные планы по созданию и дальнейшему развитию нового ПО. Карта определяет цели, порядок запуска функционала, временные рамки проекта, ответственных за реализацию лиц, а также фиксирует потенциальные риски. Дорожная карта должна быть достаточно комплексной, но оставаться гибкой. Менеджеры должны быть готовы корректировать ее в зависимости от изменений рынка, обратной связи пользователей, переоценки приоритетов заказчиками, форс-мажорных обстоятельств и других факторов.

Верификация приоритетов

Современная практика разработки строится на принципах agile, чтобы отвечать непостоянным рыночным условиям. При работе над продуктом требования и задачи бизнеса могут изменяться, поэтому приоритетность функционала следует регулярно уточнять. Прежде всего, необходимо следить за выполнением дорожной карты и KPI разработки. Не менее важно уметь гибко корректировать разработку с учетом ситуации на рынке, обратной связи пользователей, новых запросов ЦА и т.д. 

Основой для гибкости должно быть качественное спринтовое планирование и плодотворная коммуникация разработчиков со всеми заинтересованными сторонами. В частности – с заказчиком решения, следящим за ходом проекта. A/B тестирование прототипов продукта с целевой аудиторией может также предоставить команде неоценимое понимание проблем и перспектив проекта, чтобы исправить неэффективные функции собственного программного решения еще до релиза. 

 Все проекты в IT уникальны, поэтому последовательность и сложность этих шагов в разных кейсах может существенно отличаться. Однако их добросовестное исполнение всегда минимизирует риски при создании продукта и работает на его конечное качество. 

Разработка IT-решений с командой WEZOM

Мы хорошо понимаем, как формируются и подбираются функции собственного ПО, ведь разрабатываем индивидуальные диджитал-продукты для корпоративных клиентов уже 25 лет. Наши решения – мобильные и веб-приложения любой сложности, кастомный софт для бизнеса, средства автоматизации/работизации процессов на предприятиях и т.д. 

Опыту WEZOM доверяют многочисленные клиенты из сфер производства, логистики, энергетики, ритейла, eCommerce и множества других индустрий. Наша команда – один из немногих игроков рынка, предлагающий возможности разработки комплексных IT-решений с нуля: от первого обсуждения идеи до релиза готового решения и дальнейшей поддержки. 

Так что если вы ищете путь к реализации такого проекта, то не медлите: обращайтесь за консультацией прямо сейчас. Наши специалисты с удовольствием изучат ваши идеи и замыслы, поделятся собственным опытом и предложат практические решения для создания продукта. 

Выводы

Как свидетельствует статистика, половина стартапов в IT проваливаются из-за несоответствия потребностям рынка, а четверть мобильных приложений отвергаются пользователями после первого же запуска. Это указывает на большие трудности отрасли с оценкой востребованного функционала. 

Следовательно, качественная приоритизация функций продукта критически важна для любого диджитал-решения. Она помогает обеспечить эффективное использование ресурсов разработки, работает на качество ПО и его соответствие целям бизнеса. 

Но правильно определить приоритеты функций разрабатываемых решений может далековато не всякая IT-команда. Такая оценка требует опыта, основательных исследований и владения проектными методологиями. Если речь идет о разработке продукта с нуля, лучше доверить приоритизацию опытной команде, которая наработала соответствующую репутацию и портфолио.

Александр
Про автора
Александр
Head of Front-end department
Опыт работы 10 лет
Лидер команды разработчиков фронт-энда. Под его руководством кодеры создают клиентскую часть сайтов или приложений, воплощают в жизнь пользовательские интерфейсы.
Больше статей от автора
Как вам статья?
Давайте обсудим Ваш проект
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
wezom logo
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях
Этот сайт использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя. Продолжая просматривать сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie.