Показатель отказов — это важный фактор, который в определенной мере влияет на ранжирование веб-ресурса. Чем ниже этот показатель, тем лучше. И на этом можно было бы закончить статью, если бы не несколько нюансов:
во-первых, поисковики засчитывают отказ совершенно по-разному;
во-вторых, важно научиться находить причины роста числа отказов и работать с ними;
в-третьих, есть случаи, когда высокий Bounce Rate — это в принципе норма.
Итак, сегодня мы расскажем о том, что такое показатель отказов, как его определить, почему эти данные не всегда однозначные и что со всем этим делать. Обещаем, будет интересно!
Что такое показатель отказов
Показатель отказов сайта — это процент пользователей, перешедших на страницу, но которые закрыли ее менее чем через 15 секунд или не перешли дальше нее.
Для наглядности давайте разберем Bounce Rate на примере и выполним простые подсчеты:
За прошлый месяц ваш сайт посетили 10 000 человек.
Из этих 10 000 посетителей 7 500 не нашли того, что искали, и спустя 10—15 секунд закрыли вкладку. А 2 500 задержались на посадочной странице дольше, да еще и просмотрели несколько внутренних страниц — каталог товаров, список услуг, прочее.
Соответственно, Bounce Rate в таком случае составляет 75% (7 500 из 10 000 посетителей).
Рассчитывается точный показатель отказов по простой формуле:
Rb — показатель отказов;
Tv — число посещений с просмотром только одной страницы и менее 15 секунд;
Te — общее число посещений страницы.
Но прежде чем вы возьметесь за калькулятор, мы должны сказать, что эта формула не совсем универсальная и не дает на 100% точных сведений. А все потому, что показатель отказов в Google Analytics определяется по-разному.
Показатель отказов в Google Analytics
Google Analytics в этом плане не самый лучший ориентир. «Гугл» не учитывает, сколько юзер провел на странице — 5 секунд или 20 минут. Если он просмотрел лишь одну страницу, после чего закрыл сайт, это считается отказом. То есть человек может 10 минут изучать лендинг с товаром или услугой, оставить заявку через форму обратной связи или напрямую связаться с представителем компании по телефону, но Google все равно посчитает, что это отказ.
На что влияет показатель отказов
В вопросе значимости коэффициента отказов для ранжирования сайта все не так однозначно, как кажется. С одной стороны, очевидно, что когда процент высокий, поисковики оценивают ресурс как нерелевантный, неполезный или неактуальный для посетителей. А это прямой путь к ухудшению позиций. Но если бы все было так просто, то одностраничники, блоги, а также сайты с предложением офлайн-услуг вообще не попадали бы в топ поисковой выдачи того же Google. Ведь на таких площадках пользователю обычно не нужно переходить по страницам.
Сейчас поисковики вполне лояльно относятся даже к довольно высокому коэффициенту отказов. Если вы решите оптимизировать показатель отказов, это еще не будет гарантией стремительного роста позиций. И наоборот, когда растет процент отказов на сайте, это не такой плохой знак, как кажется.
Но Bounce Rate — это важный показатель для самих владельцев веб-ресурса. Если вы видите, что отказов реально много, возможно, стоит улучшить юзабилити, доработать контент и просто сделать сайт привлекательнее для целевого пользователя. Но судить о качестве ресурса только по проценту отказов определенно не стоит.
Что такое хороший показатель отказов?
Если у вашего ресурса менее 50% отказов, это хороший показатель. Но, опять же, многое зависит от особенностей сайта и от того, какой инструмент аналитики вы используете.
Касательно более высоких значений, ситуация следующая:
60—70% — вполне типичная цифра для большинства современных веб-ресурсов;
70—80% — высокий показатель, свидетельствующий о необходимости провести оптимизацию сайта и поработать над контентом;
От 80% и выше — критически высокий показатель. Он означает, что сайт неэффективен и необходимо срочно предпринимать меры.
Важно!
Если у вашего сайта слишком низкий показатель отказов (20—30% или даже меньше) — это еще не повод радоваться. Есть риск, что данные искажены и стоит перепроверить несколько моментов:
не вызвано ли искажение данных спамным трафиком в Google Analytics;
не установлено ли у вас несколько кодов аналитики, из-за чего от одного посетителя может фиксироваться несколько событий;
не допущены ли ошибки в настройке отслеживания событий.
Нередко владельцы сайтов радуются, что у них показатель отказов очень низкий, а затем оказывается, что эти данные очень далеки от реальности.
Средний показатель отказов Google Analytics
Как мы и сказали выше, поисковики считают отказы по-своему. Поэтому универсального ответа на вопрос, какая норма показателя отказов, попросту не существует.
Для Google нормальный коэффициент — это 26—70%. Такой большой разброс обусловлен спецификой подсчетов, которую мы уже описали.
В каких случаях высокий процент ухода можно считать нормой
Если вы используете Google Analytics, то для некоторых веб-ресурсов высокий показатель отказов — это нормально. Это касается следующих типов сайтов:
одностраничники;
блоги;
новостные порталы.
То есть речь идет о площадках, где человек переходит на страницу, получает с нее всю необходимую ему информацию, после чего уходит.
Давайте рассмотрим на примере блога популярного блогера Ильи Варламова на площадке Teletype. Используя сервис Similarweb.com, мы увидим, что процент отказов — 64,72%. Немало, но и некритически много.
Значит ли это, что больше половины посетителей блога вообще не читают статьи? Исключительно верного ответа нет, так как доподлинно неизвестно, откуда Similarweb.com берет эти данные и как он считает отказы.
Как узнать показатель отказов сайта?
Перейдем к главному вопросу: как вычислить показатель отказов. Для этого можно задействовать инструменты и Google. Но, как вы уже поняли, данные будут отличаться. В некоторых случаях весьма существенно.
Как просмотреть отказы в Google Analytics
Отчет доступен сразу в нескольких источниках аналитических данных. Проще всего при анализе показателя отказов оценивать отдельные страницы и впоследствии работать с ними. Для этого нужно в аккаунте GA выбрать «Поведение» -> «Содержимое» -> «Целевые страницы».
Здесь вы можете увидеть процент отказов и данные по отдельным страницам.
Если здесь же выбрать «Источник», то можно просмотреть показатель отказов по источникам трафика. Кроме того, вы можете сегментировать аудиторию по разным параметрам и анализировать, для каких категорий показатель выше, а для каких — ниже. Важно научиться выбирать и настраивать сегменты и собирать данные по ним.
Рекомендуем сегментировать аудиторию по каналам трафика, входным страницам, браузеру, устройству, геолокации и т. д. Это позволит вам лучше понять, с какой аудиторией нужно работать и как снижать коэффициент отказов конкретно для нее.
Причины отказов и как уменьшить их показатель
Возможных причин, почему у вашего сайта большой процент отказов, масса. Они требуют детального анализа, оценки и поиска путей уменьшения. Мы же рассмотрим несколько распространенных причин, из-за которых показатель отказов сразу снижается.
Технические причины отказов
Пожалуй, одна из самых частых технических причин высокого показателя отказов — это медленная загрузка. Если страница загружается более 2—3 секунд, около 47% пользователей уходят с нее. Поэтому первое, что нужно сделать, — проверить скорость загрузки страниц. И если она слишком медленная — ускорить.
Другие распространенные технические причины отказов — это битые ссылки и пустые страницы. Здесь все понятно — пользователи сразу же уходят с таких страниц. Нужно исправлять ссылки, избавляться от пустых страниц и при необходимости настраивать редиректы.
Юзабилити сайта
Если сайт неудобный и неинтуитивный, это бросается в глаза сразу же. Переработайте структуру, упростите навигацию, сделайте использование вашего веб-ресурса максимально интуитивным.
Ошибка многих новичков — попытка «изобрести велосипед», создавая непривычную структуру, необычную навигацию и уникальный интерфейс веб-страницы. И очень часто это оказывается провальной стратегией. Даже банальный перенос списка категорий товаров интернет-магазина с левой части страницы в правую может губительно сказаться на поведенческих факторах. Поэтому если уже есть рабочая формула юзабилити сайта, радикально отходить от нее не стоит.
Дизайн сайта
В вопросе дизайна ситуация почти та же, что и с юзабилити. Ваш ресурс должен быть, во-первых, визуально привлекательным. А во-вторых, следовать правилам UX/UI дизайна.
По части оформления страницы самые распространенные причины роста числа отказов следующие:
перегруженность элементами;
неудачный выбор шрифтов и нечитабельный текст;
отсутствие акцентов на кнопках действий и других важных элементах (либо перебор с акцентами);
всплывающие окна, баннеры и прочее.
Ну и, естественно, огромную роль играет дизайн сайта в целом. Если ваш ресурс выглядит как какой-нибудь городской справочник из начала двухтысячных, он будет только отпугивать пользователей.
Адаптивность сайта и совместимость с разными браузерами
Практика разработки Mobile First — это уже общепринятое правило. Но все еще есть сайты, неадаптированные для мобильных устройств. Пользователь открывает страницу со смартфона, видит десктопную версию, буквально сплющенную до размеров 5—6 дюймов, и сразу же ее закрывает — сеанс завершен. Потому что пользоваться неадаптированным сайтом на смартфоне банально неудобно. А плохая адаптация порой еще хуже ее отсутствия.
С совместимостью браузеров ситуация похожая. Если при создании сайта ориентироваться лишь на один браузер (например, самый популярный — Chrome), нет гарантии, что в Firefox или в Safari он будет выглядеть и работать корректно. Соответственно, тут же растет процент отказов на сайте от пользователей данных веб-обозревателей.
Качество контента
По части контента (в частности текстового) действует несколько правил в трех направлениях:
Количество контента. Поисковики индексируют даже короткие тексты, но для снижения показателя отказов лучше, когда контента больше — его банально дольше изучают. Конечно, не везде нужны лонгриды на 10—20 тысяч знаков. Но если вы можете рассказать о своем продукте интересно и с пользой для читателя, делайте это. Визуальный контент тоже должен вовлекать, цеплять взгляд и удерживать пользователя на странице.
Качество контента. Откровенно плохие тексты — скучные, «водянистые», да еще и с ошибками — это провал. Они не способны увлечь читателя, задержать его на странице или «провести» по сайту дальше через гиперссылки. Изображения и видео — аналогично. Экономить на контенте не стоит.
Релевантность контента. Очень важно, чтобы контент на вашем сайте соответствовал ожиданиям целевой аудитории. Представьте, что девушка вводит в «Гугле» запрос «свадебное платье в Херсоне», но по выбранной ссылке попадает на сонник, в котором объясняют, к чему снится наряд невесты. Релевантный ли это контент? Нет. Девушка закрывает страницу — показатель отказов сайта растет.
Важное замечание! Нередко владельцы сайтов в самом начале работы размещают на страницах весьма посредственный контент, планируя в дальнейшем его заменить на более качественный. Это не лучшее решение. Гораздо разумнее сразу все сделать хорошо, а затем периодически актуализировать информацию по мере необходимости.
Перелинковка внутри сайта
Хороший способ, как уменьшить показатель отказов, — сделать перелинковку. Таким образом, ваш сайт буквально будет вести пользователя за руку, поможет ему быстрее находить нужную информацию и самое главное для вас — снизит процент отказов. Ведь, как мы помним, переход между страницами — это не отказ для Google. Только следите, чтобы не было битых ссылок, и делайте их релевантными. Также рекомендуем настроить их открытие в новом окне или вкладке. Плюс не забывайте о «хлебных крошках». Но о них немного ниже.
Воронка продаж внутри сайта
У вашего сайта должна быть правильная логика, которая будет направлять пользователя к целевому действию. Например: получение информации о товаре или услуге —> изучение преимуществ —> УТП —> заказ. Воронка продаж, если ее грамотно продумать и реализовать, работает лучше любого маркетолога и не требует от вас лишних действий.
Качественный целевой трафик
Представим, что у вас клининговая компания, которая оказывает услуги в Киеве. А вы по какой-то причине решаете запустить таргетированную рекламу по всей Украине и выделяете на это большие деньги. Поток трафика огромен, но трафик этот — нецелевой и не заточен под вашу ЦА. Пользователи заходят на сайт, видят, что услуга актуальна только для Киева, и тут же уходят. Получается парадокс — трафик взлетает, но вместе с ним растет и показатель отказов. А вы просто потратили деньги зря.
«Хлебные крошки»
«Хлебные крошки» — это элемент навигации сайта, цепочка вложенности страниц, которая обычно имеет такой вид: Главная — Раздел — Подраздел — Страница. Благодаря «хлебным крошкам» навигация становится более наглядной, а пользователь при необходимости может подняться на несколько уровней в один клик. Например, из карточки товара iPhone 12 сразу перейти в раздел «Смартфоны».
Выводы
Показатель отказов — это уникальный во многих отношениях параметр сайта, который одни специалисты сильно недооценивают, а другие — чрезмерно переоценивают. Истина же где-то посередине. Ставить этот показатель во главе всего SEO-продвижения, конечно же, не стоит, но и игнорировать его ни в коем случае нельзя. Ведь высокий процент — это сигнал, что у сайта есть серьезные недоработки. Соответственно, нужно проводить аудит, находить технические причины отказов и оперативно их устранять.
Надеемся, вы узнали что-то новое, и теперь будете уделять показателям отказов собственного сайта больше внимания. Ну а мы, в свою очередь, готовы предложить вам комплексный аудит сайта и предоставить индивидуальные решения для повышения этого показателя.
У вас остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
беседу!