Об этом не принято задумываться, но за минувшее десятилетие рынок недвижимости изменился до неузнаваемости. Мы давно забыли о газетах с объявлениями и стараемся избегать посредников при аренде жилья. Это произошло благодаря появлению первых электронных площадок с объявлениями и риэлторских порталов, а затем и сервисов наподобие Booking. Что ж это только начало цифровой революции в секторе недвижимости, сегодня он стремительно меняется благодаря новым технологиям.
Что такое PropTech
Под этим термином в широком смысле понимают любые диджитал-решения для индустрии девелопмента и сферы недвижимости: от приложений для поиска жилья, до виртуальных 3D-туров по объектам. К проектам PropTech относят концепции “умных” домов, AR/VR-платформы, инструменты для дизайна и BIM-проектирования, а также все концепции, возникающие на стыке девелопмента, рынка жилья, шеринговой экономики и финтеха.
Даже консервативный рынок недвижимости неизбежно меняется под влиянием новых технологий, ведь портрет его потребителей меняется. Покупатели и арендаторы стали моложе - сегодня это миллениалы, а спустя несколько лет к ним присоединятся и зумеры.
Как показало недавнее исследование Национальной ассоциации риэлторов США, уже сегодня более трети арендаторов и покупателей недвижимости (37%) - это молодые люди в возрасте от 21 до 48 лет. Эта аудитория привыкла полагаться на технологии, они активно пользуются гуглом и мобильными приложениями. И если потребитель привык делать покупки и заказывать еду в два клика на смартфоне, он будет ждать такого же удобного сервиса в других секторах - даже в сфере недвижимости.
Сегодня IT-инновации массово вливаются в девелопмент и риэлторский бизнес. Это одновременно и фактор добавленной стоимости продукта, и средство конкурентной борьбы. Но что гораздо важнее, PropTech меняет сами правила игры на этих рынках: проектирование и строительство объектов, маркетинг, характер финансовых отношений. Как следствие, меняются вкусы и привычки конечных потребителей - покупателей и арендаторов жилья.
Какие возможности дает PropTech
Применение диджитала в секторе недвижимости практически ничем не ограничено. Те или иные инструменты можно эффективно внедрять на всех этапах жизненного цикла объекта (проектировка, строительство, сдача и последующая эксплуатация); во всех сегментах недвижимости (коммерческая, жилая, гостиничная, офисная, складская и пр.).
Взяв определенный сегмент, определенный этап жизненного цикла объекта и определенные технологиии, мы получим то или иное направление развития PropTech.
Какие направления сегодня развиваются наиболее активно? Перечислим ключевые:
Листинг и поиск объектов. Решения для агрегации, систематизации и своевременного обновления данных по покупке/продаже, либо по аренде недвижимости. Крупные риэлторские агентства с большими базами данных нередко испытывают сложности с листингом своих объектов в режиме реального времени, что вредит сервису и существенно влияет на показатели бизнеса.
Платформы менеджмента арендных отношений. Такие сервисы берут на себя роль посредника и модератора во взаимодействии владельца и арендатора объекта. Владельцы ждут от платформ наподобие Booking и AirBNB гарантий оплаты и минимизации рисков, в то время как арендаторы - должного сервиса, надежного бронирования и широких возможностей по поиску жилья.
Сервисы для поиска данных по недвижимости. Инструменты для обработки баз данных, открытых источников и общедоступных реестров. К примеру, известный в Украине сервис Opendatabot позволяет мониторить изменения в земельном банке. Аналогичным образом сервис Urbandata позволяет автоматизировать проверку разрешений на строительство.
Средства аналитики рынка. Уже сегодня существуют стартапы, которые с помощью ИИ помогают пользователям определять наиболее выгодные объекты для инвестиций, формировать оптимальную стоимость продажи/аренды, просчитывать риски и возможности страхования.
Ипотечные платформы. Технологии и решения для цифрового ипотечного кредитования, сочетающие в себе достижения FinTech и PropTech. Такие платформы опираются на онлайн-банкинг, цифровые подписи и электронные правительственные базы данных. В порядке эксперимента сегодня к ним также привлекают блокчейн и смарт-контракты.
Решения для BIM-проектирования. Концепция Building Information Modeling позволяет строить объекты на основе многослойной трехмерной модели, с учетом всех инженерных особенностей проекта, физических характеристик материалов, факторов окружающей среды и прочего. Это позволяет существенно сократить ошибки в проектной документации и упрощает дальнейшую эксплуатацию объекта.
Системы управления строительством. Платформы, которые помогают организовать эффективную работу на стройплощадке: контролировать выполнение задач, вести финансовую отчетность и документацию, поддерживать коммуникацию с клиентом и непосредственными исполнителями работ.
Иммерсивный маркетинг. Инструменты для презентации объектов с помощью виртуальной и дополненной реальности. От простейших 3D-рендеров интерьера (visual staging), до полноценных VR-презентаций, где пользователь может “погулять” по модели несуществующей пока квартиры в шлеме виртуальной реальности. Сегодня в таких VR-моделях можно не просто гулять, но и взаимодействовать с окружением: двигать вещи, менять цвет обоев, менять время суток.
Умные дома. Интернет вещей и облачные платформы открывают новые возможности для собственников и арендаторов недвижимости. Удаленный мониторинг состояния недвижимости и управление инфраструктурой объекта со смартфона - это уже не фантастика, а нормальная практика для новых девелоперских проектов.
Метаверс. Создание глобальной сетевой виртуальной реальности сегодня больше похоже на амбициозный эксперимент техно-гигантов, чем на рабочее решение. Однако завтра метаверс может заменить нам интернет, а рынок виртуальной недвижимости существует уже сегодня. Там закрывают сделки на сотни миллионов долларов.
Это далеко не все известные и перспективные направления Proptech. Индустрия недвижимости очень сложна и обширна, а значит и возможностей для диджитализации в ней всегда будет очень много.
За минувшие 5-7 лет многие вчерашние амбициозные Proptech-стартапы уже достигли статуса “единорогов”: Booking.com, Airbnb, WeWork, LiquidSpace, Places.com и прочие. Очевидно, что в ближайшее десятилетие “единорогов” будет еще больше, а рынок будет расти еще быстрее.
По прогнозу FutureMarketInsights, в период 2022-2032 годов глобальный рынок PropTech будет расти со среднегодовым темпом в 16.8%. Ожидается, что за 10 лет объем этого рынка увеличится в разы - с 18 миллиардов долларов до 86 миллиардов.
Технологии PropTech
Индустрия активно использует как давно известные и проверенные решения, так и передовые инструменты. Попробуем перечислить их.
- Веб и мобайл-разработка. Это фундамент для любого стартапа, для любого сервиса. Чтобы вы не делали, с точки зрения конечного пользователя ваш продукт скорее всего будет выглядеть как мобильное или веб-приложение. Но возможны и исключения, скажем, в VR-проектах.
- Интернет вещей. Подключенные к сети датчики и умные бытовые приборы образуют экосистему для умного дома. Они собирают данные об окружающей среде и принимают команды от пользователя, позволяя ему удаленно управлять домофоном, камерой, или роботом пылесосом, например. Элементы IoT могут принимать простые решения без участия человека включать освещение, поддерживать температурный режим и прочее.
- Big Data. Поиск закономерностей в огромных базах данных помогает агентствам недвижимости строить эффективный листинг, сегментировать пользователей, строить эффективную ценовую политику, оценивать риски и пр. Практики Big Data незаменимы при поиске информации по объектам в открытых источниках и реестрах.
- Искусственный интеллект. Машинные алгоритмы и нейросети могут помочь анализом Big Data, провести предиктивную аналитику по динамике рынка, или по стоимости отдельного объекта. ИИ можно использовать и для построения сервиса. К примеру - как средство поиска “той самой” квартиры для арендатора, с учетом десятков переменных.
- BIM-проектирование. Одна из самых востребованных технологий в строительстве - создание сложных, высокоточных цифровых моделей строительного проекта. Такая модель позволяет избежать большинства ошибок и погрешностей проектирования, а в дальнейшем существенно упрощает обслуживание здания.
- VR/AR. Технологии виртуальной и дополненной реальности за минувшие пару лет стали гораздо доступнее и совершеннее. Их можно использовать и для иммерсивного маркетинга, и как вспомогательный инструмент для техников, обслуживающих здания.
- Блокчейн. Возможности блокчейна идеально подходят для соблюдения прозрачности и безопасности сделок. Скажем, реестр земельных участков на основе блокчейна будет защищен от мошенничества и рейдерства. Смарт-контракты на основе блокчейна могут обеспечить безопасную сделку по недвижимости без посредников.
В рамках одного стартапа эти технологии могут сочетаться в самых неожиданных конфигурациях, что потенциально может дать невиданные результаты. Сервис аренды квартир на основе ИИ и блокчейна может однажды сделать с рынком недвижимости то же, что Uber в свое время сделал с рынком такси.
Как избежать ошибок с PropTech
Очевидно, что техно-трансформация сферы недвижимости неизбежна. Но как и в любой суперактуальной теме, в PropTech наряду с конструктивом присутствует много “хайпа”, карго-культа и утопических надежд. Как избежать ошибок и сделать инвестиции в эту область максимально эффективными?
Мы считаем ключевым фактором успеха планирование и правильную постановку задач. Проведите аудит своего бизнеса, выделите в нем слабые места, изучите доступные технологии, а затем сформируйте на этой основе рамочную стратегию развития через диджитал. Ваш план не должен быть подробным, гораздо важнее будет реалистичность и выбор правильных предпосылок.
Девелоперам и агентствам недвижимости сегодня нужно стремительно наращивать экспертизу PropTech, если они хотят сохранить свою конкурентоспособность в перспективе ближайших 5-10 лет. Новыми лидерами рынка будут те, кто сможет быстро предложить новые цифровые сервисы и продукты. Как показала практика, у бизнеса в таких случаях есть два пути - формирование собственного крупного IT-подразделения, либо партнерство с опытной командой разработчиков.
И если у вас есть уже сегодня есть идеи по запуску или развитию диджитал-продуктов для недвижимости, не откладывайте их в долгий ящик. Как минимум, их стоит обсудить со специалистами. Обращайтесь к нам, эксперты WEZOM с радостью поделятся с вами своим опытом и покажут реальные кейсы в нише PropTech.