Василий
Василий
IT Sales Manager
17.10.2022

Почему PropTech актуален для компаний, занимающихся недвижимостью?

Василий
Василий
IT Sales Manager
17.10.2022
17.10.2022
1968
0

Об этом не принято задумываться, но за минувшее десятилетие рынок недвижимости изменился до неузнаваемости. Мы давно забыли о газетах с объявлениями и стараемся избегать посредников при аренде жилья. Это произошло благодаря появлению первых электронных площадок с объявлениями и риэлторских порталов, а затем и сервисов наподобие Booking. Что ж это только начало цифровой революции в секторе недвижимости, сегодня он стремительно меняется благодаря новым технологиям.

Что такое PropTech

Под этим термином в широком смысле понимают любые диджитал-решения для индустрии девелопмента и сферы недвижимости: от приложений для поиска жилья, до виртуальных 3D-туров по объектам. К проектам PropTech относят концепции “умных” домов, AR/VR-платформы, инструменты для дизайна и BIM-проектирования, а также все концепции, возникающие на стыке девелопмента, рынка жилья, шеринговой экономики и финтеха.

Даже консервативный рынок недвижимости неизбежно меняется под влиянием новых технологий, ведь портрет его потребителей меняется. Покупатели и арендаторы стали моложе - сегодня это миллениалы, а спустя несколько лет к ним присоединятся и зумеры. 

Как показало недавнее исследование Национальной ассоциации риэлторов США, уже сегодня более трети арендаторов и покупателей недвижимости (37%) - это молодые люди в возрасте от 21 до 48 лет. Эта аудитория привыкла полагаться на технологии, они активно пользуются гуглом и мобильными приложениями. И если потребитель привык делать покупки и заказывать еду в два клика на смартфоне, он будет ждать такого же удобного сервиса в других секторах - даже в сфере недвижимости. 

Сегодня IT-инновации массово вливаются в девелопмент и риэлторский бизнес. Это одновременно и фактор добавленной стоимости продукта, и средство конкурентной борьбы. Но что гораздо важнее, PropTech меняет сами правила игры на этих рынках: проектирование и строительство объектов, маркетинг, характер финансовых отношений. Как следствие, меняются вкусы и привычки конечных потребителей - покупателей и арендаторов жилья. 

Какие возможности дает PropTech

Применение диджитала в секторе недвижимости практически ничем не ограничено. Те или иные инструменты можно эффективно внедрять на всех этапах жизненного цикла объекта (проектировка, строительство, сдача и последующая эксплуатация); во всех сегментах недвижимости (коммерческая, жилая, гостиничная, офисная, складская и пр.).

Взяв определенный сегмент, определенный этап жизненного цикла объекта и определенные технологиии, мы получим то или иное направление развития PropTech. 

Какие направления сегодня развиваются наиболее активно? Перечислим ключевые:

Листинг и поиск объектов. Решения для агрегации, систематизации и своевременного обновления данных по покупке/продаже, либо по аренде недвижимости. Крупные риэлторские агентства с большими базами данных нередко испытывают сложности с листингом своих объектов в режиме реального времени, что вредит сервису и существенно влияет на показатели бизнеса. 

Платформы менеджмента арендных отношений. Такие сервисы берут на себя роль посредника и модератора во взаимодействии владельца и арендатора объекта. Владельцы ждут от платформ наподобие Booking и AirBNB гарантий оплаты и минимизации рисков, в то время как арендаторы - должного сервиса, надежного бронирования и широких возможностей по поиску жилья. 

Сервисы для поиска данных по недвижимости. Инструменты для обработки баз данных, открытых источников и общедоступных реестров. К примеру, известный в Украине сервис Opendatabot позволяет мониторить изменения в земельном банке. Аналогичным образом сервис Urbandata позволяет автоматизировать проверку разрешений на строительство. 

Средства аналитики рынка. Уже сегодня существуют стартапы, которые с помощью ИИ помогают пользователям определять наиболее выгодные объекты для инвестиций, формировать оптимальную стоимость продажи/аренды, просчитывать риски и возможности страхования. 

Ипотечные платформы. Технологии и решения для цифрового ипотечного кредитования, сочетающие в себе достижения FinTech и PropTech. Такие платформы опираются на онлайн-банкинг, цифровые подписи и электронные правительственные базы данных. В порядке эксперимента сегодня к ним также привлекают блокчейн и смарт-контракты.

Решения для BIM-проектирования. Концепция Building Information Modeling позволяет строить объекты на основе многослойной трехмерной модели, с учетом всех инженерных особенностей проекта, физических характеристик материалов, факторов окружающей среды и прочего. Это позволяет существенно сократить ошибки в проектной документации и упрощает дальнейшую эксплуатацию объекта. 

Системы управления строительством. Платформы, которые помогают организовать эффективную работу на стройплощадке: контролировать выполнение задач, вести финансовую отчетность и документацию, поддерживать коммуникацию с клиентом и непосредственными исполнителями работ. 

Иммерсивный маркетинг. Инструменты для презентации объектов с помощью виртуальной и дополненной реальности. От простейших 3D-рендеров интерьера (visual staging), до полноценных VR-презентаций, где пользователь может “погулять” по модели несуществующей пока квартиры в шлеме виртуальной реальности. Сегодня в таких VR-моделях можно не просто гулять, но и взаимодействовать с окружением: двигать вещи, менять цвет обоев, менять время суток. 

Умные дома. Интернет вещей и облачные платформы открывают новые возможности для собственников и арендаторов недвижимости. Удаленный мониторинг состояния недвижимости и управление инфраструктурой объекта со смартфона - это уже не фантастика, а нормальная практика для новых девелоперских проектов. 

Метаверс. Создание глобальной сетевой виртуальной реальности сегодня больше похоже на амбициозный эксперимент техно-гигантов, чем на рабочее решение. Однако завтра метаверс может заменить нам интернет, а рынок виртуальной недвижимости существует уже сегодня. Там закрывают сделки на сотни миллионов долларов. 

Это далеко не все известные и перспективные направления Proptech. Индустрия недвижимости очень сложна и обширна, а значит и возможностей для диджитализации в ней всегда будет очень много. 

За минувшие 5-7 лет многие вчерашние амбициозные Proptech-стартапы уже достигли статуса “единорогов”: Booking.com, Airbnb, WeWork, LiquidSpace, Places.com и прочие. Очевидно, что в ближайшее десятилетие “единорогов” будет еще больше, а рынок будет расти еще быстрее. 

По прогнозу FutureMarketInsights, в период 2022-2032 годов глобальный рынок PropTech будет расти со среднегодовым темпом в 16.8%. Ожидается, что за 10 лет объем этого рынка увеличится в разы - с 18 миллиардов долларов до 86 миллиардов. 

Технологии PropTech

Индустрия активно использует как давно известные и проверенные решения, так и передовые инструменты. Попробуем перечислить их. 

  • Веб и мобайл-разработка. Это фундамент для любого стартапа, для любого сервиса. Чтобы вы не делали, с точки зрения конечного пользователя ваш продукт скорее всего будет выглядеть как мобильное или веб-приложение. Но возможны и исключения, скажем, в VR-проектах.
  • Интернет вещей. Подключенные к сети датчики и умные бытовые приборы образуют экосистему для умного дома. Они собирают данные об окружающей среде и принимают команды от пользователя, позволяя ему удаленно управлять домофоном, камерой, или роботом пылесосом, например. Элементы IoT могут принимать простые решения без участия человека включать освещение, поддерживать температурный режим и прочее.
  • Big Data. Поиск закономерностей в огромных базах данных помогает агентствам недвижимости строить эффективный листинг, сегментировать пользователей, строить эффективную ценовую политику, оценивать риски и пр. Практики Big Data незаменимы при поиске информации по объектам в открытых источниках и реестрах.
  • Искусственный интеллект. Машинные алгоритмы и нейросети могут помочь анализом Big Data, провести предиктивную аналитику по динамике рынка, или по стоимости отдельного объекта. ИИ можно использовать и для построения сервиса. К примеру - как средство поиска “той самой” квартиры для арендатора, с учетом десятков переменных. 
  • BIM-проектирование. Одна из самых востребованных технологий в строительстве - создание сложных, высокоточных цифровых моделей строительного проекта. Такая модель позволяет избежать большинства ошибок и погрешностей проектирования, а в дальнейшем существенно упрощает обслуживание здания.
  • VR/AR. Технологии виртуальной и дополненной реальности за минувшие пару лет стали гораздо доступнее и совершеннее. Их можно использовать и для иммерсивного маркетинга, и как вспомогательный инструмент для техников, обслуживающих здания.
  • Блокчейн. Возможности блокчейна идеально подходят для соблюдения прозрачности и безопасности сделок. Скажем, реестр земельных участков на основе блокчейна будет защищен от мошенничества и рейдерства. Смарт-контракты на основе блокчейна могут обеспечить безопасную сделку по недвижимости без посредников. 

В рамках одного стартапа эти технологии могут сочетаться в самых неожиданных конфигурациях, что потенциально может дать невиданные результаты. Сервис аренды квартир на основе ИИ и блокчейна может однажды сделать с рынком недвижимости то же, что Uber в свое время сделал с рынком такси. 

Как избежать ошибок с PropTech

Очевидно, что техно-трансформация сферы недвижимости неизбежна. Но как и в любой суперактуальной теме, в PropTech наряду с конструктивом присутствует много “хайпа”, карго-культа и утопических надежд. Как избежать ошибок и сделать инвестиции в эту область максимально эффективными?

Мы считаем ключевым фактором успеха планирование и правильную постановку задач. Проведите аудит своего бизнеса, выделите в нем слабые места, изучите доступные технологии, а затем сформируйте на этой основе рамочную стратегию развития через диджитал. Ваш план не должен быть подробным, гораздо важнее будет реалистичность и выбор правильных предпосылок.

Девелоперам и агентствам недвижимости сегодня нужно стремительно наращивать экспертизу PropTech, если они хотят сохранить свою конкурентоспособность в перспективе ближайших 5-10 лет. Новыми лидерами рынка будут те, кто сможет быстро предложить новые цифровые сервисы и продукты. Как показала практика, у бизнеса в таких случаях есть два пути - формирование собственного крупного IT-подразделения, либо партнерство с опытной командой разработчиков.

И если у вас есть уже сегодня есть идеи по запуску или развитию диджитал-продуктов для недвижимости, не откладывайте их в долгий ящик. Как минимум, их стоит обсудить со специалистами. Обращайтесь к нам, эксперты WEZOM с радостью поделятся с вами своим опытом и покажут реальные кейсы в нише PropTech.

Как вам статья?
Давайте обсудим Ваш проект
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
wezom logo
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях
Этот сайт использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя. Продолжая просматривать сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie.