Вы заметили, что трафик на ваш сайт резко упал? Ищете причины снижения посещаемости? Хотите понять, что вы делаете не так, планируя работу по SEO-продвижению? Давайте разбираться вместе, почему падает трафик в магазине. Причин такого явления может быть много, а если мы «поставим правильный диагноз», то уже станет понятно, что делать для исправления ситуации.
Какие причины снижения трафика веб-ресурса
Независимо от ниши, в которой работает сайт, принцип «рейтинг в поиске = посещаемость = количество клиентов = доход» применим ко всем веб-ресурсам. Поэтому вопрос, почему падает трафик сайта, актуален для всех, кто попал в подобную ситуацию.
Одной из распространенных причин внезапного снижения посещаемости может быть обновление поисковых алгоритмов. Представители Google утверждают, что обновления, направленные на улучшение работы поисковика, вносятся чуть ли не каждый день, а «существенные апдейты» выполняются несколько раз в год. Чтобы проверить, изменился ли алгоритм, нужно следить за пресс-релизами компании или за статьями в нашем блоге. Мы стараемся давать актуальную информацию обо всех новых правилах и требованиях Google.
Однако, помимо изменений в ранжировании сайта, связанных с обновлением алгоритмов, снижение трафика может быть обусловлено другими причинами, о которых мы расскажем вам далее.
1. Отсутствие индексации
Если сайт или его отдельные страницы не отображаются в поисковой выдаче, это означает, что пользователи не могут их обнаружить и перейти на веб-ресурс. Для проверки этого достаточно в поисковике ввести запрос «site:ваш_адрес_сайта». В результате вы увидите страницы, которые в настоящее время проиндексированы, или не увидите ничего, если сайт полностью исключен из индекса.
Стоит отметить, что часто встречается ситуация, когда специалист решает самостоятельно исключить страницы сайта из поискового рейтинга Google. Для этого он добавляет код nofollow/noindex в метатег robots. Этот шаг предотвращает индексацию указанных страниц Google и скрывает их от пользователей.
Такой подход будет полезен, если необходимо:
-
избежать дублирования контента;
-
ограничить доступ пользователей к определенным страницам (например, к странице входа в систему для команды);
-
поработать над новыми страницами во время обновления сайта.
Чтобы проверить индексацию сайта, начните с проверки файла robots.txt. Вам нужно убедиться, что там нет запрета на индексацию определенных страниц или разделов (Disallow: /). Также важно своевременно удалить код nofollow со страниц, над которыми велись работы по обновлению контента.
2. Попадание под фильтры
Когда мы ищем причины падения трафика на сайт, требуется исключить попадание под штрафные санкции поисковых систем. Правила, которые установлены Google, достаточно жесткие. Все это делается, чтобы бороться с поисковым спамом, когда сайты и страницы выходят в топ выдачи не по естественным причинам, а из-за использования приемов черной или серой оптимизации.
Среди основных ситуаций, когда могут быть применены фильтры, чаще всего такие:
-
переоптимизация — использование избыточного количества ключевых слов в заголовках или метатегах;
-
закупка обратных ссылок с низкокачественных или запрещенных ресурсов;
-
наличие скрытого текста или ссылок, которые посетители не видят, но они предназначены для поисковых роботов;
-
активное участие в обмене ссылками или других подобных схемах;
-
размещение на сайте или на внешних ресурсах фейковых отзывов;
-
плагиат или использование пиратского контента;
-
размещение вредоносного программного обеспечения, вирусов или другого подобного контента на веб-ресурсе.
Проверить, не попал ли ваш сайт под штрафные санкции, вы можете в аккаунте Google Search Console.
3. Размещение вредоносного ПО
К сожалению, бывают ситуации, когда падает посещаемость сайта, а вы не можете определить, почему это происходит. Одна из возможных причин — заражение вирусами или внедрение вредоносного программного обеспечения. Это происходит без вашего ведома. Как правило, взломщики в таких случаях хотят:
-
перенаправить трафик на свой сайт;
-
получить конфиденциальную информацию про ваших посетителей;
-
совершить какие-либо финансовые махинации через сайт;
-
создать спам-страницы;
-
удалить или заменить данные;
-
запустить атаки типа «отказ в обслуживании».
Вредоносные программы могут проникать на сайт после успешной атаки межсайтового скриптинга (XSS) или других методов. Они также могут быть добавлены из-за уязвимости в системе управления контентом, теме или плагине.
После того как алгоритмы Google обнаруживают вредоносное ПО на сайте, будут немедленно приняты меры для защиты пользователей. В результате при переходе на страницу люди увидят надпись: «Этот сайт может нанести вред вашему компьютеру». Как правило, в итоге теряется примерно 95% поискового трафика Google.
Пользователи Google Search Console, Google Analytics или Google Adsense получат предупреждения о наличии вредоносного программного обеспечения на своих ресурсах через электронную почту, на которую зарегистрирован аккаунт.
4. Снижение рейтинга после миграции или внесения изменений на сайте
Любое обновление сайта может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на его позиции в результатах поиска. Чаще всего падает трафик после значительных преобразований (например, из-за удаления страниц, обновления перелинковки, изменения навигации, ссылок и т. д.). Особое внимание следует уделить вопросу редиректов, особенно если затрагиваются URL-адреса.
Чтобы проверить, не приведут ли внедренные изменения к снижению трафика, можно сделать следующее:
-
используйте Wayback Machine для анализа предыдущего состояния ресурса до снижения трафика. Если данные значительно отличаются, вы, возможно, найдете причину;
-
проанализируйте органическую видимость в Ahrefs или Semrush, уделяя внимание неработающим обратным ссылкам. Так вы найдете страницы, которые были неправильно перенаправлены или случайно удалены.
Чтобы избежать проблем снижения посещаемости сайта, рекомендуется разработать план миграции и обратиться за помощью к опытным специалистам.
5. Некорректное использование ключевых запросов
При выборе ключевых слов крайне важно, чтобы они соответствовали запросам, которые вводят в поисковую строку заинтересованные пользователи. Не менее важно, чтобы на одном сайте под один запрос не были оптимизированы несколько страниц. Такие разделы будут конкурировать между собой в результатах поиска.
Разбираясь с тем, почему может упасть органический трафик, важно поработать над обновлением страниц и наполнением их контентом с новыми ключами. Это поможет улучшить рейтинг веб-ресурса в поисковой выдаче и облегчит пользователям поиск нужной информации.
Однако стоит помнить, что излишняя оптимизация тоже может стать проблемой и привести к тому, что Google оценит сайт как недостаточно информативный.
При создании контента рекомендуется использовать инструменты Clearscope или SurferSEO. Они помогут определить нужное количество ключевых слов и оптимальную длину статьи.
6. Ошибки в метаданных
Микроразметка — это полезный инструмент, который служит для того, чтобы дать информацию поисковым системам о том, какие данные есть на сайте. Чем качественнее она будет проработана, тем точнее страница отобразится в выдаче. С помощью качественной микроразметки создается кликабельный сниппет, который содержит информацию о товаре и компании.
Среди самых важных метатегов, способствующих улучшению рейтинга ресурса, следует выделить Title, Description и заголовки H1–H6. Важно избегать несогласованности в предоставлении метаданных. Например, если вы изменяете дату публикации статьи на сайте, необходимо также обновить эти сведения в описании.
Хотя может показаться, что настройка микроразметки выполняется один раз, на самом деле важно следить за актуальностью информации. Если происходят изменения на сайте, потребуется соответствующее редактирование метаданных.
7. Высокая конкуренция
Иногда причины падения трафика в магазине связаны не с работой самого сайта или с апдейтами поисковика, а с поведением конкурентов. Это бывает, когда на рынок выходит новый игрок, активно продвигающий себя в цифровой среде.
Чтобы предотвратить подобные сценарии, необходимо регулярно осуществлять мониторинг тематики. Зайдите в Search Console и определите, какие ключевые слова исчезли из топ-3. Показатели трафика не особенно изменятся, если позиции ключа упали с 5-го на 9-е место, но «выбивание» из тройки лидеров — это существенно.
Вопрос о том, как исправить такую ситуацию, — один из самых сложных, поскольку придется побеждать конкурентов в их же игре. Попытайтесь определить, что делает их сильнее: качество контента, глубина информации, сила обратных ссылок и т. д. Затем соответствующим образом улучшите свою страницу. Основная рекомендация заключается в том, чтобы не застаиваться на месте и проявлять активность.
8. Снижение посещаемости из-за сезонности спроса
Не все причины падения трафика можно объяснить с точки зрения SEO. Важно учитывать также поведение пользователей и их потребности. Сезонные колебания активности широко распространены во многих сферах и могут создавать трудности для продвижения онлайн. Например, если ваш бизнес связан с продажей фитнес-оборудования, вы можете ожидать роста трафика весной, за которым последует постепенное снижение. Аналогично, если вы торгуете школьными принадлежностями, скорее всего, вы заметите уменьшение трафика в течение учебного года и его резкий рост в конце лета.
Чтобы исключить эту причину, рассмотрите, может ли ваш ассортимент товаров подвергаться сезонным колебаниям, а затем проанализируйте, в какое время падает посещаемость сайта. Если есть подозрение, что сезонность играет роль в вашей тематике, но вы не уверены на 100%, воспользуйтесь Google Trends для изучения истории поиска по основным ключам.
Если ваша продукция строго сезонная (например, пляжная одежда), то лучше планировать свои бизнес-процессы с учетом этого фактора. В противном случае рекомендуется диверсифицировать ассортимент продукции.
9. Мобильная оптимизация
Если веб-ресурс не оптимизирован должным образом для мобильных устройств, вы упускаете большую часть потенциальных клиентов. Причины падения трафика в магазине нередко связаны с плохой мобильной адаптацией сайта.
Онлайн-инструменты могут помочь вам оценить, насколько удобен веб-ресурс для пользователей гаджетов. Проанализируйте дизайн сайта и удостоверьтесь, что он адаптивен, то есть автоматически приспосабливается под разные размеры дисплеев. Также убедитесь, что кнопки легко нажимать на небольших экранах, а текст можно прочесть без необходимости масштабирования.
10. Проблемы из-за несоответствия требованиям безопасности Google
Для Google безопасность пользователей является первоочередным вопросом. Если выявлены какие-либо проблемы такого характера, это может серьезно повлиять на ранжирование веб-ресурса.
Одним из важных аспектов является соблюдение протокола безопасного соединения HTTPS. Если сайт до сих пор не переведен на защищенную версию стандартного протокола передачи данных, это следует сделать незамедлительно.
Если вы не пользуетесь Search Console, вы можете проверить наличие предупреждений о безопасности, воспользовавшись командой site:yoursiteurl в поиске Google.
Кроме того, стоит учесть требования E-A-T Google (экспертность, авторитетность, надежность), особенно если ваш бизнес связан с финансами и здоровьем.
11. Падение трафика из-за низкой скорости загрузки
Скорость загрузки страницы является неотъемлемой частью пользовательского опыта и известным фактором ранжирования для поисковых систем. Веб-ресурс, который загружается медленно, может вызвать недовольство у людей, переходящих на него. Это приведет к увеличению показателя отказов и в конечном итоге к снижению органического трафика.
Чтобы разобраться в деталях и исключить эту причину, проведите тест скорости сайта и постарайтесь выявить элементы, замедляющие его работу. Например, это могут быть большие файлы изображений или избыточные скрипты. Затем оптимизируйте контент: измените размер картинок или конвертируйте их в более эффективные форматы, минимизируйте файлы HTML, CSS и JavaScript, уменьшите число HTTP-запросов, включите кеширование браузера или используйте сети доставки контента.
12. Избыточное количество рекламы
Вы можете отметить, что падает посещаемость сайта, если на веб-ресурсе избыточное количество рекламы: всплывающих окон, баннеров, а также автоматически воспроизводящегося аудио- или видеоконтента.
Людям не нравится много рекламы, они уходят с таких сайтов, и в результате увеличивается показатель отказов.
13. Технические проблемы
Если вы заметили, что резко падает трафик, это может быть связано с техническими недоработками. Простейший метод проверки — провести полное сканирование сайта с использованием Screaming Frog.
Важно обратить внимание на следующие моменты:
-
наличие тегов noindex и nofollow;
-
обновление файла Robots.txt, который, возможно, блокирует индексацию всего сайта;
-
проблемы с тегами Canonical (например, неверные канонические ссылки, указывающие на страницы с ошибкой 404, и другие проблемы).
Технические недостатки обычно легко устраняются, и есть высокая вероятность, что трафик вернется после повторной индексации сайта Google.
Как решить проблему уменьшения трафика
Итак, предлагаем вам алгоритм, что делать, чтобы посещаемость вашего веб-ресурса только росла:
-
регулярно проводите анализ трафика, не дожидаясь резких колебаний. Сравнивайте данные с предыдущими периодами, чтобы выявить динамику. В этом помогут Google Analytics и Google Search Console;
-
если у вас новый сайт, отслеживайте деятельность конкурентов в нише и тестируйте другие стратегии. Similarweb, Ahrefs и Serpstat могут быть полезными для мониторинга;
-
анализируйте поисковые запросы пользователей и обеспечивайте продвижение по релевантным ключевикам. Для этого воспользуйтесь Планировщиком ключевых слов Google, Serpstat или SemRush.
Не забывайте, что для устранения проблем с посещаемостью важно первоначально выявить причины. Как только они будут установлены, можно приступить к целенаправленным действиям — работать над улучшением мобильной адаптации, повышением скорости загрузки, устранением агрессивной рекламы, исправлением технических недостатков и т. д.
Подводя итоги
Подводя итоги, мы хотим вам еще раз напомнить, что современный виртуальный мир предельно насыщенный и «тесный». Поэтому является ошибочным мнение, что достаточно запустить онлайн-магазин или любой другой интернет-проект и довольствоваться высоким трафиком. Напротив, нужно следить за его развитием и заниматься SEO-продвижением в сопровождении специалистов.