Паттерны проектирования: что это и зачем они нужны

08.12.2025
341
0

Все серьезные IT-продукты, в конечном итоге, нуждаются в одних и тех же качествах: гибкость, масштабируемость и простота в поддержке. Как их достичь?  Вместо того чтобы каждый раз изобретать колесо, разработчики научились использовать проверенные временем универсальные решения – так называемые шаблоны, или паттерны проектирования.

Давайте обсудим Ваш проект
Заполните личные данные.
Phone
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее

Что такое паттерн программирования? Это проверенное, эффективное, многократно опробованное решение типичных проблем в разработке ПО. Паттерны нельзя назвать готовыми кусками кода или даже фреймворками — скорее это шаблоны мышления, структурные подходы и рекомендации, помогающие строить понятную, гибкую и масштабируемую архитектуру. 

Идея паттернов была популяризирована так называемой "Бандой Четырех" (Gang of Four) - Эрихом Гаммой, Ричардом Хелмом, Ральфом Джонсоном и Джоном Влиссидесом - в их знаковой книге 1994 года "Design Patterns: Elements of Reusable Object-Oriented Software". С тех пор шаблоны проектирования стали общей базой для инженеров ПО по всему миру. 

Паттерн, архитектура и алгоритм: в чем разница?

Чтобы разобраться в теме, важно четко отделить паттерн от смежных понятий – архитектуры и алгоритмов разработки ПО. В частности: 

Алгоритм — это последовательность конкретных действий по решению логической задачи. Он фокусируется не на структуре кода, а на том, как добиться определенного результата (сортировка, поиск, оптимизация и т.п.). Алгоритмы стоят на самом низком уровне абстракции.

Паттерн проектирования определяет общий способ организации взаимодействия между частями системы - например, как создавать объекты, как распределять ответственность между классами или как наладить коммуникацию между компонентами Следовательно, паттерны стоят на среднем уровне абстракции. 

Архитектура, в свою очередь, работает на макроуровне: она описывает общее устройство приложения, модули, их пределы, связи и взаимодействия. Именно архитектура определяет, как будет выглядеть вся система – это высокий уровень абстракции, стратегия построения продукта. 

Концепция Фокус Назначение Пример
Алгоритм Конкретные вычислительные шаги Решение математической или вычислительной задачи Сортировка пузырьком, алгоритм поиска Дейкстры
Шаблон проектирования Взаимодействие классов и объектов Организация структуры кода для гибкости и поддержки

Singleton

Factory Method

Observer

Архитектура Общая структура системы и ее компонентов Определение глобальных правил взаимодействия подсистем Архітектура Мікросервісів, Моноліт, Трирівнева архітектура

Зачем использовать паттерны проектирования?

Сегодня паттерны программирования – это не теория, а практический инструмент, приносящий ощутимую экономическую и техническую выгоду на всех этапах жизненного цикла ПО. Назовем ключевые преимущества: 

Оптимизация разработки и качественный рефакторинг кода — ключевые преимущества использования паттернов проектирования в WEZOM

Оптимизация разработки

Использование паттернов существенно ускоряет процесс разработки. Команде не нужно придумывать подход к решению типичной проблемы – она может применить проверенное решение и быть уверенной в его эффективности. Это сокращает время проектирования, ускоряет написание кода и сводит к минимуму возможные технические риски. Например, если необходимо обеспечить наличие одного экземпляра класса во всей системе, разработчики не создают собственный механизм блокировки, а сразу внедряют паттерн Singleton. 

Повторное использование решений

Паттерны – это, по сути, библиотека знаний и опыта, а не библиотека кода. Они обеспечивают повторяемость и предсказуемость решений. Каждый паттерн решает конкретную проблему: будь то гибкое создание объектов (Factory), или управление зависимостями (Dependency Injection). Овладев паттерном однажды, разработчик может применять его в совершенно разных языках программирования (Java, Python, C#) и разных контекстах (мобильная разработка, бэкенд, десктоп), что создает огромную эффективность и снижает кривую обучения.

Уменьшение сложности, улучшение структуры кода

Проекты имеют тенденцию к росту и усложнению, что часто приводит к "спагетти-коду" — неуправляемой и запутанной структуре. Паттерны помогают контролировать этот процесс. Они действуют как архитектурные разделители, изолируя разные части функциональности друг от друга (например, паттерн Strategy). Это делает систему менее уязвимой к изменениям: изменение в одной части кода с меньшей вероятностью вызовет непредсказуемые побочные эффекты в другой. Так шаблоны значительно уменьшают когнитивную нагрузку на команду, уменьшают вероятность ошибок и улучшают контролируемость проекта. 

Повышение масштабируемости

Многие паттерны созданы именно для того, чтобы система могла легко расширяться. Например, Strategy или Factory Method позволяют безболезненно добавлять новое поведение или типы объектов, не изменяя основной код. Структурные паттерны (Facade, Decorator, Adapter, Composite) способствуют созданию четкой модульной структуры и простоте добавления логики. Даже если система начиналась как монолит, паттерны помогают безболезненно перейти к микросервисам или модульной архитектуре.

Упорядочивание и стандартизация кода

Важнейшее преимущество паттернов в командной работе — они помогают разным специалистам и подразделениям говорить на одном языке. Когда инженер говорит: "Здесь нам нужен паттерн Observer”, его коллега сразу понимает всю структуру, роли классов (Subject, Observer) и цель этого решения. Это дает важные плюсы: 

  • Улучшение коммуникации. Новые члены команды скорее осознают структуру проекта, если она построена на знакомых паттернах.

  • Упрощение поддержки. Стандартизированный код легче читать, дебажить и расширять. Меньше времени уходит на выяснение того, что имел в виду программист, и больше — на эффективную работу.

Качественный рефакторинг

Когда код построен по паттернам, его легче анализировать, выявлять проблемные места и модифицировать без риска нарушить логику всей системы. Устоявшиеся шаблоны помогают избегать чрезмерной зависимости между модулями, поэтому изменения в одном компоненте реже вызывают ошибки в других. Кроме того, многие паттерны – такие, как Strategy, State, Command, Decorator – созданы так, чтобы поведение или функциональность можно было вынести в отдельные классы.

Основные группы паттернов проектирования

Уже упомянутая выше "Банда Четырех" в своей знаковой книге о шаблонах проектирования ПО разделила их на три основных категории. Эта классификация отражает основную цель, которую паттерн решает в архитектуре: создание объектов, организация их структуры или управление их взаимодействием.

  • Порождающие паттерны (Creational) сосредоточены на процессе создания объектов. Они помогают контролировать механизмы инстанцирования и избегать излишней зависимости от конкретных классов. Порождающие паттерны делают код более гибким и облегчают расширение системы, поскольку создание объектов происходит централизованно и унифицировано. К этой группе относятся такие паттерны, как Singleton, Factory Method, Abstract Factory, Builder и Prototype.

  • Структурные паттерны (Structural) отвечают за то, как компоненты программы совмещаются между собой. Они помогают упорядочивать структуру классов и объектов, упрощают поддержку больших систем и позволяют изменять или расширять функциональность без переписывания существующего кода. Среди наиболее распространенных структурных паттернов – Adapter, Composite, Decorator, Bridge и Facade.

  • Поведенческие паттерны (Behavioral) определяют модели взаимодействия между объектами и распределение ответственности между ними. Они описывают, как объекты общаются, реагируют на изменения состояния и выполняют сложные действия, не создавая излишних связей между компонентами. К поведенческим паттернам относятся Strategy, Observer, Command, State, Chain of Responsibility и другие.

Эти три группы охватывают большинство повторяющихся задач в программировании, давая разработчикам инструменты для построения понятных, гибких и поддерживаемых систем.

Самые распространенные паттерны проектирования

Выше мы разобрали классификацию шаблонов проектирования и вспомнили некоторые из них. Следующий шаг – разобрать самые распространенные паттерны, определить их сущность и назначение.

Порождающие паттерны Структурные паттерны Поведенческие паттерны
  • Singleton
  • Factory Method
  • Abstract Factory
  • Builder
  • Adapter
  • Facade
  • Decorator
  • Observer
  • Strategy
  • Command

Самые распространенные рождающие паттерны

  • Singleton. Гарантирует, что у класса есть только один экземпляр в пределах всего приложения и предоставляет глобальную точку доступа к нему. Идеально подходит для управления конфигурациями, логерами или подключениями к базам данных, где требуется только один общий ресурс.

  • Factory Method. Определяет интерфейс для создания объекта, но оставляет решение о том, какой именно класс инстанцировать, подклассам. Обеспечивает гибкое добавление новых типов продуктов без изменения основного клиентского кода.

  • Abstract Factory. Предоставляет интерфейс для создания семейств взаимосвязанных или зависимых объектов. Чаще всего ассоциируется с обеспечением инкапсуляции, что является одним из ключевых принципов объектно-ориентированного программирования 

  • Builder. Отделяет сложный процесс конструирования объекта от его финального представления. Это удобно для создания структур с большим количеством параметров или вложенных элементов (например, конфигурация сложной модели автомобиля с разными опциями).

Самые распространенные структурные паттерны

  • Adapter. Позволяет объектам с несовместимыми интерфейсами работать вместе, обращая один объект в класс, соответствующий ожидаемому интерфейсу. Используется для интеграции сторонних библиотек или перехода на новые API без изменения существующего кода.

  • Facade. Предоставляет единый, упрощенный интерфейс к сложной подсистеме, состоящей из многих классов. Это уменьшает зависимость клиентского кода от внутренней реализации подсистемы и делает ее более простой.

  • Decorator. Позволяет динамически расширять функциональность объекта без изменения его основного класса. Используется, когда нужно прибавлять поведение "на лету" без создания обширной иерархии классов. 

Самые распространенные поведенческие паттерны

  • Observer. Определяет зависимость "один-к-многим". Когда один объект (Subject) изменяет состояние, все зависимые объекты (Observers) автоматически извещаются. Часто используется в архитектуре Model-View-Controller (MVC).потому что в реактивном программировании.

  • Strategy. Определяет семейство алгоритмов, инкапсулирует каждый из них и делает их взаимозаменяемыми. Это позволяет клиенту выбирать нужный алгоритм при выполнении без изменения кода, например, различные алгоритмы сортировки или разные способы оплаты.

  • Command. Инкапсулирует запрос как объект, позволяя параметризировать клиентов разными запросами, ставить их в очередь, логировать или отменять. Типичное применение – реализация функций типа "undo/redo" или отложенных операций.

Приведенные паттерны стали классикой объектно-ориентированного проектирования и остаются актуальными в 2025 году, поскольку помогают создавать более чистые, предсказуемые и масштабируемые решения.

Недостатки паттернов

Шаблоны проектирования программного обеспечения – это незаменимые инструменты в руках опытного разработчика. Но, как и любой инструмент, они имеют собственные ограничения. Понимание этих недостатков отличает зрелого инженера ПО от новичка. 

  • Паттерны могут усложнять код (Over-engineering). Применение сложного паттерна (Abstract Factory или Visitor) для решения простой проблемы, которую можно было бы решить обычным методом, приводит к "чрезмерному проектированию". Это увеличивает объем кода и время, необходимое для его понимания и поддержки.

  • Шаблоны требуют опыта и знаний. Чтобы правильно выбрать и реализовать паттерн, требуется определенный уровень инженерной зрелости. Неправильное применение паттерна может создать больше проблем, чем устранить. Например, неправильно реализуемый Singleton может вызвать проблемы с многопоточностью.

  • Паттерны не всегда подходят для простых проектов. В небольших, монолитных проектах или прототипах, где скорость разработки является приоритетом, использование паттернов может быть неоправданной тратой времени. Применение Facade для подсистемы из двух классов не имеет смысла.

  • Риск "шаблонного" мышления. Чрезмерное увлечение паттернами может привести к тому, что разработчики будут пытаться "подогнать" проблему под имеющийся паттерн, вместо того, чтобы найти самое эффективное и простое решение. Шаблоны не должны быть ограничением для инженерной креативности. 

Когда использовать паттерны проектирования?

Как итог, паттерны проектирования — это не тот инструмент, который следует использовать в каждом проекте. Их ценность раскрывается там, где есть сложность, необходимость долгосрочной поддержки и высокие требования к масштабируемости.

Мышление инженерными паттернами следует рассматривать как необходимость в следующих случаях:

Где нужны паттерны проектирования: примеры использования шаблонов проектирования программного обеспечения в WEZOM

  1. Проекты с высокими требованиями к гибкости. Если бизнес-требования постоянно меняются, а система должна быть открытой для добавления новой функциональности без изменения существующего стабильного кода. Например, паттерн Strategy нужен, когда система должна поддерживать разные, но взаимозаменяемые алгоритмы (логистические расчеты, вариации комиссий, механизмы валидации).
  2. Системы с комплексным жизненным циклом объектов. Когда инициализация объектов становится сложной, требует многих шагов, зависимостей или выбора между разными типами объектов (например, конфигурация соединения с базой данных или создание сложного графического элемента). Здесь незаменимы порождающие паттерны (Builder, Factory Method).
  3. Необходимость минимизации связывания (Decoupling). В больших распределенных системах, где многие компоненты должны взаимодействовать, но не должны знать о внутреннем строении друг друга. Паттерны, такие как Observer или Mediator, обеспечивают полиморфизм, чистоту коммуникации и независимость модулей.
  4. Командная разработка и долгосрочная поддержка. Если над кодом работает большая команда, или предполагается, что проект будет жить много лет, паттерны обеспечивают стандартизацию и облегчают онбординг новых разработчиков.

Как пример, в нашем кейсе для книжного магазина КСД мы создали новый современный веб-портал и мобильное приложение с кастомным функционалом. Магазин продает продукты в разном формате (печатные книги, eBooks), которые наделены в системе разными свойствами. Кроме того, мобильное приложение имеет нетипичные фичи (онлайн-читалка для формата EPUB), в перспективе возможно появление и нового функционала. 

В данном случае речь идет о большом проекте с длительным жизненным циклом, имеющим перспективы масштабирования и развития. Следовательно, разработчики прибегли к паттернам Factory Method (для базового управления форматами контента), Decorator (для гибкости в расширении функционала) и Strategy (для реализации обработки заказа и оплаты). 

Поиск технологий и решений разработки требует огромного опыта и технической зрелости. Более того, он должен быть уникальным для каждого проекта. Если вы предстали перед подобным выбором на пути развития своего бизнеса – не ищите ответы самостоятельно, лучше обратитесь за консультацией к WEZOM. Наши специалисты поделятся собственными кейсами и помогут подобрать технологии для вашего проекта. 

FAQ

Что такое паттерн проектирования ПО простыми словами?

Это готовый шаблон решения типичной задачи в программировании, который делает код более понятным и структурированным.

Зачем нужны паттерны проектирования в программировании?

Чтобы структурировать код, упростить поддержку, ускорить разработку и обеспечить масштабируемость.

Какие паттерны считаются наиболее популярными?

Singleton, Factory Method, Strategy, Observer, Decorator, Facade, Command и Builder.

Нужны ли паттерны в небольших проектах?

Не всегда. В простых проектах паттерны могут усложнить код без реальной пользы.

Какие ошибки допускают новички при использовании паттернов?

Неопытные инженеры используют паттерны без надобности, создают лишние абстракции или пытаются «подогнать проблему под решение».

Евгений
Про автора
Евгений
CBDO
9
Отвечает за выход на новые рынки, стратегические партнёрства и формирование проектов на стыке бизнеса и технологий. Вывел компанию на новые сегменты в США и Европе, увеличил средний чек и количество стратегических сделок. Запустил 44+ решений в логистике, девелопменте, e-commerce и энергетике. Умеет точно считывать потребности клиентов и выстраивать эффективные модели сотрудничества.
Больше статей от автора
Как вам статья?
Давайте обсудим Ваш проект
Заполните личные данные.
Phone
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Свернуть
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
have questions image
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях