Маркетинговая стратегия: что это и как ее разработать

Ткаченко Алина
Ткаченко Алина
Копирайтер
04.05.2023
04.05.2023
5.0
7759
6 минут
0

Не существует одинаковых компаний, одинакового бизнеса или одинаковых продуктов. Даже при наличии большого количества сходств различия все равно имеют место. А потому и принципы коммерческого роста для разных бизнесов будут отличаться в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Наша сегодняшняя тема — разработка маркетинговой стратегии компании. Поговорим о том, что это такое, почему она всегда уникальна для каждого бизнеса, зачем она нужна именно вам и как ее правильно разработать. Будет много интересного!

Маркетинговая стратегия: что это?

Маркетинговая стратегия — это некий план действий компании для продвижения своего продукта на рынке, расширения бизнеса и реализации бизнес-планов.

Что любопытно, стратегический маркетинг — сравнительно новое явление. Как отдельная область исследования он появился только в семидесятых годах прошлого века. А уже сегодня разработка маркетинговой стратегии является неотъемлемой частью развития любого серьезного бизнеса.

 

Для каких целей нужна маркетинговая стратегия

Маркетинговая стратегия компании помогает достичь следующих целей:

  1. Более точно определить целевую аудиторию. Это ключевая составляющая работы любого бизнеса. Маркетинговая стратегия обязательно предусматривает глубокое изучение ЦА и принятие дальнейших решений по продвижению с учетом ее особенностей.
  2. Обозначить конкурентные преимущества. Правильно разработанная стратегия помогает определить цену, функциональные характеристики продукции, качество обслуживания и так далее. Установление конкурентных преимуществ — это важный шаг к тому, чтобы выделиться на рынке и привлечь больше клиентов.
  3. Эффективнее развивать бренд. Речь идет в первую очередь об уникальных элементах, таких как логотип, слоган, фирменные цвета и все то, что выделяет компанию на фоне остальных. Работа с визуалом и позиционированием бренда — неотъемлемая часть реализации стратегии маркетинга.
  4. Увеличивать продажи. Наличие проработанного плана помогает не останавливаться на достигнутом, а постоянно расширять бизнес, привлекать больше клиентов, продавать товары или услуги в большем количестве. Это может быть обусловлено разработкой новых продуктов или услуг, улучшением качества обслуживания, снижением цен или другими факторами.
  5. Выходить на новые рынки. Современному бизнесу нельзя останавливаться, если он хочет не просто оставаться на плаву, но и развиваться. А потому выход на новые рынки почти всегда становится одной из основ маркетинговой стратегии. Это может быть как другой регион внутри страны, так и вообще другие государства.

Плюс ко всему реализация маркетинговой стратегии зачастую помогает улучшить отношения с клиентами. Например, благодаря программам лояльности, улучшению качества обслуживания и так далее. А чем больше лояльных клиентов, тем больше продаж — все просто!

 

Наглядный пример маркетинговой стратегии

Весьма показательной является маркетинговая стратегия сервиса Tripadvisor. Это американский сайт, с помощью которого пользователи могут спланировать свою будущую поездку в другой город или страну. Здесь можно узнать все о местных достопримечательностях, отелях, прокате авто, общественных заведениях и так далее.

Главная особенность в том, что львиную долю всего контента на сайте создают сами пользователи. С одной стороны, это повышает доверие аудитории, ведь информацией делятся точно такие же люди. А с другой, таким образом существенно снижается нагрузка с команды Tripadvisor.

 

Благодаря своей открытости, прозрачности и доступности этот сайт уже давно стал одной из крупнейших онлайн-платформ в своей нише. И интерес к ней со стороны пользователей с каждым годом только растет. Конечно же, аналогов Tripadvisor существует уже достаточно много. Но удачная реализация стратегии маркетинга в свое время вывела сайт на первое место в нише и позволила прочно в ней закрепиться.

Несколько слов о видах маркетинговых стратегий

В среде маркетологов принято выделять четыре основные категории — глобальные, базовые стратегии, стратегии роста и конкурентные. На самом деле в зависимости от способа классификации видов может быть гораздо больше. Но мы все же будем отталкиваться от общепринятого разделения и в общих чертах расскажем вам о каждой из категорий маркетинговых стратегий.

Глобальные стратегии

Ориентированы на развитие бизнеса за пределами одной страны. Глобальные стратегии могут включать экспорт, совместные предприятия, прямые инвестиции и франшизы. Они позволяют компаниям расширить рынок сбыта продукции и увеличить свой доход.

Базовые стратегии

Ориентированы на установление связи между продуктом и потребителем. Они могут включать в себя стратегии продукта, цены, продвижения и местоположения. Базовые стратегии помогают компаниям максимизировать свою прибыль и удовлетворить потребности своих клиентов.

Стратегии роста

Ориентированы на увеличение объема продаж и доходов. Они могут включать в себя стратегии пенетрации рынка, развития рынка, развития продукта и совместных предприятий. Позволяют компаниям расширить свою долю на рынке и увеличить прибыль.

Конкурентные стратегии

Ориентированы на увеличение конкурентоспособности на рынке. Они могут включать в себя стратегии лидерства в затратах, дифференциации и фокусирования. Позволяют компаниям выделиться среди похожих брендов и удержать своих клиентов.

Разработка маркетинговой стратегии: пошаговый план

Сразу оговоримся, что конкретно в вашем случае разработка маркетинговой стратегии может отличаться. Но в классическом варианте она выглядит именно описанным далее образом. Можете использовать нашу методику как чек-лист для разработки собственной стратегии.

Анализируем рынок

Первым шагом является анализ рынка. Необходимо изучить, какие продукты и услуги предлагаются, кто является целевой аудиторией бренда, каковы тенденции рынка и какие факторы могут повлиять на него в будущем. Помните, что без предварительного анализа разрабатывать и реализовывать маркетинговую стратегию попросту бессмысленно.

Анализируем конкурентов и их продукт

На этом этапе изучите, какие товары и услуги предлагают конкуренты, каковы их цены, как они продвигают свой продукт, какими каналами продвижения пользуются и какую долю рынка занимают на данный момент.

Анализируем целевую аудиторию

Невозможно составить эффективную стратегию маркетинга, не зная своей целевой аудитории, ее особенностей, интересов, болей и возражений. Комплексный анализ ЦА дает возможность лучше понять, кому именно будет интересен ваш продукт и как его эффектнее преподнести.

Проводим SWOT-анализ

SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз) является полезным инструментом, который помогает найти пути для развития бизнеса. Он позволит установить, какие факторы могут повлиять на рынок, какие ресурсы доступны для достижения целей и какие проблемы могут возникнуть в будущем.

Оцениваем точки роста и пересматриваем продуктовый портфель

Изучите, какие продукты и услуги могут привести к росту компании, какие продукты и услуги необходимо изменить или дополнить, чтобы повысить конкурентоспособность. Это полезно делать как новым брендам, так и давно работающим в определенном сегменте рынка.

Ставим четкие цели и задачи

На этом этапе необходимо определить точные цели, которых нужно достигнуть в рамках разработанного плана. Они должны быть измеримыми и достижимыми, а также соответствовать общей стратегии компании. Например, целью может быть увеличение доли рынка на 10% в течение года, рост продаж на определенную сумму или улучшение узнаваемости бренда.

Разрабатываем позиционирование бренда и главные месседжи

Это последний этап. Необходимо определить, как ваш бренд должен быть воспринят на рынке, какие уникальные особенности вы готовы предложить и какие преимущества можете выделить перед конкурентами. Затем определите главные месседжи, которые будут передаваться потенциальным клиентам.

 

Составление стратегии продвижения в маркетинге

Перед маркетологом стоит несколько первоочередных задач:

  • выявить основные параметры продукции бренда и найти способ использовать их для отстройки от конкурентов. Таким образом привлекательность предложения для потенциального клиента повышается;
  • определить наиболее перспективные сферы развития — увеличение ассортимента продукции, сети дилеров, расширение целевой группы клиентов, прочее;
  • разработка подзадач для каждого из основных элементов маркетинговой стратегии и назначение ответственных специалистов для реализации всех обязательных шагов.

Также стоит добавить, что вы должны рассматривать не только кратковременную перспективу, но и обозримое будущее. Необходимо составить план работ на полгода или даже год, спланировать бюджет на его реализацию и предусмотреть возможные форс-мажорные обстоятельства.

Особенности реализации и контроля маркетинговой стратегии

Очевидно, что разработка маркетинговой стратегии — это лишь один из первых этапов работы. Далее требуются ее правильная реализация и контроль. Можем дать несколько базовых рекомендаций в этом вопросе:

  1. Следите, чтобы реализация разработанной стратегии была своевременной и правильной. Необходимо как минимум разработать четкий план действий и убедиться, что каждый этап выполняется в соответствии с ним. Таким образом вы избежите задержек и ошибок в реализации маркетинговой стратегии.
  2. Обеспечьте эффективную и удобную коммуникацию между всеми членами команды, которые работают над проектом. У каждого участника должно быть четкое понимание собственных задач и роли в команде. Никаких трудностей в обмене информацией быть не должно.
  3. Организуйте комплексный мониторинг и контроль. Необходимо своевременно фиксировать любые неблагоприятные изменения и устранять причины их возникновения.
  4. Анализируйте результаты. Это поможет оценить эффективность стратегии и внести некоторые изменения. Анализ результатов также может помочь выявить сильные и слабые стороны плана и использовать эту информацию в будущем.
  5. При необходимости корректируйте маркетинговую стратегию. Она должна быть достаточно гибкой, чтобы соответствовать меняющимся требованиям рынка и компании. При этом необходимо убедиться, что любые изменения соответствуют вашей общей цели.

Работу над реализацией маркетинговой стратегии нельзя пускать на самотек. Вы должны быть внимательны и принимать участие во всех этапах. В противном случае есть риск упустить момент, когда разработанная вами стратегия попросту перестанет работать, а предпринимаемые действия не будут соответствовать изначально заложенным целям.

 

Сколько стоит разработка маркетинговой стратегии

Стоимость может в значительной степени отличаться в зависимости от ряда факторов:

  • масштаб компании и проекта;
  • уровень конкуренции на рынке;
  • специфика продукта или услуги;
  • уровень сложности задач, которые необходимо решить;
  • срочность реализации проекта.

Поэтому стоимость всегда рассчитывается индивидуально. Если вы хотите узнать точную цену разработки стратегии именно для вашей компании, рекомендуем обсудить этот вопрос персонально с менеджером Wezom. Он более подробно введет вас в курс дела и назовет предварительную стоимость с учетом специфики вашего бизнеса и других факторов.

Распространенные ошибки при составлении маркетинговой стратегии

Если у вас недостаточно опыта в вопросах разработки маркетинговой стратегии, то риск допустить одну или сразу несколько распространенных ошибок существенно возрастает. Среди них можем назвать следующие:

  • неопределенность целей и задач;
  • недостаточное исследование рынка и целевой аудитории;
  • неучастие команды в разработке стратегии;
  • неправильный выбор каналов продвижения;
  • некорректная разработка конкурентной стратегии;
  • нерациональное управление бюджетом;
  • недостаточные мониторинг и анализ результатов.

Даже одна допущенная ошибка или недоработка может стать причиной того, что маркетинговая стратегия продвижения не будет достаточно эффективной, а вложения в ее разработку и реализацию не окупятся. Именно поэтому так важно в случае необходимости обращаться к опытным специалистам, а не пытаться заниматься этим самостоятельно, не имея должного опыта.

FAQ

Что входит в маркетинговую стратегию?

Разработка маркетинговой стратегии обычно включает в себя следующие этапы: анализ рынка, конкурентов и их продуктов, SWOT-анализ, оценивание точек роста и доработка продуктового портфеля, формирование четких целей и задач, определение позиционирования бренда и главных месседжей. Но в зависимости от особенностей вашей компании и вашего продукта составляющие элементы маркетинговой стратегии могут отличаться.

Как правильно составить маркетинговую стратегию?

Вы можете руководствоваться следующим планом действий: анализ рынка, определение целей и задач, целевой аудитории, разработка позиционирования продукта, маркетинговых миксов, формирование бюджета, подготовка плана действий, мониторинг и анализ результатов.

Когда нужна маркетинговая стратегия?

Стратегия маркетинга нужна в любой ситуации, когда вы хотите продвинуть свой бизнес и увеличить прибыль. Это может быть при запуске нового бизнеса или продукта, при выходе на новый рынок, при изменении целевой аудитории, при активной конкуренции на рынке, при необходимости укрепления имиджа компании и т. д.

Какие виды стратегий бывают?

Существуют четыре основных вида маркетинговых стратегий: глобальные, базовые, конкурентные и стратегии роста. Выбор напрямую зависит от того, какие цели вы ставите перед бизнесом и как планируете его развивать в обозримом будущем.

Как вам статья?
5.0
Проголосовало: 2
Давайте обсудим Ваш проект
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях
Этот сайт использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя. Продолжая просматривать сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie.