Не существует одинаковых компаний, одинакового бизнеса или одинаковых продуктов. Даже при наличии большого количества сходств различия все равно имеют место. А потому и принципы коммерческого роста для разных бизнесов будут отличаться в зависимости от их индивидуальных особенностей.
Наша сегодняшняя тема — разработка маркетинговой стратегии компании. Поговорим о том, что это такое, почему она всегда уникальна для каждого бизнеса, зачем она нужна именно вам и как ее правильно разработать. Будет много интересного!
Маркетинговая стратегия: что это?
Маркетинговая стратегия — это некий план действий компании для продвижения своего продукта на рынке, расширения бизнеса и реализации бизнес-планов.
Что любопытно, стратегический маркетинг — сравнительно новое явление. Как отдельная область исследования он появился только в семидесятых годах прошлого века. А уже сегодня разработка маркетинговой стратегии является неотъемлемой частью развития любого серьезного бизнеса.
Для каких целей нужна маркетинговая стратегия
Маркетинговая стратегия компании помогает достичь следующих целей:
- Более точно определить целевую аудиторию. Это ключевая составляющая работы любого бизнеса. Маркетинговая стратегия обязательно предусматривает глубокое изучение ЦА и принятие дальнейших решений по продвижению с учетом ее особенностей.
- Обозначить конкурентные преимущества. Правильно разработанная стратегия помогает определить цену, функциональные характеристики продукции, качество обслуживания и так далее. Установление конкурентных преимуществ — это важный шаг к тому, чтобы выделиться на рынке и привлечь больше клиентов.
- Эффективнее развивать бренд. Речь идет в первую очередь об уникальных элементах, таких как логотип, слоган, фирменные цвета и все то, что выделяет компанию на фоне остальных. Работа с визуалом и позиционированием бренда — неотъемлемая часть реализации стратегии маркетинга.
- Увеличивать продажи. Наличие проработанного плана помогает не останавливаться на достигнутом, а постоянно расширять бизнес, привлекать больше клиентов, продавать товары или услуги в большем количестве. Это может быть обусловлено разработкой новых продуктов или услуг, улучшением качества обслуживания, снижением цен или другими факторами.
- Выходить на новые рынки. Современному бизнесу нельзя останавливаться, если он хочет не просто оставаться на плаву, но и развиваться. А потому выход на новые рынки почти всегда становится одной из основ маркетинговой стратегии. Это может быть как другой регион внутри страны, так и вообще другие государства.
Плюс ко всему реализация маркетинговой стратегии зачастую помогает улучшить отношения с клиентами. Например, благодаря программам лояльности, улучшению качества обслуживания и так далее. А чем больше лояльных клиентов, тем больше продаж — все просто!
Наглядный пример маркетинговой стратегии
Весьма показательной является маркетинговая стратегия сервиса Tripadvisor. Это американский сайт, с помощью которого пользователи могут спланировать свою будущую поездку в другой город или страну. Здесь можно узнать все о местных достопримечательностях, отелях, прокате авто, общественных заведениях и так далее.
Главная особенность в том, что львиную долю всего контента на сайте создают сами пользователи. С одной стороны, это повышает доверие аудитории, ведь информацией делятся точно такие же люди. А с другой, таким образом существенно снижается нагрузка с команды Tripadvisor.
Благодаря своей открытости, прозрачности и доступности этот сайт уже давно стал одной из крупнейших онлайн-платформ в своей нише. И интерес к ней со стороны пользователей с каждым годом только растет. Конечно же, аналогов Tripadvisor существует уже достаточно много. Но удачная реализация стратегии маркетинга в свое время вывела сайт на первое место в нише и позволила прочно в ней закрепиться.
Несколько слов о видах маркетинговых стратегий
В среде маркетологов принято выделять четыре основные категории — глобальные, базовые стратегии, стратегии роста и конкурентные. На самом деле в зависимости от способа классификации видов может быть гораздо больше. Но мы все же будем отталкиваться от общепринятого разделения и в общих чертах расскажем вам о каждой из категорий маркетинговых стратегий.
Глобальные стратегии
Ориентированы на развитие бизнеса за пределами одной страны. Глобальные стратегии могут включать экспорт, совместные предприятия, прямые инвестиции и франшизы. Они позволяют компаниям расширить рынок сбыта продукции и увеличить свой доход.
Базовые стратегии
Ориентированы на установление связи между продуктом и потребителем. Они могут включать в себя стратегии продукта, цены, продвижения и местоположения. Базовые стратегии помогают компаниям максимизировать свою прибыль и удовлетворить потребности своих клиентов.
Стратегии роста
Ориентированы на увеличение объема продаж и доходов. Они могут включать в себя стратегии пенетрации рынка, развития рынка, развития продукта и совместных предприятий. Позволяют компаниям расширить свою долю на рынке и увеличить прибыль.
Конкурентные стратегии
Ориентированы на увеличение конкурентоспособности на рынке. Они могут включать в себя стратегии лидерства в затратах, дифференциации и фокусирования. Позволяют компаниям выделиться среди похожих брендов и удержать своих клиентов.
Разработка маркетинговой стратегии: пошаговый план
Сразу оговоримся, что конкретно в вашем случае разработка маркетинговой стратегии может отличаться. Но в классическом варианте она выглядит именно описанным далее образом. Можете использовать нашу методику как чек-лист для разработки собственной стратегии.
Анализируем рынок
Первым шагом является анализ рынка. Необходимо изучить, какие продукты и услуги предлагаются, кто является целевой аудиторией бренда, каковы тенденции рынка и какие факторы могут повлиять на него в будущем. Помните, что без предварительного анализа разрабатывать и реализовывать маркетинговую стратегию попросту бессмысленно.
Анализируем конкурентов и их продукт
На этом этапе изучите, какие товары и услуги предлагают конкуренты, каковы их цены, как они продвигают свой продукт, какими каналами продвижения пользуются и какую долю рынка занимают на данный момент.
Анализируем целевую аудиторию
Невозможно составить эффективную стратегию маркетинга, не зная своей целевой аудитории, ее особенностей, интересов, болей и возражений. Комплексный анализ ЦА дает возможность лучше понять, кому именно будет интересен ваш продукт и как его эффектнее преподнести.
Проводим SWOT-анализ
SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз) является полезным инструментом, который помогает найти пути для развития бизнеса. Он позволит установить, какие факторы могут повлиять на рынок, какие ресурсы доступны для достижения целей и какие проблемы могут возникнуть в будущем.
Оцениваем точки роста и пересматриваем продуктовый портфель
Изучите, какие продукты и услуги могут привести к росту компании, какие продукты и услуги необходимо изменить или дополнить, чтобы повысить конкурентоспособность. Это полезно делать как новым брендам, так и давно работающим в определенном сегменте рынка.
Ставим четкие цели и задачи
На этом этапе необходимо определить точные цели, которых нужно достигнуть в рамках разработанного плана. Они должны быть измеримыми и достижимыми, а также соответствовать общей стратегии компании. Например, целью может быть увеличение доли рынка на 10% в течение года, рост продаж на определенную сумму или улучшение узнаваемости бренда.
Разрабатываем позиционирование бренда и главные месседжи
Это последний этап. Необходимо определить, как ваш бренд должен быть воспринят на рынке, какие уникальные особенности вы готовы предложить и какие преимущества можете выделить перед конкурентами. Затем определите главные месседжи, которые будут передаваться потенциальным клиентам.
Составление стратегии продвижения в маркетинге
Перед маркетологом стоит несколько первоочередных задач:
- выявить основные параметры продукции бренда и найти способ использовать их для отстройки от конкурентов. Таким образом привлекательность предложения для потенциального клиента повышается;
- определить наиболее перспективные сферы развития — увеличение ассортимента продукции, сети дилеров, расширение целевой группы клиентов, прочее;
- разработка подзадач для каждого из основных элементов маркетинговой стратегии и назначение ответственных специалистов для реализации всех обязательных шагов.
Также стоит добавить, что вы должны рассматривать не только кратковременную перспективу, но и обозримое будущее. Необходимо составить план работ на полгода или даже год, спланировать бюджет на его реализацию и предусмотреть возможные форс-мажорные обстоятельства.
Особенности реализации и контроля маркетинговой стратегии
Очевидно, что разработка маркетинговой стратегии — это лишь один из первых этапов работы. Далее требуются ее правильная реализация и контроль. Можем дать несколько базовых рекомендаций в этом вопросе:
- Следите, чтобы реализация разработанной стратегии была своевременной и правильной. Необходимо как минимум разработать четкий план действий и убедиться, что каждый этап выполняется в соответствии с ним. Таким образом вы избежите задержек и ошибок в реализации маркетинговой стратегии.
- Обеспечьте эффективную и удобную коммуникацию между всеми членами команды, которые работают над проектом. У каждого участника должно быть четкое понимание собственных задач и роли в команде. Никаких трудностей в обмене информацией быть не должно.
- Организуйте комплексный мониторинг и контроль. Необходимо своевременно фиксировать любые неблагоприятные изменения и устранять причины их возникновения.
- Анализируйте результаты. Это поможет оценить эффективность стратегии и внести некоторые изменения. Анализ результатов также может помочь выявить сильные и слабые стороны плана и использовать эту информацию в будущем.
- При необходимости корректируйте маркетинговую стратегию. Она должна быть достаточно гибкой, чтобы соответствовать меняющимся требованиям рынка и компании. При этом необходимо убедиться, что любые изменения соответствуют вашей общей цели.
Работу над реализацией маркетинговой стратегии нельзя пускать на самотек. Вы должны быть внимательны и принимать участие во всех этапах. В противном случае есть риск упустить момент, когда разработанная вами стратегия попросту перестанет работать, а предпринимаемые действия не будут соответствовать изначально заложенным целям.
Сколько стоит разработка маркетинговой стратегии
Стоимость может в значительной степени отличаться в зависимости от ряда факторов:
- масштаб компании и проекта;
- уровень конкуренции на рынке;
- специфика продукта или услуги;
- уровень сложности задач, которые необходимо решить;
- срочность реализации проекта.
Поэтому стоимость всегда рассчитывается индивидуально. Если вы хотите узнать точную цену разработки стратегии именно для вашей компании, рекомендуем обсудить этот вопрос персонально с менеджером Wezom. Он более подробно введет вас в курс дела и назовет предварительную стоимость с учетом специфики вашего бизнеса и других факторов.
Распространенные ошибки при составлении маркетинговой стратегии
Если у вас недостаточно опыта в вопросах разработки маркетинговой стратегии, то риск допустить одну или сразу несколько распространенных ошибок существенно возрастает. Среди них можем назвать следующие:
- неопределенность целей и задач;
- недостаточное исследование рынка и целевой аудитории;
- неучастие команды в разработке стратегии;
- неправильный выбор каналов продвижения;
- некорректная разработка конкурентной стратегии;
- нерациональное управление бюджетом;
- недостаточные мониторинг и анализ результатов.
Даже одна допущенная ошибка или недоработка может стать причиной того, что маркетинговая стратегия продвижения не будет достаточно эффективной, а вложения в ее разработку и реализацию не окупятся. Именно поэтому так важно в случае необходимости обращаться к опытным специалистам, а не пытаться заниматься этим самостоятельно, не имея должного опыта.
FAQ
Что входит в маркетинговую стратегию?
Разработка маркетинговой стратегии обычно включает в себя следующие этапы: анализ рынка, конкурентов и их продуктов, SWOT-анализ, оценивание точек роста и доработка продуктового портфеля, формирование четких целей и задач, определение позиционирования бренда и главных месседжей. Но в зависимости от особенностей вашей компании и вашего продукта составляющие элементы маркетинговой стратегии могут отличаться.
Как правильно составить маркетинговую стратегию?
Вы можете руководствоваться следующим планом действий: анализ рынка, определение целей и задач, целевой аудитории, разработка позиционирования продукта, маркетинговых миксов, формирование бюджета, подготовка плана действий, мониторинг и анализ результатов.
Когда нужна маркетинговая стратегия?
Стратегия маркетинга нужна в любой ситуации, когда вы хотите продвинуть свой бизнес и увеличить прибыль. Это может быть при запуске нового бизнеса или продукта, при выходе на новый рынок, при изменении целевой аудитории, при активной конкуренции на рынке, при необходимости укрепления имиджа компании и т. д.
Какие виды стратегий бывают?
Существуют четыре основных вида маркетинговых стратегий: глобальные, базовые, конкурентные и стратегии роста. Выбор напрямую зависит от того, какие цели вы ставите перед бизнесом и как планируете его развивать в обозримом будущем.