Ольга
Ольга
IT Sales Manager
16.10.2023

Логистика отчаянно нуждается в новых возможностях онлайн-обучения: какие есть решения

Ольга
Ольга
IT Sales Manager
16.10.2023
16.10.2023
1118
12 минут
0

Мы часто говорим о важности диджитализации в логистике: об автоматизации операций и документообороте, о цифровом менеджменте автопарка и склада, об использовании алгоритмов ИИ для планирования маршрутов и прогнозирования спроса и прочем. Но один из ключевых факторов успеха в отрасли обычно остается без внимания: онбординг, подготовка и обучение персонала. Пора исправить эту несправедливость: сегодня мы подробно поговорим про роль e-learning в логистике. В чем значение и важность технологий для обучения? Как применить их на практике?

Почему проблему обучения нельзя игнорировать?

В последние годы логистическая отрасль столкнулась с рядом сложных вызовов, требующих совершенно новых подходов к менеджменту. Что это за вызовы? Назовем их.

Рост давления и спроса в цепочках поставок

Несмотря на все экономические проблемы последних лет, нагрузка на промышленность только растет. По данным Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), в 2021 году объем мировой торговли достиг рекордного уровня в 28,5 трлн долларов и, несмотря на некоторое сокращение в 2022 году, остается беспрецедентно высоким. Этому способствует как рост населения планеты, так и быстрое развитие eCommerce.

В частности, Бюро переписи населения США прогнозирует, что в связи с ростом численности населения в течение следующих 30 лет общий объем грузов, проходящих через транспортную систему США, увеличится на 49%. Не слишком густонаселенная Австралия в настоящее время перевозит по крайней мере в два раза больше грузов, чем в 2006 году, а к 2050 году перевезет в три-четыре раза больше. По данным Департамента транспорта Великобритании, по сравнению с 2010 годом объем перевозок и количество рабочих мест в секторе логистики выросли на 26%. Логистический сектор развивается гораздо быстрее, чем любая другая отрасль, включая розничное производство и строительство. Стоит ли говорить о развивающихся странах (от Китая до Бразилии) - там эти процессы выражены во много раз ярче. 

Не последним фактором давления на логистический сектор является так называемый "эффект Amazon" - этот термин условно объясняет появление новых стандартов eCommerce и новых ожиданий современного покупателя, стремящегося получить свой заказ как можно быстрее и дешевле. Поэтому розничная торговля оказалась в новой конкурентной среде - теперь необходимо устанавливать эффективность своих транспортных операций "на максимум", чтобы не оказаться за бортом. Соответственно, возникли и новые требования к подготовке персонала, возросла роль e-learning в индустрии автоперевозок и логистики. 

Нехватка кадров и их высокая текучка

Это старая, хроническая и глобальная проблема всей отрасли. Но за последние три года нехватка "рабочих рук" стала ощущаться еще острее. В этом году мы принимали участие в конференции "День логиста", где выступали, в частности, и представители Work.ua. По их данным, в настоящее время в Украине наблюдается дефицит трудоспособного населения в 30%. В частности, в транспортной отрасли остро не хватает водителей, особенно на международных направлениях.  

Тот же Amazon давно пытается сократить текучесть кадров в своей логистической инфраструктуре. Как свидетельствует статистика, только каждый третий нанятый компанией сотрудник работает в ее рядах дольше трех месяцев. А исследование института CILT демонстрирует аналогичную ситуацию уже на британских островах: 86% компаний логистической отрасли столкнулись с нехваткой работников склада и водителей. 

Это огромная проблема. Из-за оттока кадров Amazon в 2021 году понес убытки на $8 млрд. По оценкам KANE LOGISTICS потеря всего одного сотрудника состава наносит 3PL-провайдерам ущерб в 7-8 тысяч долларов. Эти расходы покрывают поиск, отбор аренды и онбординг нового сотрудника. В то же время, потеря сотрудников сопровождается падением производительности и качества сервиса компании. Страдает ее репутация работодателя и партнера. 

Непредсказуемость ситуации на рынке

За последние три года отрасль пережила множество глобальных и локальных "черных лебедей": эпидемии, войны, нарушение главных глобальных логистических маршрутов, глобальный дефицит определенных товаров и сырья.

Поэтому сегодня логистические игроки слишком хорошо понимают, что стабильность – это иллюзия. Следует всегда сохранять гибкость и готовность подстраиваться под реалии бизнеса, которые могут изменяться самым неожиданным образом. Но для этого нужно реагировать быстро и иметь возможность обучать и переобучать персонал – в соответствии с темпами изменений среды, в которой приходится работать. Роль образования в логистике еще никогда не была столь важна, как сегодня.

Как образование может быть слабым местом логистики

Очевидно, что при таких условиях эффективный онбординг и постоянная подготовка персонала становится ключевым фактором конкурентоспособности в отрасли. Поэтому удивительно, что бизнес в целом не уделяет этому вектору развития должного внимания. По данным британской организации FTA, только 14% логистических и транспортных бизнесов инвестируют в обучение и повышение квалификации персонала.

К сожалению, влияние e-learning на логистику часто недооценивают. Многие транспортные компании не имеют формализованной корпоративной системы обучения. При необходимости они в основном полагаются на нерегулярные очные тренинги, собственные неструктурированные учебные материалы (видео, документацию и прочие), или используют другие решения для e-learning: популярный пакетный софт или платные облачные сервисы. И все эти методы не соответствуют современным нуждам логистической отрасли.

В частности, очные формы обучения плохо сочетаются с реалиями индустрии, поскольку требуют огромных ресурсов и теряют эффективность при применении в больших масштабах. Если вы работаете с сетью водителей и экспедиторов по всей стране, то проведение очных тренингов для всех будет проблематичным. А любая новая вспышка COVID вообще сделает их проведение невозможным. 

Поэтому образование в индустрии логистики должно быть цифровым. Некоторые крупные компании используют популярные LMS (Learning Management System) – так называют ПО и сервисы, созданные для реализации онлайн-обучения. Но и здесь бизнес сталкивается с рядом неочевидных проблем. Ведь все известные нам популярные LMS решения не создавались под нужды логистической отрасли и не учитывают ее особенностей. Многие такие системы морально устарели и руководствуются "настольной" логикой - то есть, полноценно учиться у них можно лишь за ПК или ноутбуком, с длительными учебными сессиями в 40+ минут. И это опять-таки плохо соответствует реалиям отрасли, в которой работники проводят основную долю своего рабочего времени за рулем или в сортировочном центре. 

Процент прохождения тестов и завершения тренингов в таких LMS часто остается низким. Положительное влияние e-learning на логистику остается ограниченным, потому что сотрудники не могут совмещать работу и обучение. В идеале им требуется решение, позволяющее в любой момент начать обучающую сессию на смартфоне, уделив ей 10-20 минут. Например, в перерыве между доставками или в ожидании очередного грузовика на складе. Как этого достигнуть?

Рекомендуем почитать
Создание LMS-системы

LMS-система помогает решить такие задачи, как подготовка и обучение персонала, платные онлайн-курсы, повышение эффективности школ и вузов.

Подробнее

Какие существуют решения?

Допускаем, что логистические игроки вынуждены откладывать решение проблемы корпоративного обучения "на потом" именно из-за суммы упомянутых выше проблем. Очные тренинги в логистике неэффективны, а имеющиеся на рынке цифровые решения ограничены и не отвечают потребностям отрасли. Что же делать?

Наш рецепт решения этих проблем – индивидуальная разработка LMS под нужды отдельно взятого бизнеса. Такая разработка имеет ряд преимуществ:

  • возможность применить актуальный технологический стек, реализовать современный дизайн;

  • учет в продукте особенностей и нужд отдельно взятого логистического бизнеса;

  • доступность и удобство использования LMS на мобильных устройствах

  • внедрение современных дидактических практик (геймификация обучения, состязательность, персонализация и прочее);

  • возможность свободно редактировать и структурировать обучающий контент;

  • возможность обеспечить должную защиту внутренних данных компании и ее партнеров.

Таким образом компания получает полностью контролируемую и настраиваемую систему корпоративного обучения, помогающую решать ключевые проблемы онбординга, проверки навыков и повышения квалификации сотрудников. А сотрудники одновременно получают удобную и доступную платформу, дающую им дополнительный стимул к обучению. Это оказывает очень важный эффект для бизнеса. Как свидетельствует исследование Aberdeen Group, 66% компаний с программами онбординга сообщают о повышении производительности труда на 62% и росте вовлечённости персонала на 54%.

Как это работает на практике? 

Как определить должную роль e-learning в индустрии автоперевозок? Мы можем поделиться опытом. В одном из недавних проектов команда WEZOM создала кастомную LMS для автоперевозчика, работающего на рынке США. Компания остро нуждалась в решении для корпоративного обучения для своих водителей, но доступные на рынке платформы для e-learning стоили слишком дорого, не могли удовлетворить уникальные потребности отрасли и не учитывали особенностей отдельно взятой компании. 

В отличие от большинства транспортных компаний в этой области, наш клиент хорошо понимает важность тренинга своих водителей, и даже создал для них цикл собственных видеоуроков. Однако эти материалы размещались в Google Drive и были плохо организованы. Механизмов для обратной связи со стороны слушателей тренинга тоже не было, обучение проходило в пассивной форме. В конце концов, компания уже имела в своем штате более тысячи водителей и планировала расти дальше, так что процесс онбординга и корпоративного обучения следовало должным образом структурировать, довести до современных стандартов e-learning. 

Решением от команды WEZOM стала разработка LMS-платформы с нуля, в соответствии со всеми нуждами и требованиями клиента. Это мобильное приложение, доступное на iOS и Android. Через него водители получают легкий доступ к обучающему контенту, могут проходить тесты и персональные рекомендации. Запуск новой обучающей платформы позволил компании сократить текучесть кадров на 30%. Кроме того, приложение ускорило и удешевило процесс получения необходимых квалификационных уровней для всех водителей компании.

Еще в одном похожем кейсе мы реализовали платформу корпоративного обучения для подразделения крупной промышленной компании. Система позволила упростить тренинги по повышению квалификации и обязательное регулярное тестирование для сотрудников. В приложении предусмотрены роли не только для штата, но и для дистрибьюторов, партнеров компании – они могут создавать и назначать свои программы тестирования. Решение выделяется подробной статистикой показателей обучения, которая выводится в виде инфографики.

Сделаем выводы

Перед индустрией перевозок и логистики сейчас стоят действительно беспрецедентные вызовы. Но вместе с тем отрасль получила и революционные технологические возможности. Роль e-learning в логистике нереально переоценить. Соответствующее внимание к онбордингу и регулярное обучение персонала могут стать для бизнеса ключевыми факторами успеха, ведь так или иначе решают самые большие проблемы отрасли.

Электронное образование в индустрии автоперевозок может предложить бизнесу возможности повышения производительности труда и гибкой адаптации к условиям рынка, обеспечить быстрый и экономичный онбординг, предложить решение проблемы удержания кадров. 

Мы убеждены, что индивидуально разработанный софт для цепочек поставок оптимально решает острейшие проблемы логистики – об этом свидетельствуют результаты наших проектов в этой области. Поэтому если вы понимаете важность e-learning в логистике, если вас интересуют возможности диджитала для транспортного бизнеса – не медлите, обсудите их с нашими экспертами.

Ольга
Про автора
Ольга
IT Sales Manager
Опыт работы 7 лет
Подбираю IT-решения для роста бизнеса клиентов. Не допущу "слив бюджета", гарантирую понятность, прозрачность и результат
Больше статей от автора
Как вам статья?
Давайте обсудим Ваш проект
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
wezom logo
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях
Этот сайт использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя. Продолжая просматривать сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie.