Мы часто говорим о важности диджитализации в логистике: об автоматизации операций и документообороте, о цифровом менеджменте автопарка и склада, об использовании алгоритмов ИИ для планирования маршрутов и прогнозирования спроса и прочем. Но один из ключевых факторов успеха в отрасли обычно остается без внимания: онбординг, подготовка и обучение персонала. Пора исправить эту несправедливость: сегодня мы подробно поговорим про роль e-learning в логистике. В чем значение и важность технологий для обучения? Как применить их на практике?
Почему проблему обучения нельзя игнорировать?
В последние годы логистическая отрасль столкнулась с рядом сложных вызовов, требующих совершенно новых подходов к менеджменту. Что это за вызовы? Назовем их.
Рост давления и спроса в цепочках поставок
Несмотря на все экономические проблемы последних лет, нагрузка на промышленность только растет. По данным Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), в 2021 году объем мировой торговли достиг рекордного уровня в 28,5 трлн долларов и, несмотря на некоторое сокращение в 2022 году, остается беспрецедентно высоким. Этому способствует как рост населения планеты, так и быстрое развитие eCommerce.
В частности, Бюро переписи населения США прогнозирует, что в связи с ростом численности населения в течение следующих 30 лет общий объем грузов, проходящих через транспортную систему США, увеличится на 49%. Не слишком густонаселенная Австралия в настоящее время перевозит по крайней мере в два раза больше грузов, чем в 2006 году, а к 2050 году перевезет в три-четыре раза больше. По данным Департамента транспорта Великобритании, по сравнению с 2010 годом объем перевозок и количество рабочих мест в секторе логистики выросли на 26%. Логистический сектор развивается гораздо быстрее, чем любая другая отрасль, включая розничное производство и строительство. Стоит ли говорить о развивающихся странах (от Китая до Бразилии) - там эти процессы выражены во много раз ярче.
Не последним фактором давления на логистический сектор является так называемый "эффект Amazon" - этот термин условно объясняет появление новых стандартов eCommerce и новых ожиданий современного покупателя, стремящегося получить свой заказ как можно быстрее и дешевле. Поэтому розничная торговля оказалась в новой конкурентной среде - теперь необходимо устанавливать эффективность своих транспортных операций "на максимум", чтобы не оказаться за бортом. Соответственно, возникли и новые требования к подготовке персонала, возросла роль e-learning в индустрии автоперевозок и логистики.
Нехватка кадров и их высокая текучка
Это старая, хроническая и глобальная проблема всей отрасли. Но за последние три года нехватка "рабочих рук" стала ощущаться еще острее. В этом году мы принимали участие в конференции "День логиста", где выступали, в частности, и представители Work.ua. По их данным, в настоящее время в Украине наблюдается дефицит трудоспособного населения в 30%. В частности, в транспортной отрасли остро не хватает водителей, особенно на международных направлениях.
Тот же Amazon давно пытается сократить текучесть кадров в своей логистической инфраструктуре. Как свидетельствует статистика, только каждый третий нанятый компанией сотрудник работает в ее рядах дольше трех месяцев. А исследование института CILT демонстрирует аналогичную ситуацию уже на британских островах: 86% компаний логистической отрасли столкнулись с нехваткой работников склада и водителей.
Это огромная проблема. Из-за оттока кадров Amazon в 2021 году понес убытки на $8 млрд. По оценкам KANE LOGISTICS потеря всего одного сотрудника состава наносит 3PL-провайдерам ущерб в 7-8 тысяч долларов. Эти расходы покрывают поиск, отбор аренды и онбординг нового сотрудника. В то же время, потеря сотрудников сопровождается падением производительности и качества сервиса компании. Страдает ее репутация работодателя и партнера.
Непредсказуемость ситуации на рынке
За последние три года отрасль пережила множество глобальных и локальных "черных лебедей": эпидемии, войны, нарушение главных глобальных логистических маршрутов, глобальный дефицит определенных товаров и сырья.
Поэтому сегодня логистические игроки слишком хорошо понимают, что стабильность – это иллюзия. Следует всегда сохранять гибкость и готовность подстраиваться под реалии бизнеса, которые могут изменяться самым неожиданным образом. Но для этого нужно реагировать быстро и иметь возможность обучать и переобучать персонал – в соответствии с темпами изменений среды, в которой приходится работать. Роль образования в логистике еще никогда не была столь важна, как сегодня.
Как образование может быть слабым местом логистики
Очевидно, что при таких условиях эффективный онбординг и постоянная подготовка персонала становится ключевым фактором конкурентоспособности в отрасли. Поэтому удивительно, что бизнес в целом не уделяет этому вектору развития должного внимания. По данным британской организации FTA, только 14% логистических и транспортных бизнесов инвестируют в обучение и повышение квалификации персонала.
К сожалению, влияние e-learning на логистику часто недооценивают. Многие транспортные компании не имеют формализованной корпоративной системы обучения. При необходимости они в основном полагаются на нерегулярные очные тренинги, собственные неструктурированные учебные материалы (видео, документацию и прочие), или используют другие решения для e-learning: популярный пакетный софт или платные облачные сервисы. И все эти методы не соответствуют современным нуждам логистической отрасли.
В частности, очные формы обучения плохо сочетаются с реалиями индустрии, поскольку требуют огромных ресурсов и теряют эффективность при применении в больших масштабах. Если вы работаете с сетью водителей и экспедиторов по всей стране, то проведение очных тренингов для всех будет проблематичным. А любая новая вспышка COVID вообще сделает их проведение невозможным.
Поэтому образование в индустрии логистики должно быть цифровым. Некоторые крупные компании используют популярные LMS (Learning Management System) – так называют ПО и сервисы, созданные для реализации онлайн-обучения. Но и здесь бизнес сталкивается с рядом неочевидных проблем. Ведь все известные нам популярные LMS решения не создавались под нужды логистической отрасли и не учитывают ее особенностей. Многие такие системы морально устарели и руководствуются "настольной" логикой - то есть, полноценно учиться у них можно лишь за ПК или ноутбуком, с длительными учебными сессиями в 40+ минут. И это опять-таки плохо соответствует реалиям отрасли, в которой работники проводят основную долю своего рабочего времени за рулем или в сортировочном центре.
Процент прохождения тестов и завершения тренингов в таких LMS часто остается низким. Положительное влияние e-learning на логистику остается ограниченным, потому что сотрудники не могут совмещать работу и обучение. В идеале им требуется решение, позволяющее в любой момент начать обучающую сессию на смартфоне, уделив ей 10-20 минут. Например, в перерыве между доставками или в ожидании очередного грузовика на складе. Как этого достигнуть?
LMS-система помогает решить такие задачи, как подготовка и обучение персонала, платные онлайн-курсы, повышение эффективности школ и вузов.
Какие существуют решения?
Допускаем, что логистические игроки вынуждены откладывать решение проблемы корпоративного обучения "на потом" именно из-за суммы упомянутых выше проблем. Очные тренинги в логистике неэффективны, а имеющиеся на рынке цифровые решения ограничены и не отвечают потребностям отрасли. Что же делать?
Наш рецепт решения этих проблем – индивидуальная разработка LMS под нужды отдельно взятого бизнеса. Такая разработка имеет ряд преимуществ:
-
возможность применить актуальный технологический стек, реализовать современный дизайн;
-
учет в продукте особенностей и нужд отдельно взятого логистического бизнеса;
-
доступность и удобство использования LMS на мобильных устройствах
-
внедрение современных дидактических практик (геймификация обучения, состязательность, персонализация и прочее);
-
возможность свободно редактировать и структурировать обучающий контент;
-
возможность обеспечить должную защиту внутренних данных компании и ее партнеров.
Таким образом компания получает полностью контролируемую и настраиваемую систему корпоративного обучения, помогающую решать ключевые проблемы онбординга, проверки навыков и повышения квалификации сотрудников. А сотрудники одновременно получают удобную и доступную платформу, дающую им дополнительный стимул к обучению. Это оказывает очень важный эффект для бизнеса. Как свидетельствует исследование Aberdeen Group, 66% компаний с программами онбординга сообщают о повышении производительности труда на 62% и росте вовлечённости персонала на 54%.
Как это работает на практике?
Как определить должную роль e-learning в индустрии автоперевозок? Мы можем поделиться опытом. В одном из недавних проектов команда WEZOM создала кастомную LMS для автоперевозчика, работающего на рынке США. Компания остро нуждалась в решении для корпоративного обучения для своих водителей, но доступные на рынке платформы для e-learning стоили слишком дорого, не могли удовлетворить уникальные потребности отрасли и не учитывали особенностей отдельно взятой компании.
В отличие от большинства транспортных компаний в этой области, наш клиент хорошо понимает важность тренинга своих водителей, и даже создал для них цикл собственных видеоуроков. Однако эти материалы размещались в Google Drive и были плохо организованы. Механизмов для обратной связи со стороны слушателей тренинга тоже не было, обучение проходило в пассивной форме. В конце концов, компания уже имела в своем штате более тысячи водителей и планировала расти дальше, так что процесс онбординга и корпоративного обучения следовало должным образом структурировать, довести до современных стандартов e-learning.
Решением от команды WEZOM стала разработка LMS-платформы с нуля, в соответствии со всеми нуждами и требованиями клиента. Это мобильное приложение, доступное на iOS и Android. Через него водители получают легкий доступ к обучающему контенту, могут проходить тесты и персональные рекомендации. Запуск новой обучающей платформы позволил компании сократить текучесть кадров на 30%. Кроме того, приложение ускорило и удешевило процесс получения необходимых квалификационных уровней для всех водителей компании.
Еще в одном похожем кейсе мы реализовали платформу корпоративного обучения для подразделения крупной промышленной компании. Система позволила упростить тренинги по повышению квалификации и обязательное регулярное тестирование для сотрудников. В приложении предусмотрены роли не только для штата, но и для дистрибьюторов, партнеров компании – они могут создавать и назначать свои программы тестирования. Решение выделяется подробной статистикой показателей обучения, которая выводится в виде инфографики.
Сделаем выводы
Перед индустрией перевозок и логистики сейчас стоят действительно беспрецедентные вызовы. Но вместе с тем отрасль получила и революционные технологические возможности. Роль e-learning в логистике нереально переоценить. Соответствующее внимание к онбордингу и регулярное обучение персонала могут стать для бизнеса ключевыми факторами успеха, ведь так или иначе решают самые большие проблемы отрасли.
Электронное образование в индустрии автоперевозок может предложить бизнесу возможности повышения производительности труда и гибкой адаптации к условиям рынка, обеспечить быстрый и экономичный онбординг, предложить решение проблемы удержания кадров.
Мы убеждены, что индивидуально разработанный софт для цепочек поставок оптимально решает острейшие проблемы логистики – об этом свидетельствуют результаты наших проектов в этой области. Поэтому если вы понимаете важность e-learning в логистике, если вас интересуют возможности диджитала для транспортного бизнеса – не медлите, обсудите их с нашими экспертами.