Мобильные приложения – незаменимый инструмент для роста и развития бизнеса, сегодня это уже не приходится никому доказывать. Для создания качественного приложения нужно обратиться к толковым разработчикам, это очевидно. Но кто конкретно будет задействован в реализации вашего проекта? И кто за что отвечает? Давайте разберемся, кто нужен для создания приложения. Какие специалисты вам потребуются?
Почему важно правильно подобрать техническую команду
Подбор кадров – это фундамент, определяющий успех любого проекта. Крайне важно правильно сформировать состав команды для создания приложения. Это позволит эффективно использовать доступные ресурсы и закрывать дедлайны, поможет обеспечить качество продукта, его соответствие ожиданиям бизнеса и потребителей.
Техническая команда для разработки приложений должна состоять из квалифицированных специалистов, которые смогут удачно подобрать под проект стек технологий. Например, они должны понимать, когда выбрать Java-фреймворк, а когда стоит прибегнуть к альтернативным решениям. Очень важен опыт команды в работе с целевой платформой, языками программирования, фреймворками, инструментами разработки и тестирования. Стоит помнить и о софт-скиллах. Важно, чтобы члены команды имели хорошие коммуникативные навыки, умели работать в команде, были открыты к инновациям и могли предлагать нестандартные решения.
В то же время, ошибки в формировании команды могут иметь существенные последствия для проекта: затягивание сроков разработки, неэффективное использование бюджетов, нехватка людей с соответствующей квалификацией для решения задач и т.д. Все это вредит эффективности процесса разработки и ухудшает качество конечного продукта.
Задания команды в процессе разработки мобильного приложения
Процесс разработки IT-продукта состоит из ряда комплексных этапов. Мы рассмотрим их и опишем задачи специалистов на каждом этапе.
Исследование и стратегия
Отправной точкой в процессе разработки является изучение запросов и проблем клиента, исследование его бизнес-процессов. Это помогает глубоко понять задачи, которые необходимо решить на проекте. Только так клиент может получить максимально ценный продукт.
На этом этапе специалисты со стороны команды разработчиков (сейлз-менеджеры, маркетологи бизнес-аналитики, продакт-менеджеры и т.п.) должны максимально погрузиться в бизнес клиента, понять его потребности, преимущества, слабые и сильные стороны. При необходимости они проводят исследования рынка и целевой аудитории – изучают решения конкурентов и составляют обобщенный портрет потребителя нового приложения. В то же время, менеджеры на стороне заказчика предоставляют разработчикам всю необходимую информацию и участвуют в генерации идей для проекта. Все это позволяет сформировать концепцию приложения, выстроить стратегию его разработки и дальнейшего развития.
Проектирование и подготовка документации
Когда концепция готова, UI/UX-дизайнеры моделируют пользовательский опыт и интерфейс нового приложения. Они готовят макеты, вайрфреймы и прототипы, отражающие логику и визуальные решения интерфейса. Тем временем лидеры подразделений бкенда и фронтенда определяют общую архитектуру приложения, выбирают паттерны программирования и структуру кода, которые определят весь дальнейший процесс разработки и поддержки.
Все задачи проекта фиксируются в соответствующей документации и детализированном техзадании, которое будет непосредственно определять суть работы разработчиков. В целом техническое задание для мобильного приложения могут создать специалисты на стороне заказчика, но зачастую оно так или иначе прорабатывается и согласовывается обеими сторонами.
Разработка
Когда дизайн и техническое задание утверждены, за проект берется команда разработчиков. Приложение может разрабатываться нативно (специально под Android или iOS) или кроссплатформенно (для запуска на нескольких ОС с одной кодовой базы).
Разработчики фронтенда пишут клиентскую часть приложения, с которой будет взаимодействовать пользователь. Разработчики бэкенда программируют серверную часть, отвечающую за бизнес-логику, хранение и обмен данными и т.д. На этапе разработки каждый новый компонент кода проходит через юнит-тесты, которые должны заблаговременно устранить ошибки.
В своей работе мы полагаемся на подход Agile и методологию Scrum, позволяющие быстро добиваться качественного результата силами небольших команд. Однако даже так этап технической разработки остается самой сложной и продолжительной стадией проекта.
Тестирование
Это этап контроля качества, который должен гарантировать соответствие приложения всем требованиям проекта. Каждая компания-разработчик привлекает своих QA-инженеров перед тем, как отдавать продукт клиенту. Тестировщики проверяют приложение через юнит-тесты, функциональные тесты, UI-тесты, интеграционные, регрессионные тесты и т.д. Тестирование может производиться как мануально (вручную), так и автоматически, с использованием скриптов. Соотношение мануальных тестов может существенно разниться в зависимости от проекта и этапов QA. Кроме того, цикл тестирования можно повторять, пока продукт не достигнет наивысшего качества.
Релиз
Когда приложение технически готово и протестировано, разработчики делают его доступным для конечного пользователя. По большей части приложения публикуются в цифровых маркетплейсах App Store и Play Market. Размещение продукта на этих площадках требует соблюдения ряда стандартов и требований платформы, все приложения в магазинах Apple и Google проходят через модерацию. Если речь идет о приложении на Android, созданном для внутренних нужд компании, то его могут выпустить за пределами Play Market – прямо на корпоративном сервере клиента.
Пострелизная поддержка
После релиза приложения в маркетплейсах или корпоративных серверах начинается новый этап его жизненного цикла. Разработчики устраняют последние баги и ошибки в системе, работают над обновлением, новой версией MVP или дополнительным функционалом. Развитие приложения после релиза должно опираться на обратную связь, поступающую от бизнеса и конечных пользователей.
Продвижение и маркетинг
Этот этап не является необходимым элементом разработки и рассматривается отдельно. Однако мы решили затронуть его, ведь основы продвижения и маркетинга обычно складываются уже во время разработки. Владелец приложения может заботиться о продвижении самостоятельно, а может доверить его специалистам на стороне разработчика, которые успели изучить продукт в деталях.
Необходимая команда для разработки мобильного приложения
На старте проекта роли команды при разработке мобильного приложения распределяются так, чтобы привлечение специалистов было максимально эффективным. При этом иногда их задачи соприкасаются, или одни специалисты помогают другим.
Это связано с оочень тесным взаимодействием подразделений. Так, например, программисты всегда тесно связаны с тестировщиками, маркетологи с бизнес-аналитиками, а руководитель проекта должен координировать задачи каждого из участников. Какой состав команды для создания мобильного приложения является критически важным? Назовем основных специалистов.
Бизнес аналитик
Задача бизнес-аналитика – полное погружение в бизнес клиента и целевой рынок. В результате он должен помочь разработчикам с поиском решений и инструментов, которые позволят оптимальным образом решить задачи проекта. Такие специалисты анализируют запросы бизнеса и привлекаются к разработке технического задания. Ведь именно в нем фиксируются ключевые для разработки детали. Роль бизнес-аналитика может иногда выполнять маркетолог или руководитель проекта.
Маркетолог
Вовлечение маркетолога в процесс разработки опционально, но мы рекомендуем делать это. Ведь именно маркетолог может провести исследование рынка, помочь продумать перспективное продвижение продукта и учесть его на этапе разработки. Это лучший способ получить инструмент, максимально отвечающий долгосрочным потребностям бизнеса. Так что компании впоследствии не придется по окончании разработки отдельно дорабатывать необходимые для маркетинга элементы. Также маркетологи вовлекаются в построение стратегии развития продукта и, возможно, всей компании.
Дизайнер
Над проектом может работать как один дизайнер, так и целая команда. На плечи этих специалистов ложатся два этапа разработки: проектирование UX (пользовательского опыта), и непосредственно проработка экранов интерфейса. Задача дизайнера — обеспечить безупречный опыт пользователя, а также транслировать ценности бренда через дизайн, способствовать тому, чтобы приложения могли выполнять целевые действия в несколько кликов на смартфоне.
Фронтенд-разработчики
Это специалисты мобильной разработки, которые программируют клиентскую часть приложения. Именно с ней будет взаимодействовать конечный пользователь. Для разработки клиентской части могут использоваться технологии нативной разработки (Kotlin для Android, Swift/Objective-C для iOS) или кроссплатформенные фреймворки (Flutter, React Native).
Бекенд-разработчики
Бекенд-разработчики отвечают за программирование серверной части приложения. Именно она отвечает за бизнес-логику продукта, обеспечивает хранение и обмен данными. От качества бэкенда зависит быстродействие и безопасность приложения. Для программирования серверной части используются фреймворки на языках как PHP, Phyton, Ruby.
Тестировщики
Это специалисты QA, которые должны убедиться, что продукт работает корректно и отвечает требованиям проекта. Для этого обычно привлекается команда тестировщиков, проводящих ряд мануальных и автоматических тестов. Тестеры проверяют работу отдельных модулей и функционала, интерфейс, взаимодействие компонентов, стабильность работы приложения под разными нагрузками, в разных сценариях и т.д. Многие ошибочно полагают, что тестировщики вступают в игру уже после окончания разработки. На самом деле гораздо более рационально тестировать продукт в процессе разработки: это сокращает общие временные затраты, упрощает устранение ошибок.
Руководитель проекта
Последний, но не по значимости, участник процесса разработки – руководитель, менеджер проекта. Это специалист, контролирующий все процессы, следящий за исполнением обязанностей каждого из специалистов, а также за графиком, чтобы команда вкладывалась в согласованные дедлайны. Также руководитель отвечает за организацию коммуникации между разработчиками и представителями заказчика. Часто менеджер проекта, кроме организационных функций, помогает или выполняет функции других участников процесса, чаще всего – аналитические.
Создание мобильных приложений для вашего бизнеса. Откройте новые возможности вместе с нами!
Меняется ли состав команды в зависимости от платформы разработки приложения?
Принципы и этапы разработки на разных платформах остаются прежними – как в нативной разработке под Android и iOS, так и в кроссплатформенных фреймворках. Однако есть и определенные отличия.
Технологии
Прежде всего, разработка на разных платформах требует знатоков разных технологий. Для нативной разработки на iOS необходимы специалисты, владеющие языками Swift и Objective-C, умеющие работать с IDE XCode и т.д. Нативная разработка на Android требует знатоков Kotlin и Android Studio. Кроссплатформенная разработка может нуждаться в знатоках Dart/Flutter или JS/React Native.
Дизайн
Любой компетентный UI/UX дизайнер может реализовать приложения для Android и IOS. Однако нет ничего удивительного в том, что разные специалисты имеют больше опыта с той или иной системой, лучше понимают требования iOS Human Interface Guidelines или Material Design. И это следует учитывать при формировании команды.
Методология разработки
Кроссплатформенная разработка может потребовать меньшего количества программистов, чем нативная. Ведь она требует создания единой кодовой базы, которая будет работать на всех ОС. В то же время, выбор методологии Scrum может потребовать дополнительных ролей в проекте. Например, менеджеры могут исполнять роли scrum master и product owner.
Как ошибки с командой влияют на риски в разработке приложения
Ошибочные решения при формировании команды разработчиков могут отрицательно повлиять на всю судьбу проекта. Определим ключевые риски таких ошибок.
Ухудшение коммуникации
Если у команды нет менеджера, который может наладить коммуникацию между разными специалистами и стороной клиента, то проект рискует столкнуться с огромными проблемами.
Ведь коммуникация – это ключевое звено, позволяющее собрать все разрозненные сегменты работ в единое целое. Проблемы с коммуникацией могут приводить к перерасходам бюджета и срыву дедлайнов.
Низкое качество продукта
Проблемы с коммуникацией, планированием и недостатком необходимых специалистов в конечном счете ведут к ухудшению качества разработки. Так на рынок попадают приложения, которые разочаровывают как бизнес, так и своих конечных пользователей. В худших случаях полученный продукт признается полностью не соответствующим требованиям проекта. Так что разработку приходится начинать с нуля.
Риски есть всегда, но если вы заранее о них знаете, то можете минимизировать их. Важно тщательно выбирать команду и полагаться в этом на опытных специалистов.
Разработайте мобильное приложение с WEZOM
Наша команда уже 24 года создает диджитал-инструменты для различных отраслей: от eCommerce и сферы услуг, до промышленности и логистики. Мы реализовали десятки успешных мобильных приложений – как нативных, так и кроссплатформенных.
Специалисты WEZOM владеют всеми необходимыми инструментами разработки мобильных приложений для iOS и Android: Swift, Kotlin, Flutter, React Native и т.д. Мы знаем, как избежать ошибок в формировании команды для мобильной разработки. Предлагаем комплексные решения разработки под ключ, охватывающие анализ, проектирование, дизайн, программирование, тестирование, поддержку и продвижение приложения.
Если вы интересуетесь возможностями разработки мобильного приложения с нуля, или у вас есть идея IT-продукта – не медлите, обращайтесь за консультацией к нашим специалистам. Мы гарантируем клиентам качество, прозрачность, ответственность и результат.
Итоги
Разработка мобильного приложения – это комплексный и многоэтапный процесс, требующий привлечения ряда специалистов. Формирование команды разработки закладывает фундамент, на котором должен базироваться успех всего проекта. При подборе команды важно учесть все особенности проекта, включая платформу, технологии и методологию разработки.
Как показывает практика, непрофессиональные попытки сэкономить или оптимизировать функции вовлеченных в проект специалистов могут существенно навредить проекту, привести к срыву дедлайнов и ухудшению качества продукта.
Важно еще на этапе исследований четко определить, кто нужен для создания мобильного приложения.Чтобы избежать ошибок и минимизировать риски, следует доверить формирование команды разработчиков опытным специалистам, которые могут показать успешные кейсы в индустрии.
FAQ
Какой состав команды необходим для разработки мобильного приложения?
Базовый состав команды для разработки мобильного приложения должен включать таких специалистов как бизнес-аналитик, маркетолог, дизайнер, разработчики фронтенда и бэкенда, тестировщики и ведущий менеджер проекта.
Влияет ли платформа приложения на состав команды?
Принципы разработки остаются неизменными на всех платформах, однако нуждаются в разных технических специалистах. Нативная разработка на Android потребует знания Kotlin, разработка на iOS – знания Swift, а кроссплатформенный проект потребует знатоков Flutter или React Native.
Кто нужен для разработки мобильного приложения, кроме разработчиков?
Ни одна команда мобильной разработки не может состоять исключительно из технических специалистов.Кроме разработчиков и тестировщиков необходимо привлечь бизнес-аналитиков, маркетологов, менеджеров и дизайнеров. Состав команды нужно индивидуально формировать под каждый проект, исходя из его уникальных особенностей и требований.