Кнут или пряник? Как правильно хвалить и критиковать команду.

4.7
23.02.2022
5557
0

Не зря говорят, что каждая компания — это в первую очередь ее команда. И только от руководителя зависит, насколько эта команда будет эффективной. Один старается держать подчиненных в ежовых рукавицах, контролируя каждый шаг. Другой, наоборот, дает максимум свободы и избегает какой-либо критики в адрес сотрудников. Оба в какой-то степени правы и оба ошибаются.

Давайте обсудим Ваш проект
article-order-form__collapsed-text
Phone
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее

«Похвала указывает путь, порицание подметает лестницу» - Славомир Врублевский, бизнесмен

Команду нужно и хвалить, и критиковать. Поощрение и наказание должны быть в любой компании. Иначе — провал! Сегодня мы рассмотрим сложную тему похвалы и критики подчиненных. Здесь слишком много неочевидных моментов, заблуждений и домыслов, не имеющих ничего общего с реальностью. Давайте разбираться!

Почему «пряник» лучше «кнута»?

кнут или пряник

В отечественных компаниях сотрудников чаще принято ругать, чем хвалить. Почему-то хорошая работа воспринимается как должное, а вот оплошность — как нечто недопустимое и заслуживающее всяческого порицания. Да, ситуация в целом постепенно меняется в лучшую сторону, но пока что не слишком активными темпами.

Нейробиолог Колумбийского университета Кевин Оскнер утверждает, что критику начальства и коллег люди воспринимают лишь на 30%. Причина — в неправильной подаче обратной связи, из-за чего человек испытывает дискомфорт и фокусируется именно на нем, а не на сути сделанного замечания.

В 2018 году рекрутинговая компания HAYS провела большое исследование факторов, влияющих на мотивацию сотрудников. Результаты оказались весьма показательными:

  • 68% опрошенных сказали, что недружелюбная корпоративная культура может стать для них главным демотиватором.
  • 56% признались, что могут быть демотивированы личностью руководителя.
  • 47% сообщили, что их сильнее всего демотивируют конфликты с коллегами.

Преобладание в компании критики над похвалой — один из ключевых элементов недружелюбной корпоративной культуры. Естественно, критиковать тоже нужно, и мы об этом поговорим далее. Но ставить критику во главе отношений с сотрудниками нельзя ни в коем случае!

Деньги вместо похвалы: да или нет?

Система поощрения только в виде премий и повышения зарплаты — не совсем корректная стратегия. Конечно, деньги — это хорошо, они обеспечивают нам комфортную жизнь. Но финансовое вознаграждение не должно быть основой мотивации. Человеку важно не просто быть финансово независимым. Он хочет чувствовать себя комфортно и безопасно в команде, знать, что его здесь не подставят, в случае необходимости подстрахуют. Что его реально ценят в конце концов, а не просто отсчитывают N-ную сумму денег за выполненную работу.

Еще хуже, когда за денежной мотивацией следует личностная критика. Некоторые руководители через повышение зарплаты сотруднику открывают себе новые пути, чтобы его критиковать. Таким способом они словно «откупаются» и дают аванс за критику. Совершенно нелогичный и некорректный подход. 

Как правильно хвалить работников

Как правильно хвалить работников

Для многих руководителей похвала сводится к простому «Ты молодец». А почему молодец и как оставаться молодцом дальше — непонятно. Другие и вовсе скупы на любые слова похвалы, для них единственная система поощрения — денежное вознаграждение. Но это, как мы уже сказали, неправильно. Хвалить работников можно и нужно. Есть несколько тонкостей и главных правил, как похвалить человека за труд корректно и с пользой для обеих сторон.

  1. Хвалите конкретные заслуги. Не «Ты молодец», а «Ты отлично справился с этой задачей. Я вижу, что ты быстро учишься, молодец!».
  2. Не затягивайте с похвалой. Человек, как правило, сам прекрасно понимает, когда реально хорошо справился с задачей. И своевременная похвала может стать для него мощнейшим мотиватором. А отсутствие какой-либо реакции с вашей стороны лишь демотивирует его.
  3. Не используйте похвалу в корыстных целях. «Ты наш лучший спец в связях с клиентами и только тебе я могу довериться. Проведи, пожалуйста, встречу в это воскресенье, потому что я уезжаю из города». Подобные фразы очень быстро начнут восприниматься сотрудниками как уловка. Собственно, они ею и являются. Никакой искренности в них нет.
  4. Хвалите публично. Таким образом вы одновременно мотивируете и сотрудника, и его коллег, которые тоже захотят показать лучшие результаты. А вот публичная похвала с одновременным обещанием повысить зарплату человеку — не лучшая идея. Любые финансовые вопросы все же стоит обсуждать тет-а-тет.
  5. Хвалите с эмоциями, критикуйте — без. Покажите, что вы действительно довольны результатами работы сотрудника. Сделайте похвалу искренней и настоящей, не бойтесь улыбнуться, пошутить, дать «пять». А вот когда критикуете, сохраняйте нейтральные эмоции. Не показывайте злость или гнев, не повышайте голос.

А можно ли обойтись только похвалой, исключив критику в принципе? К сожалению, нет. И на то есть несколько причин:

  • Без объективной и конструктивной критики сотрудники не будут развиваться. Они могут не замечать допущенных ошибок, не видеть своих слабых сторон и самое главное — не пытаться стать лучше. А зачем? Ведь руководитель и так всем доволен.
  • Отсутствие критики способно со временем разрушить субординацию. Сотрудники могут начать воспринимать руководителя несерьезно, игнорировать указания и даже вступать в конфликты.
  • Вы, как руководитель, можете попросту выгореть, самостоятельно выполняя рабочие задачи и «подтягивая хвосты», чтобы только не критиковать сотрудников.

Критиковать можно и нужно. Но здесь очень важно научиться соблюдать тонкую грань и не переходить ее. Иначе конструктивная критика может перейти в прямые оскорбления и сильно навредит всем. Нюансов здесь даже больше, чем в похвале.   

Как правильно критиковать подчиненных

Как правильно критиковать подчиненных

Помните главное правило: «Любая критика, которая обижает человека, бесполезна. Как и та, что унижает его в глаза коллег».

Существует несколько ключевых правил критики, которых руководители не придерживаются по незнанию или по нежеланию. Но мы настоятельно рекомендуем им следовать.

  1. Критикуйте человека только один на один. Любая критика на всеобщее обозрение воспринимается человеком как личная обида, попытка опозорить его и принизить заслуги в глазах коллег. Если вы будете критиковать человека, например, в ходе планерки, он воспримет это как личное оскорбление. А оно в итоге может вытеснить его желание стать лучше и не допускать оплошностей в будущем.
  2. Критикуйте поступок, а не человека. Ни в коем случае не переходите на личности, не осуждайте личные качества, не оскорбляйте, не ставьте человека в сравнение с кем-то другим. Обсудите ситуацию, объясните, как в ней лучше было бы поступить, какие ошибки человек допустил и как можно исключить их в будущем. Никакого перехода на личности!
  3. Конкретизируйте, за что именно критикует сотрудника. Фразы типа «Ты плохо работаешь» или «Ты не умеешь общаться с клиентами» забудьте раз и навсегда. Будьте точны в своих высказываниях: «Ты задержал отчет на три дня. В будущем такое не должно повториться», «Мне кажется, тебе нужно немного изменить стиль общения с клиентами». Или «Ты слишком быстро прогоняешь скрипт и нам нужно проработать этот вопрос». Так человек сразу понимает, что не так, и не ломает голову над тем, что скрывается за фразой «плохо работаешь».
  4. Используйте формулу «бутерброда»: «похвала — критика — похвала». Например: «Ты отлично поработал в этом месяце, благодаря тебе мы получили новый контракт. Но вот с тем клиентом вышла нехорошая ситуация. Возможно, стоило вести диалог иначе. Давай обсудим этот вопрос, чтобы подобное не повторялось. Я уверен, ты справишься». Критика есть, но она «завернута» в похвалу и воспринимается намного более лояльно. Тут главное не переусердствовать с «пряником», чтобы он напрочь не перекрыл «кнут».
  5. Не критикуйте подчиненных без их ведома. Худшее, что вы можете сделать, — критиковать человека среди коллег без его участия. Поверьте, ваши слова быстро дойдут до этого подчиненного. Возможно, в очень гиперболизированной форме. Так, не желая лично обидеть человека, вы полностью демотивируете его. Вполне может быть, что он попросту уволится.

И напоследок еще кое-что!

Есть категория руководителей, которые, с одной стороны, осознают важность критики. Но с другой, стараются избегать ее до последнего. Это тоже не самый правильный подход. Сотрудник может сам так и не осознать, что делает что-то не так, а вы раз за разом только будете накапливать раздражение. Если видите, что человек ошибается в каких-то моментах или работает не так, как полагается, лучше сразу это обсудить, найти корень проблемы и ее решение. От этого выиграют все, а вы — в первую очередь!

Как вам статья?
4.7
Проголосовало: 11
Давайте обсудим Ваш проект
article-order-form__collapsed-text
Phone
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Свернуть
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
have questions image
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях