
E-grocery – это продажа привычных повседневных товаров, таких как продукты питания, чистящие средства, бытовая химия, сопутствующие товары и прочие, через интернет. Первоначально e-Commerce подразумевала более узкие товары: одежда, обувь, мебель. Теперь же сформировалась новая ниша со своими правилами и ожиданиями.
Если в 2019 году продукты в интернете заказывали только 4% покупателей, то сегодня продажи бьют все рекорды. По данным Nielsen доля онлайн-продаж в апреле 2020 года составила 5% от всего рынка FMCG, а среднегодовое значение удвоилось с 1,8% до 4%.
В Украине уже есть успешно реализованные проекты, которые доказывают эффективность онлайн торговли повседневными товарами.
Foodex24
Foodex24 – это онлайн супермаркет, имеющий собственный склад. Он появился в период карантина и стал очень актуальным. Сервис-доставка пока что работает только на территории г. Киев и в окрестностях, но в перспективе планирует расширение и на другие города Украины.
Внешне сервис выглядит, как привычный интернет магазин. Только в каталоге вместо техники или одежды представлены такие разделы, как кондитерские изделия, консервы, бакалея, фрукты и овощи и другие.
Компания предлагает несколько удобных способов оплаты. Можно заранее рассчитаться, а можно оплатить курьеру, как наличными, так и при помощи терминала. После заказа заявка обрабатывается, и курьер доставляет заказ в течение 90 минут. Foodex24 имеет собственные склады, на которых работают сотрудники, отвечающие за качество и свежесть продукции.
Что касается цен, они практически не отличаются от розничных цен в магазинах города. Поэтому Foodex24 легко конкурирует с супермаркетами. Пользователям больше не нужно выходить на улицу и тратить время на привычные покупки. Ежедневные и еженедельные товары легко приобретать онлайн.
История
Предприниматель Владислав Савченко владеет IT-компанией, но в период карантина решил организовать стартап по доставке продуктов питания. Сначала он обратился к крупным сетям аптек и продуктовым магазинам с предложением быстрой организации службы доставки. Однако те не поддержали идею, и предприниматель решил сам реализовать проект.
На запуск проекта были выделены рекордные 14 дней. До этого времени был проведен поиск складов, поставщиков и сформировалась команда. Сразу запускался сайт и вся система доставки. Автопарк предоставила компания Bolt, больше 620 машин по Киеву. Это позволяет обслуживать до 1 миллиона клиентов в месяц.
Через 14 дней интернет магазин был запущен. Наполнен товарами первой необходимости и продуктами питания. Уже за первый час работы было зарегистрировано 200 пользователей. Первоначальные инвестиции составили 6 млн гривен, из них 30% – на разработку ПО и сайта.
Результаты
Сегодня компания продолжает активно развиваться и пользоваться высоким спросом. Только за первые 2 дня компания выполнила 270 заказов. Средний чек составляет 1000 грн. Главная особенность – доставка в течение 90 минут.
В перспективе у компании Foodex24 планы на расширение в другие города Украины – Харьков, Львов, Одессу, и покорить заграничный рынок. Благодаря росту популярности ниши, сегодня у компании 1000-1200 заказов ежедневно. Из-за этого пришлось переезжать на новый склад и расширять количество товаров. А еще компания ввела бесплатную доставку от суммы 1200 грн, и средний чек сразу вырос до 1380 грн.
OVO Market
OVO Market – это сервис по доставке свежих овощей и фруктов, который работает на территории Киева. Он был основан в апреле 2020 года, в самый разгар пандемии и карантина, когда вопрос доставки продуктов стал максимально актуальным.
Сервис работает все дни, кроме воскресенья, но даже в выходные можно наполнить корзину и оформить онлайн заказ. Оплатить его можно наличными или картой при получении, или совершить онлайн платеж во время заказа. Каждый день курьер звонит клиентам и договаривается о времени доставки. Нюанс – доставка осуществляется на следующий день после заказа.
Чтобы клиенты не волновались за качество продукции, компания ввела условия возврата: если овощи или фрукты подавились, не свежие, или не надлежащего качества, клиент может выслать фото и оформить онлайн возврат. Деньги будут возвращены сразу же, как только менеджер рассмотрит заявку. В компании есть сотрудники, которые проверяют товар перед отправкой, но даже если с ним случится что-то в пути, компания возмещает средства.
Помимо овощей и фруктов в OVO Market можно купить зелень, орехи и сухофрукты. Стоимость продуктов не отличается от розничных цен, поэтому сервис отлично справляется с конкуренцией. Доставка платная, но по Киеву составляет всего 39 грн, а по всей Украине – 199 грн.
История
Первоначально OVO Market назывался «Киев Овощи». Компания решила диджитализироваться на фоне пандемии и было разработано MVP приложение для теста ниши. Создатели – Роман Мелкумов и Степан Зиняков – инвестировали на старте всего 55 долларов, и разработали простой, но рабочий сервис на Tilda.
Правильный подход к диджитализации позволил не тратить большие суммы для создания онлайн продукта. Реализовали проект за 2 недели. Уже в мае компания приняла активное участие в проекте «Сиди Вдома» и поставила более 4 тонн овощей и фруктов пожилым людям.
В июле 2020 года компания привлекла инвесторов из Fedoriv Group. Средства были направлены на улучшение бренда и масштабную рекламную кампанию. По Киеву было поставлено более 250 щитов с рекламой OVO Market.
Результаты
В первый месяц работы в компании OVO Market было 10-12 доставок в день, сегодня их более 50 за сутки. Такого результата удалось достичь за 5 месяцев. На самом деле, заказов у компании гораздо больше, их приходится искусственно сдерживать, чтобы успевать обрабатывать. Маржа бизнеса составляет примерно 43% по словам создателя проекта Романа Мелкумова.
Пока что компания работает на территории Киева, но планирует расширяться на другие города Украины. Благодаря инвестициям компания OVO Market способна масштабировать бизнес и расширить функционал.
Перспективы
Пандемия COVID-19 стимулирует процессы диджитализации. Самоизоляция заставила людей изменить привычки. Некоторые эксперты считают, что спрос носит временный характер, но аналитики JP Morgan говорят, что в ближайшие 10 лет продовольствие будет диджитализироваться быстрее, чем любая другая сфера, а к 2025 году 20% продаж в этой сфере будут совершаться онлайн.
Диджитализация помогает выйти на прямые продажи и работать не только по B2B, но и по D2C модели. Мы уже не первый год помогаем компаниям разных размеров автоматизировать их процессы и выйти в онлайн (можете ознакомиться с нашими любимыми кейсами ROSHEN и УМАНЬПИВО), поэтому с радостью разработаем и поможем запустить инструмент для любого сектора и любого масштаба. Это может быть как интернет магазин или маркетплейс, так и приложение.
Если же у вас есть идея стартапа, и вы пока не готовы инвестировать крупные суммы на ее воплощение, мы проведем стратегическую сессию и найдем решение, которое поможет за считанные дни создать MVP, и лично убедиться в том, насколько перспективна эта ниша.
Мы верим, что сейчас самое благоприятное время, чтобы прийти к своим покупателям и остаться с ними навсегда.