Независимо от того, какой сайт вы задумали – одностраничный лендинг или крупный портал – необходимо понимать, что он требует вложения времени, сил и финансов. Ведь это своего рода недвижимость – ваша частная собственность, строительством и обустройством которой заведуете вы лично. И ваша обязанность убедиться в том, что сайт получится как можно качественнее и удобнее для клиентов.
В возведении дома, прежде чем хвататься за молоток, пилу или другой строительный инструмент, важно продумать до мелочей все детали. То же касается и веб-разработки.
Важность планирования сайта
Слишком много людей сразу начинают «забивать гвозди», не тратя времени на создание надлежащего плана. Но суть в том, что какую бы работу вы не выполняли (создание сайта, строительство дома или старт маркетинговой компании) необходимо две трети времени потратить на планирование и лишь одну треть – на осуществление задуманного. Экономия времени на этапе планирования проекта приводит к непредвиденным ошибкам, которые стоят времени и денег. Ведь в итоге все ошибки придется исправлять.
Так что нужно учитывать, создавая сайт? Какие этапы входят в этот процесс?
1. Аналитика
Начать стоит с определения целевой аудитории и анализа конкурентов. Владельцу сайта важно понимать свою целевую аудиторию, её потребности и боли. Тогда он сможет адаптировать свой сайт под их интересы и получить из этого собственную выгоду. Стоит найти ответы на вопросы:
- для кого предназначен веб-ресурс?
- каковы предпочтения ваших потенциальных клиентов?
- какая информация будет для них полезной и интересной?
- какими коммуникационными каналами они пользуются?
Посмотрите на решения своих прямых конкурентов, изучите их решения, найдите преимущества и недостатки. А потом используйте это в своих целях. Определите свои преимущества, свою изюминку, которая будет выделять вас среди прочих и подчеркивать ваши сильные стороны.
2. Cтратегия
Определите цель вашего сайта, чего вы хотите достичь с помощью него и какие инструменты вам в этом помогут. Цели у бизнес-ресурса могут быть абсолютно разными:
- продавать (для e-commerce);
- привлекать клиентов;
- презентовать продукт или линейку товаров;
- рассказать об услуге;
- собирать лиды (контактные данные);
- рассказать о вашей компании;
- выстроить долгосрочные отношения с клиентами;
- информировать ЦА;
- повысить охват и узнаваемость бренда, используя digital-каналы.
Один сайт может подходить сразу для нескольких целей, существуют также сложные индивидуальные проекты, которые нацелены на каждую из перечисленных задач. Очень важно правильно определить, какой именно результат вам нужен, и на основе этой информации формировать остальные этапы работы над созданием сайта.
3. Создание технического задания
Крайне важный шаг. Погрешности здесь недопустимы, так как они могут проявиться на любом этапе и в итоге отбросить проект далеко назад. В ТЗ прописываются основные требования проекта, его возможности, концепция и логика, с учетом ЦА и выбранной стратегии. По сути, два предыдущих этапа проводят ради того, чтобы составить качественное ТЗ и передать в работу специалистам.
Основные требования к техзаданию:
- Детальность. Все, что должен сделать специалист, необходимо указать в ТЗ. Даже если это обязательная часть работы, даже если разработчик делал это сотни раз и не нуждается в напоминании. Каждое требование, каждый аспект работ следует прописывать.
- Однозначность. Любым неоднозначным формулировкам или субъективизму не место в техзадании. Это инструкция, в которой говорится, что и как сделать, а понятия: «хорошо», «красиво», «цепляет» у всех разные.
- Понятный язык. Поправка: понятный для специалиста. Это значит, что специалист не должен расшифровывать и переспрашивать, что именно от него хотят.
4. Прототипирование
Для наглядности создается прототип с подробным расположением элементов и навигацией. Последняя требует особенного внимания. Слишком много сайтов создаются без учета удобства навигации. Почему так много людей любят продукты Apple? Потому что они интуитивно понятны. Пользователь при первом же контакте с продуктом понимает, как им пользоваться.
Дизайнер в первую очередь обеспечивает удобство интерфейса. Все элементы на странице должны быть расположены таким образом, чтобы пользователь без труда мог найти и воспользоваться ими. При помощи расположения информационных блоков дизайнер управляет вниманием посетителя, демонстрирует ему то, что он должен или хочет увидеть в данный момент.
5. Создание макетов дизайна
Этап разработки дизайна сайта отвечает за визуальную составляющую ресурса:
- цвет;
- форма;
- шрифт;
- анимации.
Дизайнер придерживается фирменного стиля заказчика, вписывает логотип, делает сайт полностью узнаваемым и соответствующим компании.
Следовать трендам хорошо, но не делайте дизайн слишком “модным”, он должен быть современным и сохранять свою актуальность хотя бы пару лет. Позже, когда ресурс заслужит доверие поисковых ботов, посетителей и клиентов, вы сможете изменить его внешний вид.
6. Верстка
После завершения работы дизайнер отправляет макет на утверждение заказчику и только потом передает на адаптивную верстку. Она подразумевает перевод эскизов в HTML, т. е. адаптацию изображения сайта под любой браузер, любой гаджет.
Это как раз тот случай, когда «семь раз отмерь, один отрежь». Лучше 7 раз прорисовывать дизайн сайта и один – его сверстать в HTML, нежели отправить на верстку первый же вариант, а потом бесконечно вносить правки и переверстывать. И тут должен быть внимательным прежде всего заказчик. Именно он утверждает концепцию сайта. Чем активнее заказчик участвует в обсуждении дизайна, тем вероятнее он получит ресурс, соответствующий его ожиданиям.
7. Программирование
Зачем нужно программирование? Ведь дизайнеры всё прорисовали, верстальщики перевели эскизы в HTML – адаптировали макет сайта под сеть. Что дальше-то? А дальше на сцену выходит программист, который оживляет картинки. Объясним это на примере кнопки с призывом к действию. Сделал её дизайнер прямоугольной и зеленого цвета, поместил в неё зазывающий лозунг (допустим, «Забронировать билеты сейчас»). Все это хорошо. Но ведь нужно сделать кнопку активной! Чтобы посетитель сразу попадал на страницу бронирования билета, и не нервничал, потому что этого не происходит.
В общем, программист – это тот, кто все сделанные дизайнером и собранные верстальщиком атрибуты сайта прописывает на определенном языке программирования (PHP, Java, JavaScript, Python или технологии ASP.NET).
Иногда этап верстки и программирования выполняют одновременно. Если, конечно, позволяют масштабы проекта.
8. Базовое наполнение
Сайт без информационного наполнения, как скворечник без птиц. Этап заполнения предполагает перевод контента в необходимый формат и размещение на страницах ресурса. Материалы готовятся заранее. Их могут писать как копирайтеры по заранее составленному техническому заданию (ТЗ), так и владелец сайта или любой человек, знающий специфику текстов и владеющий искусством слова. Но на этом работа не прекращается. Контент требует стабильного обновления. Иначе поисковые боты при ранжировании будут обходить сайт. Немаловажный фактор – заинтересованность клиентов. Их важно постоянно подогревать актуальной информацией.
9. Тестирование
Хоть после каждого этапа разработки ресурс проверяют на предмет «работает – не работает», без финального тестирования не обойтись. А вдруг где-то затерялась битая ссылка, некорректно отображается информация или всплывающее окно не выскакивает на экран? Недоработки во время тестирования обнаруживаются самые разные и команда их сразу устраняет. Как правило, для тестирования и демонстрации сайт размещают на специальной площадке. Позднее, когда же все погрешности устранены, проект со всеми файлами переносят на его постоянное место прописки в Интернете – хостинг. Но и тут ещё не всё. После переноса ресурс снова тестируют.
10. Техническая поддержка
При передаче готового проекта специалисты обучают сотрудников со стороны заказчика работе с админпанелью и сервисами сбора статистики. После этого владелец может полностью самостоятельно публиковать новый контент, создавать страницы, размещать товары, собирать данные для аналитики поведенческих показателей и пользоваться остальным функционалом ресурса. Если возникают какие-либо вопросы, компания-разработчик всегда готова помочь разобраться. Это же касается и багов, если вдруг они появились после релиза сайта - команда техподдержки их тут же устранит.
Заключение
К основным этапам может добавляться еще SEO на этапе разработки, что поможет сайту быстрее выйти в топ и стабильно держать позиции, а также подготовит его к дальнейшему продвижению.
Выбирая разработчика, убедитесь, что он уделяет достаточно внимания всем этапам, ведь каждый из них играет решающую роль в работе будущего сайта. Для этого можете ознакомиться с портфолио компании или поговорить с менеджером.