Сразу к делу: е-Grocery - это продажа и покупка продуктов питания в Интернете. И здесь есть два основных подхода. Первый - сделать заказ в местном продуктовом, и либо забрать самому, либо заказать доставку. Второй - заказать продукты в крупной компании с доставкой на дом. Такой подход популярен в США, с компаниями типа Amazon или Netgrocer.
У нас же онлайн рынок продуктов только набирает популярность. Тем не менее, появляется все больше и больше игроков, так, в период пандемии открылся сервис доставки овощей и фруктов OVO. Еще один представитель этой сферы - нашумевший онлайн-супермаркет foodex24, который был открыт за две недели. Почитав интервью этих ребят, не остается сомнений, что онлайн-рынок в Украине встречают с интересом и перспективы у него солнечные.
Взглянем на 4 основных правила е-Grocery.
1. Кто первый, у того преимущество
В этой сфере главный не спрос, а предложение. Потребители не знают, чего можно ожидать от онлайн сервиса, хотя и ожидают, что это опыт будет проще, чем в офлайн. Они могут и не задумываться о чем-то, но стоит им это показать, и они сразу захотят. Например, Amazon Prime предложил бесплатную двухдневную доставку. Клиенты, возможно, и не требовали этого, но теперь ждут не меньшей оперативности во всех сферах.
Как видите, предложение формирует ожидания. Предложить можно что угодно: отслеживание заказа, выбор времени доставки, систему бонусов и скидок. Что из этого больше оценят потребители - вопрос времени.
2. Масштаб имеет значение
Тут все просто. Условно у вас есть 1000 клиентов, в каких условиях вам проще и выгоднее организовать доставку: если они разбросаны в радиусе 1000км или сосредоточены в 100км? Ответ очевиден. Чтобы оправдать расходы на доставку должно быть достаточное количество покупателей в пределах определенного радиуса. Иначе придется располагать центры себе в ущерб. Но и эту проблему можно решить, даже не одним способом.
Некоторые бизнесы вместо того, чтобы вкладывать деньги и открывать отдельный центр для выполнения заказов, они используют свои магазины с той же целью - пока покупателей нет, продавец может собрать онлайн-заказы.
Другие магазины кооперируются со службами доставки. Но тут возникает ряд вопросов: будут ли третьи стороны поддерживать стандарты безопасности пищевых продуктов? Не пострадает ли репутация продавцов? Останутся ли цены приемлемыми?
Еще один вариант - объединить силы с неконкурентными онлайн-магазинами. Так удастся оптимизировать расходы на доставку и выдержать конкуренцию со стороны крупных игроков на рынке.
3. Специалисты - основа всего
Человеческий ресурс может определить шансы компании на успех. Или утопить ее. В e-Grocery, чтобы конкурировать с крупными компаниями, нужно хорошо разбираться не только в своей сфере, но и в технологиях, диджитал планировании и организации технической стороны. Для этого нужны соответствующие специалисты, найти которых бывает сложно. Вот несколько советов по набору сотрудников, когда хотите в диджитал:
- Наймите директора по цифровым технологиям или аналогичного сотрудника. Видение и технические знания такого специалиста могут привести к цифровой трансформации всей организации.
- Сформируйте должности для специалистов по обработке данных, технических инженеров и других экспертов.
- Предлагайте больше преимуществ: возможности для развития, дополнительная гибкость, удаленная работа и, важнее всего, ощущение смысла и цели.
- Создайте инновационную среду. Высоко ценится открытость к риску, командное мышление и построение решений, четкие карьерные пути и убедительное признание результатов работы.
- Будьте готовы платить рыночные ставки и вознаграждать сотрудников за привлечение новых. Для привлечения и удержания лучших специалистов придется предлагать конкурентоспособную и привлекательную оплату и стимулы.
4. Новые технологии способствуют росту
Две составляющие e-Grocery - подготовка и доставка заказов - увеличивают операционные расходы. Здесь на помощь приходят технологии. Диджитализация и автоматизация помогают оптимизировать затраты и ускорить процессы. Но это серьезное вложение, убедитесь, что для вашего масштаба оно окажется рентабельным.
Автоматизация добралась и к доставке «последней мили». Да, есть определенные трудности: для беспилотных автомобилей еще нет правил, к тому же покупатель должен быть дома во время доставки. Тем не менее, первые примеры уже есть, беспилотные автомобили Ford доставляют пиццу Domino's в Майами. Скорость внедрения технологий легко недооценить, так что наблюдаем, оцениваем и вовремя реагируем.
Как преуспеть в e-Grocery?
Само явление интернет продажи продуктов питания не ново, но нынешний рост бьет все рекорды. Этот рынок определяет не спрос, а предложение, а значит то, что продавцы и другие участники этой сферы делают сейчас, определяет, как она будет выглядеть позже. Если вы хотите развиваться в этом направлении, придется постараться:
- Сформировать ценностное предложение. Определите основные элементы и отличия вашего бизнеса, дайте покупателю обещание, которое готовы выполнить. Анализируйте целевую аудиторию, чтобы ваши ценности совпадали.
- Создать надежную модель прогнозирования спроса. Посчитайте свою потенциальную долю рынка, определите оптимальное сочетание предложений на доставку и самовывоз.
- Разработать свой информационный ресурс. Это поможет оптимизировать процессы и сделать учет максимально надежным. Выберите поставщиков. Не каждый магазин имеет в штате необходимых специалистов для разработки сайтов. Это и не нужно. Вы можете заказать ее у профессионалов.
- Изменить свою организацию и операционную модель, чтобы встроить цифровые технологии в основу. Согласуйте структуру отчетности и договоритесь о правах на принятие решений и способах работы. Потребуются надежные планы и стратегии в области человеческого ресурса.
Преимущества и недостатки онлайн продажи продуктов питания
Поскольку эта сфера становится все популярнее, споров тоже становится больше. Сначала кажется, что преимущество e-Grocery очевидно - экономия времени. Но экономят ли онлайн-покупки деньги? Вот уже и вопрос. Если хотите идти в эту сферу, вы должны понимать, что риск есть всегда и возражений тоже может быть много. Давайте взглянем на этот вопрос со стороны покупателя.
Преимущества |
Недостатки |
Делаете покупки в любое время. Не нужно проверять часы работы магазина. Заказ можно разместить уложив детей спать, нежась в ванной или просто по пути на работу. |
Нужно думать наперед. Зайти по дороге с работы в магазин, или придумать, что готовить на ужин, в последний момент не получится. Придется продумать заранее. Но ничего страшного, планирование питания снова помогает экономить бюджет и упрощает покупки в Интернете. |
Знаете, что нужно. Звонили когда-то из магазина сожителям, чтобы узнать остался ли хлеб и нужны ли еще специи? Больше не надо. Избегаем дублирования покупок - экономим деньги. |
Невозможно выбрать идеальную продукцию. Если вы любите мягкие помидоры и хотите твердый авокадо - убедиться в наличии этих качеств можно только вручную. Тут вам помогут либо отзывы других покупателей, либо описание товара и возможность взаимодействия с продавцом до самого получения товара. |
Спокойно сравниваете цены. Никто не дышит в спину, продавец не смотрит торопящим взглядом, даже постороннего шума магазинов нет. Можно спокойно взвесить необходимость, посмотреть цены и принимать решения по одному продукту за раз. Что, кстати, тоже снижает расходы, при том и денег, и нервов. |
Можно получить не все. Бывает, что каких-то товаров нет в наличии. Это не так страшно, когда вы покупаете что-то в запас, но если у вас был запланирован ужин и нет ключевого ингредиента - это подводит. Стоит всегда оставлять время на то, чтобы вдруг сбегать в магазин или предусмотреть, чем можно заменить недостающий продукт. |
Придерживаетесь списка. В интернет-магазине не получится прихватить с собой пачку чипсов и килограмм мороженного, просто потому что они на вас посмотрели. Импульсивные покупки в прошлом. |
Платная доставка. При том, что онлайн-покупки могут сэкономить, они же добавляют отдельный пункт расходов - доставка. Здесь есть несколько вариантов: забирать заказ самостоятельно или заказывать реже, покупая продукты наперед. |
Получаете все, что нужно, без лишних усилий. Вы можете просто расслабиться на диване или выполнять какие-то домашние дела, продукты приедут сами. Силы и время, необходимые на поход в магазин, можно потратить большей пользой. Или удовольствием. |
Нет «радости охоты». Ноутбуки и телефоны - не самые тактильные объекты - вы не можете почувствовать яблоко через экран. Также можно пропустить акции, доступные только в магазине. Можно попробовать совместить офлайн и онлайн-покупки, чтобы получить максимум удовольствия и выгоды. |
E-Grocery - перспективная сфера, которая уже начала свое необратимое развитие. Да, риск и возражения есть. Первый нужно принять, вторые - проработать. Если вы все-таки решились пойти в эту сферу, нужно тщательно продумать план действий и подготовиться. Одним из важных этапов подготовки будет разработка ресурса - сайта или мобильного приложения, подключение системы учета и оплаты, чтобы и вам, и вашим покупателям было удобно. С этим мы можем вам помочь.