Wezom
Wezom
Команда IT-компании
23.11.2020

4 закона e-Grocery или как продавать продукты в интернете

Wezom
Wezom
Команда IT-компании
23.11.2020
23.11.2020
5.0
5191
0

Сразу к делу: е-Grocery - это продажа и покупка продуктов питания в Интернете. И здесь есть два основных подхода. Первый - сделать заказ в местном продуктовом, и либо забрать самому, либо заказать доставку. Второй - заказать продукты в крупной компании с доставкой на дом. Такой подход популярен в США, с компаниями типа Amazon или Netgrocer.

У нас же онлайн рынок продуктов только набирает популярность. Тем не менее, появляется все больше и больше игроков, так, в период пандемии открылся сервис доставки овощей и фруктов OVO. Еще один представитель этой сферы - нашумевший онлайн-супермаркет foodex24, который был открыт за две недели. Почитав интервью этих ребят, не остается сомнений, что онлайн-рынок в Украине встречают с интересом и перспективы у него солнечные.

Взглянем на 4 основных правила е-Grocery.

кто первый, у того преимущество

1. Кто первый, у того преимущество

В этой сфере главный не спрос, а предложение. Потребители не знают, чего можно ожидать от онлайн сервиса, хотя и ожидают, что это опыт будет проще, чем в офлайн. Они могут и не задумываться о чем-то, но стоит им это показать, и они сразу захотят. Например, Amazon Prime предложил бесплатную двухдневную доставку. Клиенты, возможно, и не требовали этого, но теперь ждут не меньшей оперативности во всех сферах.

Как видите, предложение формирует ожидания. Предложить можно что угодно: отслеживание заказа, выбор времени доставки, систему бонусов и скидок. Что из этого больше оценят потребители - вопрос времени.

2. Масштаб имеет значение

Тут все просто. Условно у вас есть 1000 клиентов, в каких условиях вам проще и выгоднее организовать доставку: если они разбросаны в радиусе 1000км или сосредоточены в 100км? Ответ очевиден. Чтобы оправдать расходы на доставку должно быть достаточное количество покупателей в пределах определенного радиуса. Иначе придется располагать центры себе в ущерб. Но и эту проблему можно решить, даже не одним способом.

Некоторые бизнесы вместо того, чтобы вкладывать деньги и открывать отдельный центр для выполнения заказов, они используют свои магазины с той же целью - пока покупателей нет, продавец может собрать онлайн-заказы.

Другие магазины кооперируются со службами доставки. Но тут возникает ряд вопросов: будут ли третьи стороны поддерживать стандарты безопасности пищевых продуктов? Не пострадает ли репутация продавцов? Останутся ли цены приемлемыми?

Еще один вариант - объединить силы с неконкурентными онлайн-магазинами. Так удастся оптимизировать расходы на доставку и выдержать конкуренцию со стороны крупных игроков на рынке.

3. Специалисты - основа всего

Человеческий ресурс может определить шансы компании на успех. Или утопить ее. В e-Grocery, чтобы конкурировать с крупными компаниями, нужно хорошо разбираться не только в своей сфере, но и в технологиях, диджитал планировании и организации технической стороны. Для этого нужны соответствующие специалисты, найти которых бывает сложно. Вот несколько советов по набору сотрудников, когда хотите в диджитал:

  • Наймите директора по цифровым технологиям или аналогичного сотрудника. Видение и технические знания такого специалиста могут привести к цифровой трансформации всей организации.
  • Сформируйте должности для специалистов по обработке данных, технических инженеров и других экспертов.
  • Предлагайте больше преимуществ: возможности для развития, дополнительная гибкость, удаленная работа и, важнее всего, ощущение смысла и цели.
  • Создайте инновационную среду. Высоко ценится открытость к риску, командное мышление и построение решений, четкие карьерные пути и убедительное признание результатов работы.
  • Будьте готовы платить рыночные ставки и вознаграждать сотрудников за привлечение новых. Для привлечения и удержания лучших специалистов придется предлагать конкурентоспособную и привлекательную оплату и стимулы.

новые технологии способствуют росту

4. Новые технологии способствуют росту

Две составляющие e-Grocery - подготовка и доставка заказов - увеличивают операционные расходы. Здесь на помощь приходят технологии. Диджитализация и автоматизация помогают оптимизировать затраты и ускорить процессы. Но это серьезное вложение, убедитесь, что для вашего масштаба оно окажется рентабельным.

Автоматизация добралась и к доставке «последней мили». Да, есть определенные трудности: для беспилотных автомобилей еще нет правил, к тому же покупатель должен быть дома во время доставки. Тем не менее, первые примеры уже есть, беспилотные автомобили Ford доставляют пиццу Domino's в Майами. Скорость внедрения технологий легко недооценить, так что наблюдаем, оцениваем и вовремя реагируем.

Как преуспеть в e-Grocery?

Само явление интернет продажи продуктов питания не ново, но нынешний рост бьет все рекорды. Этот рынок определяет не спрос, а предложение, а значит то, что продавцы и другие участники этой сферы делают сейчас, определяет, как она будет выглядеть позже. Если вы хотите развиваться в этом направлении, придется постараться:

  • Сформировать ценностное предложение. Определите основные элементы и отличия вашего бизнеса, дайте покупателю обещание, которое готовы выполнить. Анализируйте целевую аудиторию, чтобы ваши ценности совпадали.
  • Создать надежную модель прогнозирования спроса. Посчитайте свою потенциальную долю рынка, определите оптимальное сочетание предложений на доставку и самовывоз.
  • Разработать свой информационный ресурс. Это поможет оптимизировать процессы и сделать учет максимально надежным. Выберите поставщиков. Не каждый магазин имеет в штате необходимых специалистов для разработки сайтов. Это и не нужно. Вы можете заказать ее у профессионалов.
  • Изменить свою организацию и операционную модель, чтобы встроить цифровые технологии в основу. Согласуйте структуру отчетности и договоритесь о правах на принятие решений и способах работы. Потребуются надежные планы и стратегии в области человеческого ресурса.

Преимущества и недостатки онлайн продажи продуктов питания

Поскольку эта сфера становится все популярнее, споров тоже становится больше. Сначала кажется, что преимущество e-Grocery очевидно - экономия времени. Но экономят ли онлайн-покупки деньги? Вот уже и вопрос. Если хотите идти в эту сферу, вы должны понимать, что риск есть всегда и возражений тоже может быть много. Давайте взглянем на этот вопрос со стороны покупателя.

преимущества и недостатки онлайн продажи продуктов питания

Преимущества

Недостатки

Делаете покупки в любое время.

Не нужно проверять часы работы магазина. Заказ можно разместить уложив детей спать, нежась в ванной или просто по пути на работу.

Нужно думать наперед.

Зайти по дороге с работы в магазин, или придумать, что готовить на ужин, в последний момент не получится. Придется продумать заранее. Но ничего страшного, планирование питания снова помогает экономить бюджет и упрощает покупки в Интернете.

Знаете, что нужно.

Звонили когда-то из магазина сожителям, чтобы узнать остался ли хлеб и нужны ли еще специи? Больше не надо. Избегаем дублирования покупок - экономим деньги.

Невозможно выбрать идеальную продукцию.

Если вы любите мягкие помидоры и хотите твердый авокадо - убедиться в наличии этих качеств можно только вручную. Тут вам помогут либо отзывы других покупателей, либо описание товара и возможность взаимодействия с продавцом до самого получения товара.

Спокойно сравниваете цены.

Никто не дышит в спину, продавец не смотрит торопящим взглядом, даже постороннего шума магазинов нет. Можно спокойно взвесить необходимость, посмотреть цены и принимать решения по одному продукту за раз. Что, кстати, тоже снижает расходы, при том и денег, и нервов.

Можно получить не все.

Бывает, что каких-то товаров нет в наличии. Это не так страшно, когда вы покупаете что-то в запас, но если у вас был запланирован ужин и нет ключевого ингредиента - это подводит. Стоит всегда оставлять время на то, чтобы вдруг сбегать в магазин или предусмотреть, чем можно заменить недостающий продукт.

Придерживаетесь списка.

В интернет-магазине не получится прихватить с собой пачку чипсов и килограмм мороженного, просто потому что они на вас посмотрели. Импульсивные покупки в прошлом.

Платная доставка.

При том, что онлайн-покупки могут сэкономить, они же добавляют отдельный пункт расходов - доставка. Здесь есть несколько вариантов: забирать заказ самостоятельно или заказывать реже, покупая продукты наперед.

Получаете все, что нужно, без лишних усилий.

Вы можете просто расслабиться на диване или выполнять какие-то домашние дела, продукты приедут сами. Силы и время, необходимые на поход в магазин, можно потратить большей пользой. Или удовольствием.

Нет «радости охоты».

Ноутбуки и телефоны - не самые тактильные объекты - вы не можете почувствовать яблоко через экран. Также можно пропустить акции, доступные только в магазине. Можно попробовать совместить офлайн и онлайн-покупки, чтобы получить максимум удовольствия и выгоды.

E-Grocery - перспективная сфера, которая уже начала свое необратимое развитие. Да, риск и возражения есть. Первый нужно принять, вторые - проработать. Если вы все-таки решились пойти в эту сферу, нужно тщательно продумать план действий и подготовиться. Одним из важных этапов подготовки будет разработка ресурса - сайта или мобильного приложения, подключение системы учета и оплаты, чтобы и вам, и вашим покупателям было удобно. С этим мы можем вам помочь.

Как вам статья?
5.0
Проголосовало: 3
Давайте обсудим Ваш проект
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
wezom logo
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях
Этот сайт использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя. Продолжая просматривать сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie.