Смоделируем ситуацию: у вас есть некий продукт, который вы решаете продвигать одновременно по нескольким каналам. Вы публикуете посты со ссылками на свой сайт в соцсетях, делаете Email-рассылку, запускаете контекстную рекламу и так далее. Трафик на сайт идет, клиенты делают заказы, все здорово. Но!
Откуда именно и в каких количествах идет этот трафик? Как понять, какой канал продвижения оказался наиболее эффективным, а в какой вы продолжаете безрезультатно вливать большие деньги? Как отсечь нерентабельные каналы продвижения и сконцентрироваться на самых дееспособных? Именно в этих вопросах нам и помогут метки UTM (Urchin Tracking Module).
Что такое UTM-метки
UTM-метки — это функциональные элементы кода, которые вшиваются в URL и позволяют отслеживать трафик из различных источников. Каждый клик юзера по ссылке передает системе сведения, откуда этот пользователь пришел, какая реклама сработала в этом конкретном случае. Можно даже отследить некоторые действия посетителей непосредственно на сайте.
Для чего нужны UTM-метки?
Ответ очевиден: UTM-метки помогают оценить разные источники трафика, выбрать наиболее эффективные, не тратить деньги впустую. Научившись создавать и использовать такие метки, вы сможете сократить бюджеты на продвижение в несколько раз, при этом не снизив эффективность рекламной кампании, а зачастую даже повысив ее.
Также с помощью UTM можно проводить A/B-тестирование рекламных кампаний и материалов. Например, вы параллельно запускаете две email-рассылки с разным содержанием, при этом хотите понять, какой подход работает лучше. Достаточно добавить соответствующие UTM-метки в эти письма, и вы узнаете, сколько пользователей перешло к вам на сайт с каждого из них.
Важное уточнение! Существуют браузерные расширения, которые автоматически «чистят» URL от таких отслеживающих элементов, как UTM. Но пользуются ими лишь единицы, и маловероятно, что для вашей рекламной кампании это будет иметь хоть какое-то значение.
Из чего состоит UTM-метка?
URL с UTM обязательно имеют два элемента: параметр, который вы отслеживаете, и его значение. Выглядит это следующим образом:
Вы можете добавить в одну ссылку до пяти параметров. Причем три из них — обязательные. Об этом — далее!
Параметры UTM-меток
- utm_source — название рекламной площадки
Здесь вы прописываете наименование источника трафика: google и т. д.
- utm_medium — тип рекламного материала
В этом параметре нужно указать задействованный тип рекламы: cpc, display, social_cpc и т. д. Основные значения utm_medium приведены в следующей таблице:
- utm_campaign — название рекламной кампании
Данный параметр вы можете прописать как угодно. Единственное требование — использовать латиницу. Примеры: my_first_campaign, magazin_mebeli и тому подобное.
Необязательные параметры UTM
Если хотите получить больше полезной информации, можете использовать UTM-метки со вспомогательными параметрами:
-
utm_term — «ключевик», инициировавший показ рекламного объявления;
-
utm_content — вспомогательные данные, которые можно отслеживать в ситуации, когда остальные параметры совпадают.
Здесь нужно небольшое пояснение по параметру utm_content.
Рассмотрим на примере. Вы размещаете на странице кликабельный баннер со ссылкой и текст (тоже со ссылкой) на этой же странице в другом месте. Соответственно, некоторые параметры UTM совпадают. Чтобы «разделить» трафик с них, и используется дополнительный параметр utm_content:
utm_content=zero_block120×50 — кликабельный баннер;
utm_content=zero_block_text — текст со ссылкой.
Такой подход применяется не очень часто, но мы должны были о нем рассказать в любом случае.
Как использовать UTM-метки?
UTM — очень универсальный инструмент, который можно применять в рекламе, продвижении и маркетинге. Для наглядности предлагаем рассмотреть несколько примеров, как и где они используются, а где без них можно обойтись.
- Контекстная реклама
Метки в контекстной рекламе применяются довольно часто, но на самом деле здесь они могут не понадобиться, потому как поисковики предоставляют собственные инструменты для отслеживания источников трафика:
- в Google можно использовать gclid, которая, по сути, автоматически проставляет разметку, дает вам в итоге всю необходимую информацию. При этом не нужно выполнять никаких дополнительных действий;
- Таргетированная реклама
Здесь ситуация противоположная — именно с помощью UTM вы сможете отслеживать эффективность рекламы и входящий трафик. Вшивать метки в URL для рекламных материалов можно и нужно.
- Разного рода гостевые публикации и публикации в соцсетях
Отслеживаются данные по типам трафика и интеграции, по названиям площадки и контента. К тому же вы можете применить параметр utm_term, использующийся для получения дополнительных данных. Например, информации о размерах площадки, с которой идет трафик.
- Email-рассылки
Отслеживать трафик с email нужно обязательно, потому что иначе не получите никакой статистической информации. А вы должны понимать, какие письма работают лучше и с каких к вам на сайт приходит больше всего пользователей.
- Офлайн-реклама
Да, у вас действительно есть возможность использовать UTM для отслеживания эффективности рекламы в режиме офлайн. Речь идет о QR-кодах — в них вшивают URL уже с метками. Разумеется, этот формат вряд ли даст такие же объемы трафика, как предыдущие, но его тоже можно задействовать.
А как насчет SEO-продвижения?
Никак. Здесь UTM не используются от слова совсем, потому как вы можете просто добавить на сайт HTML-коды соответствующих систем аналитики и получать все необходимые данные на панели вебмастера. Поэтому смысла применять UTM в SEO нет. Возможно, в будущем это изменится, но пока что ситуация такая, как мы описали.
Что такое динамические переменные в UTM?
Несложно догадаться, что динамические UTM-метки — это те, что способны менять свое значение. Пример: если вы задействуете utm_term=, то Я.Директ заменит значение на «ключевик», инициировавший показ объявления.
Добавим, что некоторые динамические переменные в Google отличаются. Поэтому будьте внимательны, не перепутайте параметры для разных платформ.
Динамические параметры в Google ADS
Как создать UTM-метку?
Самый очевидный способ — создание UTM-меток вручную. Необходимо взять интересующую ссылку, поставить после нее «?», а далее прописать каждое значение, расставляя между ними знак «&», отделяя тем самым одно от другого.
То есть вы вручную создаете подобную структуру:
https:/?utm_source=referal&utm_medium=patrners&utm_campaign=cource_sail
Способ абсолютно рабочий. Но, когда вам нужно сгенерировать десяток меток, делать это вручную неудобно и долго. К тому же есть риск допустить элементарную синтаксическую ошибку, а UTM-разметка такого не прощает. Из-за них метка попросту не будет работать, «сломает» ссылку. С целью экономии времени и нервов мы рекомендуем использовать генераторы UTM. Их более чем достаточно, притом от разных площадок:
Принцип работы подобных генераторов схож: вы прописываете URL страницы, указываете источники трафика, задаете обязательные и необязательные параметры (при необходимости) и сразу получаете результат.
Большинство генераторов UTM дают соответствующие подсказки и рекомендации. Особых сложностей в их использовании обычно не возникает.
Советы по созданию UTM-меток
- Старайтесь применять однотипную структуру меток, помечая ссылки. Это существенно упростит работу и вам, и вашим коллегам. Особенно актуально, если в проект вовлечена группа специалистов.
- UTM-метки чувствительны к регистру. Стандартом считается использование нижнего регистра. Но вы можете применять и верхний, только чередовать их не стоит, чтобы потом не было путаницы.
- Пробелы в метках, как и в URL, не ставятся. Вместо них для разделения слов можно использовать нижнее подчеркивание — «_».
- Очевидно, что знающий пользователь распознает URL с UTM визуально. Для большинства это некритично. Но если вы не хотите лишний раз отпугивать аудиторию длинными ссылками и очевидным наличием в них меток, то можете воспользоваться любым удобным сервисом по сокращению URL.
- Если в вашей ссылке есть символ «#», очень важно разместить UTM перед ним. Например, для страницы http://site.com/#basket корректный вид URL с меткой будет таким: http://site.com/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc#basket.
- В ссылке не должно быть более одного вопросительного знака. Соответственно, если ваша ссылка выглядит так: http://site.com/?basket, то ее корректное внедрение следующее: http://site.com/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc#basket.
- Не нужно вшивать метки во внутренние страницы вашего веб-сайта. Поступив таким образом, вы, во-первых, не сможете полноценно отслеживать изначальный источник трафика, во-вторых, создадите путаницу в статистике.
Важное дополнение! Некоторые сайты могут некорректно работать с UTM-метками. Распространенная проблема: метка при загрузке в браузере попросту частично обрезается и, соответственно, не работает. Обязательно проверьте, передаются ли искомые параметры через URL с метками. Если нет, рекомендуем обратиться непосредственно к разработчикам сайта для выяснения причин проблемы и их устранения.
Отслеживание статистики по UTM-меткам
Итак, вы создали метки, интегрировали их в соответствующие URL, запустили рекламную кампанию и начали привлекать трафик. Что дальше? Как отслеживать статистику по данным меткам? Где ее смотреть?
Статистика для Google Analytics
Перейдите в свой аккаунт Аналитики, далее: «Источники трафика» — «Весь трафик» — «Источник/канал». Здесь находятся нужные вам данные по utm_source и utm_medium.
Чтобы получить доступ к дополнительным значениям — utm_campaign, utm_term и utm_content, достаточно в «Источниках» выбрать «Кампании» — «Все кампании».
Обратите внимание на кнопку «Доп. параметр» в верхней части таблицы. Здесь в выпадающем меню вы можете выбрать «Ключевое слово» либо «Содержание объявления», чтобы получить больше полезной информации.
Вывод
Метки Urchin Tracking Module — очень полезный инструмент для сбора статистики, с помощью которого можно легко, сравнительно быстро и по сути бесплатно повысить эффективность своей рекламной кампании, оптимизировав расходы. Более того, обладая должным опытом и знаниями, любой желающий может генерировать и использовать эти метки самостоятельно, не привлекая сторонних специалистов.
С другой стороны, важно помнить, что умение генерировать и внедрять UTM — это лишь малая часть задачи. Необходимо постоянно отслеживать статистику, использовать полученные результаты с пользой для рекламной кампании и совершенствовать ее. В противном случае знания об источниках трафика не дадут вам особых преимуществ.
Поэтому, если вы не уверены в своих силах и знаниях, лучше доверить эту работу специалистам. Например, в компании Wezom услуга SMM предусматривает соответствующие работы с метками, они уже включены в стоимость услуги. Обращайтесь!