
Начиная разработку любого IT-продукта, или запуская новый проект, вы наверняка столкнетесь с таким понятием как RoadMap - дорожная карта проекта. Это тот самый первый шаг на любом пути, без которого невозможно начать движение, потому что непонятно куда. Те, кто уже сталкивался с роадмапами, знают об этом, и очень ценят этот инструмент. Но если вам пришлось с ним встретиться впервые, могут возникнуть определенные вопросы. В этой статье мы постараемся на них ответить.
Road map, что это
Roadmap проекта - это документ, который кратко но по существу описывает стратегию развития чего-либо. Нельзя конкретно определить, для чего именно составляется роадмап, ведь вариантов может быть множество: это может быть какой-то продукт, определенный проект, или даже сегмент рынка.
Роадмап создается на начальном этапе, чтобы четко визуализировать глобальный план или стратегию развития проекта. Ведь это поможет в дальнейшем сонаправить все усилия. Но также роадмапы могут создаваться и на уже готовых предприятиях, с целью предусмотреть стратегию внедрения определенных изменений. Сюда относится и выпуск нового продукта, и модернизация производства, и реформация компании, и, конечно, диджитализация бизнеса.
Из чего состоит?
В первую очередь роадмап должен описывать цели. Это первая и главная составляющая этого стратегического документа. Цели могут быть краткосрочными или долгосрочными, но главное - они должны быть глобальными. Не нужно описывать, какой сотрудник что должен сделать, нужно описать конечный результат работы всего отдела, компании или даже рынка, в зависимости от того, для чего именно составляется roadmap.
Вторая незаменимая составляющая дорожной карты - это этапы, или шаги. Дело в том, что самая окончательная глобальная цель достигается не за одно действие, а значит к ней есть целый путь. Важно расписать этот путь, разделив все цели на этапы: что делается в первую очередь, что затем, а что в самом конце. И здесь важно опираться не только на краткосрочность или долгосрочность цели, но и на то, как она влияет на конечный результат. Достижение некоторых целей может быть необходимым условием для того, чтобы команда могла приступить к реализации следующих. Поэтому поэтапность роадмапа должна быть тщательно продумана.
И еще один важный, но не обязательный элемент - сроки. Вы можете указывать сроки реализации конкретной цели или завершения какого либо этапа. А можете и не указывать. Сроки - это полезная составляющая подобных стратегических планов, но тем не менее, иногда их невозможно определить заранее, поэтому часто роадмапы обходятся и без них. Относительно этого критерия даже существует определенная классификация roadmap проекта: с указанием сроков, без такового, и гибридный, где указаны лишь некоторые важные даты.
Какие задачи решает?
Конечно, главная задача роадмапа - это визуализация стратегии развития проекта, продукта, компании или другой единицы. Благодаря этому артефакту у вас всегда будет наглядное определение того, каких именно целей необходимо достичь (и, возможно, в какие сроки). А значит, отталкиваясь от роадмапа вы сможете строить конкретные планы, которые обязательно будут вести по направлению к цели.
Также это отличный способ информировать всех заинтересованных лиц о планах и процессах. Так, roadmap помогает держать в курсе событий всех, кто причастен к проекту. Давайте поговорим об этом немного подробнее.
Для кого предназначены дорожные карты?
Как вы уже поняли, роадмап проекта важен для всех, кто в этом проекте задействован. Не важно, идет ли речь о разработке продукта, продвижении компании или создании нового предприятия. Среди действующих лиц можем выделить основные группы: инвесторы, ТОП-менеджмент компании, сотрудники, команда разработки. Дело в том, что каждого из них коснутся любые изменения, а значит, они должны быть готовы к ним и двигаться в нужном направлении.
- Инвесторы: люди, которые вкладывают деньги в ваши проекты, как никто другой хотят знать о том, куда пойдут их средства, когда им ждать результат и чем они рискуют. Максимально лаконично сориентировать их по всем интересующим вопросам как раз таки и поможет роадмап, где описаны все основные цели, а также поставлены важные для реализации даты.
- ТОП-менеджмент: велика вероятность, что представители именно этой категории и будут заниматься разработкой roadmap проекта, но нельзя сказать, что если не было бы других участников, он был бы не нужен. Роадмап помогает структурировать цели и пожелания по проекту, а также увидеть стратегию его развития как процесс, смещая фокус с цели на путь ее достижения, что способствует более реалистичным ожиданиям.
- Сотрудники компании: люди, которым необходимо будет работать с итогами ваших изменений или нововведений должны быть в курсе. Для них этот артефакт должен отображать те моменты, которые ожидают непосредственно представителей этой категории в процессе: изменения в графике, структуре, порядках, возможно также сроки внедрения и так далее.
- Команда разработки: поскольку мы фокусируемся на разработке диджитал решений, стоит упомянуть, что в этом случае роадмап необходим не только заказчику, но и исполнителю. Дорожная карта помогает разработчикам выстраивать более четкие планы и структурировать свою работу так, чтобы прийти к глобальной цели при минимальных усилиях и затратах.
Как видите, целевая аудитория роадмапа весьма разнообразна, и, что характерно, отличаться будут и сами роадмапы. Поэтому для одного продукта их придется сделать несколько. Поскольку одна из важнейших характеристик этого документа - лаконичность, необходимо излагать только те этапы и цели, которые имеют значение для читателя и затрагивают непосредственно его. Не стоит тратить время и внимание участников на задачи других действующих лиц.
Виды roadmap
Мы уже определили, что дорожные карты не бывают одинаковыми. Даже на одном проекте их должно быть несколько и они будут отличаться. Так, в зависимости от целевой аудитории можно выделить целых четыре различных вида карт. Также мы выяснили, что по показателю времени роадмапы также могут отличаться, и выбор будет зависеть только от особенностей конкретно взятого проекта. Но и это не все классификации, которые могут быть.
Типы дорожных карт
Предлагаем вам рассмотреть одну из самых ключевых классификаций дорожных карт - по функциям, которые они выполняют. Или, другими словами, по предмету, стратегия развития которого описывается. Мы уже упоминали, что roadmap может создаваться для проекта, продукта и так далее. Давайте же рассмотрим эту классификацию в полной мере:
- Продуктовые roadmaps: описывают стратегию создания, выхода на рынок и развития определенного продукта - нового, или уже существующего.
- Проектные roadmaps: изображают течение реализации конкретного проекта.
- Отраслевые roadmaps: демонстрируют развитие отраслей рынка и различных сегментов.
- Корпоративные roadmaps: показывают стратегию развития и трансформации компании.
- Образовательные roadmaps: прорабатывают стратегию повышения квалификации персонала или внедрения других образовательных программ.
Цели roadmap
Для любого проекта как новой затеи роадмап несет определенную ценность. А заключается она в решении важных задач планирования и достижения определенных целей:
- описать план развития проекта;
- структурировать видение и понимание целей проекта;
- предоставить предмет первоначальной отчетности;
- создать основу для дальнейшего планирования;
- предусмотреть основные события в реализации проекта;
- обеспечить единое понимание движения продукта всей командой;
- согласовать работу всех участников;
- обеспечить предметное основание для обсуждений и дальнейших решений.
Как построить дорожную карту продукта?
Теперь, когда мы выяснили, что такое роадмап, для чего он нужен, какие они бывают и чего помогают достичь, давайте выясним, как его создать. Для того, чтобы у вас на проекте появился такой полезный инструмент как roadmap, необходимо выполнить несколько несложных шагов:
- Определитесь с целевой аудиторией. Мы уже говорили, что роадмап создается под конкретную аудиторию, и определиться с ней - это первый шаг в его создании. Вы можете определить несколько сегментов, и тогда для каждого придется проделать отдельно все остальные шаги.
- Определитесь со структурой. Что именно вы будете описывать, будете ли указывать временные рамки и какой тип раодмапа вы создаете. Эти моменты важно определить сразу, ведь при попытке что-то изменить по ходу действий вы рискуете получить неструктурированную “кашу” из информации.
- Определите основные цели. Помните, роадмап - это краткое изложение, поэтому не углубляйтесь и не расписывайте множество конкретных задач. Только глобальные цели, на какой бы срок они ни были рассчитаны.
- Продумайте стратегию. Вот теперь самое время задуматься о том, что принесет вам реализация каждой цели и в какой последовательности их необходимо выстроить.
- Отслеживайте и корректируйте. Roadmap - не свод законов, этот документ может меняться по ходу. Рекомендуем сразу определить человека, который будет отвечать за мониторинг хода действий, а также внесение корректировок в дорожную карту.
Создание роадмапа - не сложный, но очень полезный процесс, который поможет лучше организовать реализацию задуманного. Для того, чтобы удобно расписать и оформить этот документ, существует множество онлайн-инструментов, хотя по сути достаточно флипчарта и маркера. Мы в WEZOM используем роадмапы повсеместно - в разработке, в стратегическом планировании, в общении с клиентами.