Виктория
Виктория
IT Sales Manager
26.01.2022

Что такое roadmap: виды, примеры

Виктория
Виктория
IT Sales Manager
26.01.2022
26.01.2022
4.4
12339
0

Начиная разработку любого IT-продукта, или запуская новый проект, вы наверняка столкнетесь с таким понятием как RoadMap - дорожная карта проекта. Это тот самый первый шаг на любом пути, без которого невозможно начать движение, потому что непонятно куда. Те, кто уже сталкивался с роадмапами, знают об этом, и очень ценят этот инструмент. Но если вам пришлось с ним встретиться впервые, могут возникнуть определенные вопросы. В этой статье мы постараемся на них ответить. 

Road map, что это

Road map, что это

Roadmap проекта - это документ, который кратко но по существу описывает стратегию развития чего-либо. Нельзя конкретно определить, для чего именно составляется роадмап, ведь вариантов может быть множество: это может быть какой-то продукт, определенный проект, или даже сегмент рынка.  

Роадмап создается на начальном этапе, чтобы четко визуализировать глобальный план или стратегию развития проекта. Ведь это поможет в дальнейшем сонаправить все усилия. Но также роадмапы могут создаваться и на уже готовых предприятиях, с целью предусмотреть стратегию внедрения определенных изменений. Сюда относится и выпуск нового продукта, и модернизация производства, и реформация компании, и, конечно, диджитализация бизнеса.

Из чего состоит?

В первую очередь роадмап должен описывать цели. Это первая и главная составляющая этого стратегического документа. Цели могут быть краткосрочными или долгосрочными, но главное - они должны быть глобальными. Не нужно описывать, какой сотрудник что должен сделать, нужно описать конечный результат работы всего отдела, компании или даже рынка, в зависимости от того, для чего именно составляется roadmap. 

Вторая незаменимая составляющая дорожной карты - это этапы, или шаги. Дело в том, что самая окончательная глобальная цель достигается не за одно действие, а значит к ней есть целый путь. Важно расписать этот путь, разделив все цели на этапы: что делается в первую очередь, что затем, а что в самом конце. И здесь важно опираться не только на краткосрочность или долгосрочность цели, но и на то, как она влияет на конечный результат. Достижение некоторых целей может быть необходимым условием для того, чтобы команда могла приступить к реализации следующих. Поэтому поэтапность роадмапа должна быть тщательно продумана. 

И еще один важный, но не обязательный элемент - сроки. Вы можете указывать сроки реализации конкретной цели или завершения какого либо этапа. А можете и не указывать. Сроки - это полезная составляющая подобных стратегических планов, но тем не менее, иногда их невозможно определить заранее, поэтому часто роадмапы обходятся и без них. Относительно этого критерия даже существует определенная классификация roadmap проекта: с указанием сроков, без такового, и гибридный, где указаны лишь некоторые важные даты. 

Какие задачи решает?

Конечно, главная задача роадмапа - это визуализация стратегии развития проекта, продукта, компании или другой единицы. Благодаря этому артефакту у вас всегда будет наглядное определение того, каких именно целей необходимо достичь (и, возможно, в какие сроки). А значит, отталкиваясь от роадмапа вы сможете строить конкретные планы, которые обязательно будут вести по направлению к цели. 

Также это отличный способ информировать всех заинтересованных лиц о планах и процессах. Так, roadmap помогает держать в курсе событий всех, кто причастен к проекту. Давайте поговорим об этом немного подробнее. 

Для кого предназначены дорожные карты?

Как вы уже поняли, роадмап проекта важен для всех, кто в этом проекте задействован. Не важно, идет ли речь о разработке продукта, продвижении компании или создании нового предприятия. Среди действующих лиц можем выделить основные группы: инвесторы, ТОП-менеджмент компании, сотрудники, команда разработки. Дело в том, что каждого из них коснутся любые изменения, а значит, они должны быть готовы к ним и двигаться в нужном направлении. 

  • Инвесторы: люди, которые вкладывают деньги в ваши проекты, как никто другой хотят знать о том, куда пойдут их средства, когда им ждать результат и чем они рискуют. Максимально лаконично сориентировать их по всем интересующим вопросам как раз таки и поможет роадмап, где описаны все основные цели, а также поставлены важные для реализации даты. 
  • ТОП-менеджмент: велика вероятность, что представители именно этой категории и будут заниматься разработкой roadmap проекта, но нельзя сказать, что если не было бы других участников, он был бы не нужен. Роадмап помогает структурировать цели и пожелания по проекту, а также увидеть стратегию его развития как процесс, смещая фокус с цели на путь ее достижения, что способствует более реалистичным ожиданиям. 
  • Сотрудники компании: люди, которым необходимо будет работать с итогами ваших изменений или нововведений должны быть в курсе. Для них этот артефакт должен отображать те моменты, которые ожидают непосредственно представителей этой категории в процессе: изменения в графике, структуре, порядках, возможно также сроки внедрения и так далее. 
  • Команда разработки: поскольку мы фокусируемся на разработке диджитал решений, стоит упомянуть, что в этом случае роадмап необходим не только заказчику, но и исполнителю. Дорожная карта помогает разработчикам выстраивать более четкие планы и структурировать свою работу так, чтобы прийти к глобальной цели при минимальных усилиях и затратах. 

Как видите, целевая аудитория роадмапа весьма разнообразна, и, что характерно, отличаться будут и сами роадмапы. Поэтому для одного продукта их придется сделать несколько. Поскольку одна из важнейших характеристик этого документа - лаконичность, необходимо излагать только те этапы и цели, которые имеют значение для читателя и затрагивают непосредственно его. Не стоит тратить время и внимание участников на задачи других действующих лиц. 

Виды roadmap

Виды roadmap

Мы уже определили, что дорожные карты не бывают одинаковыми. Даже на одном проекте их должно быть несколько и они будут отличаться. Так, в зависимости от целевой аудитории можно выделить целых четыре различных вида карт. Также мы выяснили, что по показателю времени роадмапы также могут отличаться, и выбор будет зависеть только от особенностей конкретно взятого проекта. Но и это не все классификации, которые могут быть. 

Типы дорожных карт

Предлагаем вам рассмотреть одну из самых ключевых классификаций дорожных карт - по функциям, которые они выполняют. Или, другими словами, по предмету, стратегия развития которого описывается. Мы уже упоминали, что roadmap может создаваться для проекта, продукта и так далее. Давайте же рассмотрим эту классификацию в полной мере: 

  • Продуктовые roadmaps: описывают стратегию создания, выхода на рынок и развития определенного продукта - нового, или уже существующего. 
  • Проектные roadmaps: изображают течение реализации конкретного проекта.
  • Отраслевые roadmaps: демонстрируют развитие отраслей рынка и различных сегментов.
  • Корпоративные roadmaps: показывают стратегию развития и трансформации компании.
  • Образовательные roadmaps: прорабатывают стратегию повышения квалификации персонала или внедрения других образовательных программ. 

Цели roadmap

Для любого проекта как новой затеи роадмап несет определенную ценность. А заключается она в решении важных задач планирования и достижения определенных целей: 

  • описать план развития проекта; 
  • структурировать видение и понимание целей проекта; 
  • предоставить предмет первоначальной отчетности; 
  • создать основу для дальнейшего планирования; 
  • предусмотреть основные события в реализации проекта; 
  • обеспечить единое понимание движения продукта всей командой; 
  • согласовать работу всех участников; 
  • обеспечить предметное основание для обсуждений и дальнейших решений. 

Как построить дорожную карту продукта?

Как построить дорожную карту продукта?

Теперь, когда мы выяснили, что такое роадмап, для чего он нужен, какие они бывают и чего помогают достичь, давайте выясним, как его создать. Для того, чтобы у вас на проекте появился такой полезный инструмент как roadmap, необходимо выполнить несколько несложных шагов: 

  1. Определитесь с целевой аудиторией. Мы уже говорили, что роадмап создается под конкретную аудиторию, и определиться с ней - это первый шаг в его создании. Вы можете определить несколько сегментов, и тогда для каждого придется проделать отдельно все остальные шаги. 
  2. Определитесь со структурой. Что именно вы будете описывать, будете ли указывать временные рамки и какой тип раодмапа вы создаете. Эти моменты важно определить сразу, ведь при попытке что-то изменить по ходу действий вы рискуете получить неструктурированную “кашу” из информации. 
  3. Определите основные цели. Помните, роадмап - это краткое изложение, поэтому не углубляйтесь и не расписывайте множество конкретных задач. Только глобальные цели, на какой бы срок они ни были рассчитаны. 
  4. Продумайте стратегию. Вот теперь самое время задуматься о том, что принесет вам реализация каждой цели и в какой последовательности их необходимо выстроить. 
  5. Отслеживайте и корректируйте. Roadmap - не свод законов, этот документ может меняться по ходу. Рекомендуем сразу определить человека, который будет отвечать за мониторинг хода действий, а также внесение корректировок в дорожную карту. 

Создание роадмапа - не сложный, но очень полезный процесс, который поможет лучше организовать реализацию задуманного. Для того, чтобы удобно расписать и оформить этот документ, существует множество онлайн-инструментов, хотя по сути достаточно флипчарта и маркера. Мы в WEZOM используем роадмапы повсеместно - в разработке, в стратегическом планировании, в общении с клиентами.

Как вам статья?
4.4
Проголосовало: 16
Давайте обсудим Ваш проект
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
wezom logo
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях
Этот сайт использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя. Продолжая просматривать сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie.