Возможно, в названии этой статьи вас насторожит иностранное слово. Но все не так уж сложно, как кажется. Поэтому давайте разбираться. Термин «релевантность» произошел от английского слова «relevance» (что означает «актуальность») и представляет собой степень соответствия, актуальности и достоверности информации. Проще говоря, это уровень удовлетворенности пользователя, отражение того, насколько полученный ответ соответствует его потребностям. Ответы бывают нерелевантными или релевантными, что означает, что информация может быть неважной, несвоевременной или все с точностью до наоборот — актуальной и значимой.
Релевантные запросы Google являются достаточно важными для SEO-продвижения, поскольку страницы, которые лучше всего подходят по своему содержанию, обычно находятся в верхней части выдачи. Осталось разобраться, какой контент поисковик оценит как релевантный. Об этом мы и расскажем в нашем материале.
О релевантности поиска простыми словами
Релевантность в поиске — это соотношение точности между запросом человека и результатами выдачи Google. Все дело в том, что у пользователей интернета уже сформированы высокие ожидания. Благодаря планке, установленной Google, люди ожидают точных, релевантных и быстрых результатов.
Мы думаем, что у каждого был негативный опыт, когда вы искали информацию и получали кучу бесполезных, не связанных между собой результатов. Хоть раз испытав такое, вы точно знаете, что могут чувствовать пользователи, когда увидят то, что им не подходит. Скорее всего, разочарование и желание перейти на сайт конкурента. Так что релевантный запрос — это неотъемлемая часть пользовательского опыта и результативности работы сайта.
Примеры релевантности в поиске
Чтобы понять, что такое релевантность поиска, давайте посмотрим, как это работает на практике.
Например, пользователя интересуют практические вопросы относительно того, какие особенности разных моделей смарт-часов и какие из них будут в приоритете. Тогда человек введет в поисковую строку «как выбрать смарт-часы».
Результатом может быть такая страница поисковой выдачи.
На ней пользователь увидит справа медийную рекламу с продвигаемыми моделями смарт-часов. А на первых страницах поиска будут гайды, в которых описаны основные критерии выбора, отличия смарт-часов от фитнес-браслета.
Если главная цель пользователя — покупка нового гаджета, то, скорее всего, он введет в поиск коммерческий запрос (например, «купить смарт-часы»). В таком случае на странице поисковой выдачи будет больше рекламных материалов.
А первые позиции органического поиска займут маркетплейсы и сайты-агрегаторы.
Владельцы сайтов имеют возможность точно настроить релевантность поиска, чтобы дать пользователю более четкий ответ на его запрос. При этом будут учтены цель поиска, приоритеты бизнеса, геолокация пользователя, наличие ключевых слов в контенте, размещенном на сайте.
Согласитесь, если пользователь поставит перед поисковой системой более четкую задачу или вопрос, то, скорее всего, он получит нужный ответ. А нам с вами теперь осталось разобраться, каким образом поисковик решает, как ранжировать страницы в поиске.
Виды релевантности поисковых запросов
Существует несколько подходов к оценке релевантности запросов, и все из них зависят от того, как пользователи взаимодействуют со страницами на сайте и как контент, размещенный на них, оценивается поисковыми системами. Рассмотрим их детальнее:
-
Формальный подход. Он имеет большое значение для определения приоритета в поисковых результатах. Здесь окончательное решение принимает поисковик, сравнивая содержимое индексируемой страницы с запросом пользователя. В основе — использование алгоритмов и искусственного интеллекта, предварительно обученных тому, чтобы выбирать оптимальный результат. Этот подход является основой для ранжирования сайтов в результатах поиска.
-
Содержательный подход. В данном случае актуальность страницы оценивается аудиторами — специально обученными людьми, которые анализируют соответствие сайта запросу, его дизайн, достоверность содержания, удобство использования и другие факторы. На основе множества критериев они принимают решение о качестве ресурса в целом.
-
Пертинентный подход. В этом случае измеряется, насколько результаты поиска соответствуют запросу пользователя с точки зрения семантики. Даже если содержание сайта на данной странице не является лучшим в сравнении с другими ресурсами, трафик на эту страницу может убедить поисковую систему в ее актуальности и релевантности.
Какой из подходов преобладает, остается коммерческой тайной корпорации Google.
Как критерии влияют на релевантность сайта
Мы уже разобрались, как формируется соответствие результатов поиска запросам пользователей. Сейчас давайте рассмотрим, могут ли владельцы сайтов влиять на этот процесс. Сразу стоит подчеркнуть, что ключевой фактор в данном вопросе — качество контента, размещенного на страницах веб-ресурса. Контент должен быть информативным, привлекательным и подробным, а также хорошо структурированным. Еще одно требование — отсутствие переспама. Наибольшее доверие со стороны алгоритмов поисковых систем вызывают сайты, которые предлагают уникальное, привлекательное и ценное содержание.
Ищете способы привлечь больше клиентов в свой бизнес? Оптимизируйте свои рекламные кампании с помощью Google Ads: Локальные кампании! Наши профессиональные специалисты помогут вам настроить эффективные локальные кампании, чтобы привлечь целевую аудиторию и увеличить продажи.
Также необходимо уделить внимание юзабилити (удобству использования) ресурса и другим факторам. Но давайте обо всем по порядку.
Внутренние
В основе внутренних факторов, которые считаются фундаментальными для того, чтобы определить релевантность контента запросу пользователя, являются ключевые фразы и слова. Оцениваются их частота и органичность использования. Также будут учтены:
-
объем текста и его структура;
-
информативность и уникальность контента;
-
разнообразие способов включения ключевых слов, в том числе их непосредственное использование, разбавление и применение синонимов;
-
наличие ключевых слов в заголовках (Title) и заголовках первого уровня (H1), в тексте ссылок (ссылочные анкоры), в метатегах и других элементах контента (но здесь важно не переусердствовать);
-
регулярная публикация новых статей на сайте.
Кроме качества контента, на ранжирование влияют технические параметры работы сайта, включая быструю загрузку страниц, доступность веб-ресурса, правильную кодировку, автоматическое обновление файлов robots.txt и sitemap.xml, отсутствие битых ссылок и дублированного контента.
Внешние
В этом контексте важными факторами становятся популярность сайта и частота ссылок на него с других тематических ресурсов. Если ваш контент интересен пользователям и они ценят его, то это считается положительным фактором и влияет на релевантность поисковых запросов.
Одним из важных аспектов является состояние ссылочного профиля. Алгоритмы будут исследовать не только количество внешних ссылок, но и их качество. Например, если авторитетное издание с большой базой читателей, хорошими техническими параметрами упоминает вашу статью как полезную, это может существенно повлиять на репутацию сайта в целом. Правда, еще важно тематическое соответствие веб-ресурсов.
Категорически стоит избегать упоминаний на сомнительных площадках, так называемых спамных. Это может только привести к наложению штрафов на сайт.
Поведенческие
Для оценки релевантности страницы большое значение имеет пользовательский опыт. Важными параметрами становятся метрики, которые оценивают актуальность сайта: количество посещений и выполненных действий, время, проведенное на нем, эффективность call-to-action и частота возвращения пользователей на ту или иную страницу.
Поэтому владельцам сайтов важно обратить внимание на удобство пользования веб-ресурсом, что напрямую влияет на то, сколько времени пользователь может оставаться на сайте, глубину его просмотра и конверсию. Будут оцениваться юзабилити ресурса, внутренняя перелинковка, а также структура материалов (в приоритете — короткие абзацы, наличие маркированных списков и подзаголовков).
В конечном итоге ключ к увеличению релевантности заключается в тщательной и продуманной стратегии, которую применяет SEO-специалист.
Как рассчитать релевантность сайта?
Релевантность запроса оценивается поисковыми системами с помощью алгоритмов. Но полная информация об этих разработках Google до сих пор закрыта не только для обычных пользователей, но и для опытных специалистов по SEO. Анализируя результаты, выданные поисковиком, мы можем лишь предугадывать принципы, на которых основана работа алгоритмов, исходя из описанных выше факторов.
Если сравнивать работу разных поисковиков, становится понятно, что они похожи в том, что основываются на идее выбора наиболее подходящего сайта, учитывая его популярность и содержание.
Основное различие заключается в приоритетности результатов, которые будут показаны в выдаче.
Можно ли самому проверить релевантность страницы?
Существует несколько методов, позволяющих оценить релевантность запросов.
Первый — это ручной способ. Чтобы определить, подходит ли страница для конкретного запроса, просто введите ключевые слова в поиск и изучите результаты. Дополнительно вы можете воспользоваться специальной функцией от Google. Для этого в строке поиска после ключевых слов добавьте «site: domain».
Очевидно, что данный способ трудоемкий, поэтому для того, чтобы выполнить анализ релевантных запросов ключевых слов, лучше воспользоваться онлайн-сервисами. Тем более, что их существует довольно много.
Есть несколько онлайн-сервисов, которые помогут вам проверить релевантность как всего сайта в целом, так и содержания отдельных страниц.
Например, в этом поможет Serpstat. Использование такого инструмента даст возможность увидеть позиции каждой страницы в результатах по конкретным запросам и регионам. После детального аудита станет понятно, какие страницы следует доработать.
Среди функций онлайн-сервиса Dashword — проверка оптимизации текста перед публикацией и мониторинг страниц после. Таким способом можно проконтролировать тенденции трафика и предупредить, если страница теряет или не получает трафик.
Выбор конкретного сервиса зависит от ваших предпочтений. Если результаты проверки релевантности страницы с помощью того или иного инструмента покажутся субъективными или недостаточно точными, не стесняйтесь использовать несколько различных источников анализа и сравнивать их результаты.
Способы повышения релевантности страниц
Мы уже обсудили, что такое релевантные поисковые запросы, как провести их анализ и как они влияют на ранжирование. Теперь давайте рассмотрим, какими способами можно увеличить релевантность и эффективно использовать соответствующие ключи для продвижения.
Мы предлагаем вам несколько рекомендаций по улучшению качества контента:
-
оптимизируйте теги Title и H1. Эти элементы играют большую роль в оценке соответствия страницы запросу в поиске;
-
разместите ключевые слова в заголовках и подзаголовках. Заголовки от H1 до H6 имеют большую значимость на странице, чем обычный текст. Этот прием увеличивает релевантность страницы и улучшает навигацию для пользователей;
-
избегайте спама ключевых слов. Не стоит перегружать текст на странице ключами. Лучше используйте синонимы, разные словоформы;
-
оптимизируйте теги Alt для изображений. Это еще один элемент, по которому будет оцениваться релевантность;
-
создайте систему внутренней перелинковки. Это покажет алгоритмам более значимые страницы и поможет пользователям быстрее и точнее переходить с одной на другую;
-
оптимизируйте сниппет, что позволит вам повысить кликабельность страниц.
Кроме того, необходимо держать на контроле технические параметры сайта и usability.
Вместо заключения
Подводя итоги, еще раз подчеркнем: держите курс на качество контента, его информативность и пользу для людей. Это обеспечит популярность вашего веб-ресурса среди пользователей и позволит повысить доверие со стороны поисковых алгоритмов.
SEO продвижение сайта - это набор методов и стратегий, направленных на оптимизацию, которая заключается в улучшении видимости по релевантным запросам и увеличении посещаемости сайта в поисковых системах Google, Bing, Baidu, Yahoo!, DuckDuckGo или YouTube.
FAQ
Что значит релевантный запрос?
Релевантным является такой запрос, который максимально отображает тематическое содержание страницы сайта. Причем для поисковых алгоритмов имеют значение цель пользователя, его местонахождение, предыдущий опыт.
Как определить релевантность?
Элементарная проверка релевантности запроса доступна с помощью ручного метода — ввода ключа в поисковую строку и добавление сочетания «site:domain-name». Более точную информацию даст использование онлайн-инструментов (например, Serpstat).
Как повысить релевантность страницы?
Существует целый ряд способов повышения релевантности страницы, среди которых — использование ключевых запросов в заголовках, атрибутах alt к изображениям и в метатегах, наполнение страниц качественным контентом. Кроме того, важно уделить внимание техническим параметрам сайта и улучшению юзабилити в целом.