click fraud detection
0 800 755 007
(Бесплатно по Украине)

Что такое доставка последней мили?

1667

Клиент интернет-магазина всегда хочет получить свой заказ максимально быстро, желательно не выходя из дому. Решение этой задачи стало общей «болью» всей индустрии e-commerce. На первый план выходит «доставка последней мили» - последнее звено всей цепочки поставок: от склада до двери покупателя. Сделать такую доставку удобной и выгодной – один из самых сложных «ребусов» современной логистики.

Какая проблема с доставкой последней мили?

Какая проблема с доставкой последней мили

Парадокс, но финальная часть процесса доставки – самая дорогая. Почему так?

Все дело в том, что у поставщика есть множество небольших заказов с разными адресами. И вместо того, чтобы отправить один грузовик, который просто перевезет все товары с одного склада на другой, ему приходится вести множество курьеров с небольшими грузами.

Сколько стоит доставка на последней миле?

Сколько стоит доставка на последней миле

Стоимость доставки последней мили в среднем составляет 300 гривень за посылку. Если же говорить о крупных грузах (бытовая техника, мебель), то стоимость доставки может превысить и тысячу гривень. В борьбе за клиента интернет-магазины часто берут с пользователей лишь часть стоимости, покрывая разницу за счет собственной прибыли. Или даже стараются предложить бесплатную доставку.

И если прибыль со среднестатистического заказа компании меньше, чем стоимость его доставки, эти убытки сложно чем-то перекрыть.

Почему доставка последней мили такая дорогая?

Почему доставка последней мили такая дорогая

И все же, логистика «последней мили» не имеет дела с огромными расстояниями и дальними перевозками. Тогда почему она такая дорогая? Ответов несколько:

1. Расход топлива

Доставка по городу отличается от междугородних грузоперевозок. Скорость движения ограничена дорожной обстановкой, необходимостью постоянно менять скорость и маневрировать. Прибавьте к этому проблемы с качеством дорог, и все становится ясно – расход топлива на последней миле очень высок.

2. Остановки и простои

Именно последняя миля часто становится «бутылочным горлышком» всего процесса доставки. В городах водители и транспорт часто подвергаются риску, застревают в пробках и работают «вхолостую». Бизнесу приходится платить не только за перерасход топлива, но и за время водителей.

3. Неудавшиеся доставки

При работе с крупными подрядчиками такой проблемы обычно не возникает (их склады никуда не денутся, а время работы хорошо известно). Но когда товар нужно доставить отдельно взятому человеку, переменных слишком много. Заказ может не добраться до покупателя по ряду причин:

  • Заказчика не предупредили о доставке и он не может ее принять;
  • Заказчика нет дома из-за несвоевременной доставки;
  • Нет возможности выбрать время доставки;
  • Неправильный адрес покупателя.

До 5% доставок «последней мили» оказываются неудавшимися, и каждая из них несет вред бюджету и репутации поставщика.

4. Сложные маршруты

Из-за огромного количества остановок водители временами путаются и сбиваются с пути,без толкового построения маршрута транспорту приходится наматывать лишние километры. Такой нефункциональный километраж может составлять до 10% всего пробега автопарка компании.

5. Возврат и обмен

В e-commerce доля возврата товаров может достигать 20%. Товар может не подойти клиенту, не устроить его качеством или просто стать больше не нужным. Компаниям приходится выделять значительные ресурсы на работу с возвратом и обменом, так что сложность последней мили повышается.

Как решить проблему последней мили?

Как решить проблему последней мили

Рассчитывать на «фантастику» в лице роботов-доставщиков или дронов пока не приходится. Помощь сторонних логистических компаний или копирование готовых решений у гигантов e-Commerce требуют cерьезных финансов и доступны очень немногим. Но есть и более простые решения, позволяющие значительно оптимизировать доставку, эффективнее управлять автопарком и минимизировать риски.

Современные IT-решения для логистики помогают компаниям удовлетворять пользователей, не теряя прибыли.

1. Отслеживание заказов и уведомления

GPS-навигация помогает отслеживать водителей и посылки в режиме реального времени. Так, вместо того чтобы говорить клиентам приблизительное время доставки, поставщик может предоставить им возможность следить за ней онлайн или получать уведомления о статусе и местоположении. Это снижает вероятность неудавшейся доставки, а также уменьшает нагрузку на колл-центр и менеджеров. Сотрудникам не придется постоянно отвечать на звонки клиентов с вопросами о заказах.

2. Автоматическое планирование маршрута

Вместимость транспорта, пожелания клиентов по поводу времени доставки, график работы водителей и прочее - менеджерам потребуется много времени, чтобы учесть все эти факторы и проложить маршрут вручную. Специальный софт позволяет делать это быстрее и гораздо эффективнее.

3. Мобильное приложение

Смартфоны во многом предопределили прорыв в доставке последней мили. Если бы каждый человек не носил в кармане компьютер, массово координировать такие поставки было бы невозможно. Мобильные приложения для водителей помогают им придерживаться маршрута и корректировать его в случае необходимости. Кроме того, так можно отследить местоположение посылок с помощью GPS в реальном времени. Покупатели могут немедленно подтверждать получение посылки в приложении.

4. Изменение маршрута на ходу

Планирование доставки последней мили само по себе трудоемкое. Так что когда покупатель в последний момент меняет адрес или время доставки – это проблема. Попытка перепланировать все руками с нуля вручную может занять несколько часов.

TMS и CRM-решения сегодня умеют автоматически перенаправлять маршруты: с учетом расположения всех доставщиков, их расписания, местоположения и предпочтительного времени доставки.

Специалисты Wezom имеют опыт создания подобных систем, заточенных под логистику последней мили. Для сервиса доставки еды IKURA мы разработали CRM, которая позволяет отслеживать маршрут и статус доставки курьерами. Ряд процессов логистики IKURA удалось автоматизировать.

5. Работа с сезонным спросом

Сезон праздничных распродаж всегда означает для e-commerce увеличение количества заказов, а вместе с ним и большую нагрузку на команду доставки. IT-решения для логистики помогают прогнозировать кризисы и заблаговременно готовиться к ним: увеличивать автопарк, привлекать дополнительных курьеров, создавать дополнительные складские запасы.

У вас остались вопросы?

Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.

0/5
Полезность
Проголосовали 0
Как вам статья?
Давайте обсудим Ваш проект
Давайте начнем
беседу!
КОММЕНТАРИИ0
Возможно
Продвижение сайта на Wordpress начинается с того, что первым бросается в глаза новому посетителю —…
Александр Вострецов
Александр Вострецов
По оценкам McKinsey, цифровая зрелость стала одним из главных факторов жизнеспособности ресторана во время коронакризиса.…
Wezom
Wezom
Невозможно быть экспертом во всем. Наши клиенты, как правило, выдающиеся эксперты в своей рыночной нише,…
Wezom
Wezom
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА РАССЫЛКУ АЙТЫЖБЛОГ
Хотите получать 
интересные статьи?